Профессиональное определение обучающихся с инвалидностью в образовательных организациях СПО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 25.01.2021

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Сокольникова, Н. Е. Профессиональное определение обучающихся с инвалидностью в образовательных организациях СПО / Н. Е. Сокольникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77909/ (дата обращения: 16.11.2024).



Каждый год мы выпускаем все больше специалистов с инвалидностью на рынок труда и тогда встает вопрос с дальнейшим трудоустройством. Практика показывает, что трудоустроиться по многим специальностям проблематично. Работодатели не заинтересованы в создании дополнительных условий для специалистов- инвалидов, а специалисты инвалиды не всегда могут приспособиться к производственному процессу на общих условиях.

Большинство наших выпускников либо пользуются своими льготами и продолжают обучения в других образовательных организациях, либо встают на учет в Центр занятости населения.

Исключения составляют те выпускники, которые смогли устроиться на удаленной работе, так называемый фриланс. Фриланс — это деятельности, при которой физическое или юридическое лицо нанимает частное на определённый срок или для решения определённой задачи, не зачисляя его в штат. Часто заключая обычный договор.

В связи с этим логично предположить, что при подготовке специалистов среднего профессионального образования необходимо ориентировать обучающихся с инвалидностью на реализацию в будущем индивидуальной деятельности, предпринимательства. В нашем колледж почти все профессии и специальности способствуют индивидуальной деятельности. Это и парикмахеры, и швеи, и логисты.

В связи с этим разумно было бы организовать Центр развития предпринимательских компетенций в структуре базовых профессиональных образовательных организаций и/или профессиональных образовательных организаций.

Основная идея такого центра генерации идей и развития предпринимательских навыков обучающихся ПОО, в том числе с инвалидностью.

Цель такого Центра:

– содействие развитию профессиональных и предпринимательских навыков и применению профессиональной квалификации в условиях самозанятости посредством формирования прикладных профессиональных и профессионально-личностных компетенций, развития предпринимательского потенциала и мотивации на самозанятость обучающихся ПОО (в т. ч. обучающихся с инвалидностью, выпускников и начинающих предпринимателей).

Основными задачами являются:

  1. Мотивация — стимулирование обучающихся к созданию собственного бизнеса и реализации предпринимательских инициатив.
  2. Ресурсное обеспечение — создание условий для развития профессиональных и предпринимательских навыков и применения профессиональной квалификации в условиях самозанятости обучающихся ПОО, в т. ч. с инвалидностью.
  3. Поддержка — обеспечение информационной доступности и прозрачности мер по поддержке предпринимательских инициатив со стороны самоуправления и государственной власти, бизнеса и общественных организаций; формирование организационной и коммуникативной среды, обеспечивающей взаимодействие с субъектами инфраструктуры поддержки предпринимательства, установление доверительных отношений между представителями власти, начинающими предпринимателями и самозанятыми.

Деятельность данного центра должны быть направлена на профориентацию, то есть мониторинга предпринимательского потенциала и мотивирования на будущее определение обучающегося к самозанятости, выявление способностей к предпринимательской деятельности, развитие профессионально- личностных компетенций, разработка индивидуальных планов развития предпринимательских навыков и способности применения профессиональной квалификации в условиях самозанятости, организация информационных мероприятий, семинаров, повышение мотивации для профессионального самоопределения в условиях предпринимательской деятельности.

Кроме того, деятельность центра должна быть направлена на разработку специальных обучающих занятий по созданию бизнес-документации, экономического планирования и других мероприятий необходимых для ведения собственного бизнеса. Необходимо создать условия для организации и реализации кейсов, проработки типичных практических ситуаций с целью применения на практике полученных навыков и технологий, используемых в предпринимательской деятельности.

В этой связи, возможны и проведения региональных конкурсов, лагерей, слетов и иных мероприятий, позволяющих отработать полученные навыки, получить дополнительные обучающие семинары, вебинары с профессиональными бизнес-тренерами, коучами, работающими в направлении продвижения бизнеса в социальных сетях, умению презентовать свои проекты общественности.

