Современный вуз в системе содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 10.01.2020

Статья просмотрена: 514 раз

Библиографическое описание:

Николаева, И. В. Современный вуз в системе содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью / И. В. Николаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66131/ (дата обращения: 18.12.2024).



Занятость и трудоустройство лиц с инвалидностью и ОВЗ выступает актуальной проблемой как для выпускников, так и для образовательных организаций высшего образования. Несмотря на это, лица с инвалидностью и ОВЗ сталкиваются с рядом проблем: ограниченность в правах, недоступность некоторых видов работ из-за физических проблем, отказ работодателей в трудоустройстве по причине лишних затрат (необходимость организации специальных рабочих мест со специализированным техническим оснащением), психологических особенностей лиц с инвалидностью и ОВЗ, необходимости постоянного лечения. Лица с инвалидностью и ОВЗ испытывают определенные трудности в поиске работы и трудоустройстве по причине ограниченности своих возможностей, неготовности к профессиональной деятельности и в связи с этим нуждаются в поддержке как со стороны государства, так и образовательной организации высшего образования посредством осуществления деятельности по содействию трудоустройству и постдипломному сопровождению.

В статье Т. А. Ярая, Л. О. Рокотянской, А. В. Бородина «Содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение выпускников с инвалидностью и ОВЗ» (сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 217–221) раскрываются некоторые аспекты трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ. Приведены основные направления и содержание работы образовательной организации высшего образования по содействию трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью и ОВЗ. Приведен опыт работы ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» по решению рассматриваемой в статье проблемы [1].

В статье Л. Г. Рыбалкин «Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов, выпускников — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути решения» (Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 3(23). С. 35–39) представляет региональный опыт содействия трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья Сибирского государственного индустриального университета [2].

В статье Л. В. Широковой «Содействие профессиональному развитию и трудоустройству выпускников организаций высшего образования из числа инвалидов и лиц с ОВЗ: проблемы и пути решения» (Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Сборник материалов круглого стола. 2018. С. 69–73) освещен спектр мер, принимаемых службами содействия трудоустройству выпускников организаций высшего образования для помощи при трудоустройстве и профессиональной адаптации выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Определены перспективные направления взаимодействия образовательных организаций, бизнеса и власти в этой сфере [3].

В статье Л. В. Широковой, Е. И. Требушковой «Эффективные практики и инструменты содействия трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции: Профессиональное развитие и трудоустройство студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья: вопросы, проблемы, перспективы. Курск. 2018. С. 24–28) анализируются модели содействия трудоустройства выпускников-инвалидов, передовые технологии ряда российских университетов по созданию инклюзивной образовательной среды и системы профессиональной социализации для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделено необходимости взаимосвязи системы инклюзивного высшего образования с рынком труда [4].

В статье Е. Ю. Мамедова «Трудоустройство лиц с нарушением слуха: проблемы и перспективы» (Вестник психофизиологии. 2018. № 2. С. 158–164) рассматриваются вопросы трудоустройства выпускников с нарушением слуха института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена. Изучается мотивация устройства на работу глухих и слабослышащих выпускников. Анализируются факторы, препятствующие успешному трудоустройству, а также роль государства и вуза в организации работы по трудоустройству этой категории выпускников. Данное исследование представляет собой ретроспективный анализ данных выпускников ИДОиР за последние пять лет, а также результаты опроса и анкетирования. Опрашиваемые выпускники имели следующие диагнозы: тугоухость и глухота. Выявлен ряд факторов, снижающих конкурентоспособность глухих и слабослышащих выпускников на открытом рынке труда. Предложены меры, направленные на успешное трудоустройство этой категории выпускников. Выявлено, что большая часть трудоустроенных выпускников испытывает неудовлетворенность работой, что связано с отсутствием необходимых навыков по трудоустройству [5].

В статье Э. Т. Кутушева «Профессиональное становление и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Сборник материалов круглого стола: Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья. 2018. С. 43–46) описывается инклюзивное образование, основные барьеры, которые необходимо преодолеть для создания доступного и комфортного образования для лиц с ОВЗ, а так же формы содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью [6].