Для этого необходимо разработать программы и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в части развития предпринимательских компетенций и формирования адаптированных образовательных программ, учитывающих потребности и возможности обучающихся.

При разработке таких программ необходимо задействовать педагогических работников, психологов, других специалистов ПОО.

Возможны дополнительные образовательные программы, мастер-классы, консультации, встречи с региональными Советами предпринимателей, общественными и профессиональными организациями и объединениями предпринимателей, федеральными, региональными и муниципальными органами власти, контрольно-надзорными органами, учреждениями, кредитными и иными организациями, формирующими инфраструктуру предпринимательства.

В рамках программы необходимо предусмотреть консультации и информационную поддержку по вопросам ведения бизнеса субъектами предпринимательства, содействие в оформлении документов на получение федеральной, региональной и муниципальной форм поддержки предпринимательских инициатив, субсидий для бизнеса, получение кредитов и иных финансовых ресурсов, консультирование по вопросам лицензирования и сертификации отдельных видов товаров, работ и услуг, консультации и экспертное сопровождение по вопросам аудита и ведения управленческого, бухгалтерского и налогового учета и сдачи отчётности, по вопросам бизнес-планирования, по юридическим вопросам, вопросам привлечения кредитных средств и пр.

Раздел «Инклюзивное образование» на сайте БПО (базовой профессиональной организации) должен быть дополнен информацией по вопросам развития бизнеса, нормативных документов (так называемого «образовательного портфеля предпринимателя»).

В плане воспитательной работы необходимо предусмотреть мероприятия, конференции, тренинги по предпринимательству. Участие к городских, региональных мероприятиях, вебинарах. Подготовка к изданию учебной, методической литературы по предпринимательству.

Возможно сотрудничество с колледжами, реализующими программы подготовки по специальности «Предпринимательство», в целях обмена опытом, проведения совместных мероприятий, занятий, конкурсов.

Отдельно можно отметить необходимость популяризации и пропаганды идеи предпринимательства среди выпускников специализированных школ и интернатов для детей с инвалидностью и в целом для молодежи.

При проведении профориентационной работы с абитуриентами существуют рекомендации по выбору профессиональной деятельности обучающихся с учетом специфических особенностей развития обучающихся, которые могут быть дополнены возможными вариантами самоопределения будущего специалиста-инвалида.

Литература:

  1. Белозерова, Е. В. Профессиональная реабилитация инвалидов / Е. В. Белозерова // Человеческие ресурсы. — 2013. — N° 1. — С. 29–31.
  2. Больницкая, А. Н. Инвалиды и общество / А. Н. Больницкая // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2014. — № 4 (122). — С. 119–127.
  3. Наберушкина, Э. К. Обзор социальных проблем инвалидности в контексте занятости, социальной политики и социальных дистанций / Э. К. Наберушкина // Журнал исследований социальной политики. — 2017. — Т. 15, № 2. — С. 333–340.
  4. Новожилова, О. В. Инвалид на рынке труда / О. В. Новожилова // Социологические исследования. — 2001. — № 2. — С. 130–134.
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, профессиональная квалификация, инвалидность, индивидуальная деятельность, мероприятие, навык, предпринимательский потенциал, развитие, собственный бизнес, условие самозанятости.


Похожие статьи

Оценка образовательных результатов обучающихся в учреждениях СПО

Профессионально-ориентированный уровень обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Инклюзивное профессиональное образование в области безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Проблемы дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями при обучении в СПО

Воспитательная работа с молодежью в организациях среднего профессионального образования и ее отражение на официальных сайтах учреждений СПО

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла

Организация проектной деятельности учащихся СПО по экономическим дисциплинам

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Готовность учителя начальных классов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Похожие статьи

Оценка образовательных результатов обучающихся в учреждениях СПО

Профессионально-ориентированный уровень обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Инклюзивное профессиональное образование в области безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Проблемы дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями при обучении в СПО

Воспитательная работа с молодежью в организациях среднего профессионального образования и ее отражение на официальных сайтах учреждений СПО

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла

Организация проектной деятельности учащихся СПО по экономическим дисциплинам

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Готовность учителя начальных классов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Задать вопрос