В статье В. А. Кудрявцева, С. Н. Каштанова «Организация и содержание процесса непрерывной профессионализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» (Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 63–64) детализируется понятие «профессионализация», которое рассматривается в контексте социализации и личностно-профессионального развития лиц с ОВЗ и инвалидностью. Непрерывная профессионализация начинается с процесса профориентации абитуриентов на уровне довузовской подготовки, затем ориентирована на студентов и переходит в поствузовское сопровождение для закрепления в профессии. Авторы статьи приводят инновационные примеры разработанных образовательных продуктов: адаптационного модуля и адаптационного on-line курса для обучающихся в вузе лиц с ОВЗ и инвалидностью, которые рассматриваются в качестве инструментов нивелирования всех видов дидактических барьеров [7].

Таким образом, результатом обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ должно выступать не только формирование профессиональных компетенций, но и трудоустройство выпускников в соответствии с полученной специальностью. Тем не менее, трудоустройство выпускника должно сопровождаться помощью в адаптации к профессиональной деятельности со стороны специалистов образовательной организации. Выполнение таких задач следует возложить на специально созданный Центр или отдел содействия трудоустройству выпускников.

Литература:

  1. Ярая, Т. А. Содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение выпускников с инвалидностью и ОВЗ / Т. А. Ярая, Л. О. Рокотянская, А. В. Бородина // Инклюзивные процессы в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы. 2017. С. 217–221.
  2. Рыбалкина, Л. Г. Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов, выпускников — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути решения / Л. Г. Рыбалкина // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 3 (23). С. 35–39.
  3. Широкова, Л. В. Содействие профессиональному развитию и трудоустройству выпускников организаций высшего образования из числа инвалидов и лиц с ОВЗ: проблемы и пути решения / Л. В. Широкова, Т. Е. Игоревна // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции: Профессиональное развитие и трудоустройство студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья: вопросы, проблемы, перспективы. Курск. 2018. С. 24–28.
  4. Мамедова, Е. Ю. Трудоустройство лиц с нарушением слуха: проблемы и перспективы / Е. Ю. Мамедова // Вестник психофизиологии. 2018. № 2. С. 158–164.
  5. Кутушев, Э. Т. Профессиональное становление и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья / Э. Т. Кутушев // Сборник материалов круглого стола: Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья. 2018. С. 43–46.
  6. Кудрявцев, В. А. Организация и содержание процесса непрерывной профессионализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / В. А. Кудрявцев, С. Н. Каштанова // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 63–64.
  7. Широкова, Л. В. Эффективные практики и инструменты содействия трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / Л. В. Широкова, Е. И. Требушкова // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции: Профессиональное развитие и трудоустройство студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья: вопросы, проблемы, перспективы. Курск. 2018. С. 24–28.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, высшее образование, профессиональное развитие, трудоустройство выпускников, инвалидность, трудоустройство студентов, выпускник, образовательная организация, Сборник материалов, трудоустройство лиц.


Похожие статьи

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с интеллектуальной недостаточностью (младшая группа)

Место производственной практики в формировании профессиональной компетентности будущих инженеров-педагогов строительного профиля

Работа педагога и психолога с семьей в системе комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с последствиями перинатального поражения нервной системы

Роль педагога в улучшении трудовой подготовки и формировании общетрудовых умений в школе-интернате для детей с ОВЗ

Проектная деятельность с включением технологии «буккроссинг» как инновационная форма работы с семьями дошкольников по приобщению к чтению

Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР)

Возможности педагогических технологий в формировании профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе посредством иноязычного профессионального самообразования

Потенциал технологий социальной работы при подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни

Учебно-методический комплекс по татарскому языку и литературе как часть поликультурного образования в рамках развития Федеральных государственных образовательных стандартов

Педагогическое сопровождение обучающихся в системе постдипломного образования

Похожие статьи

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с интеллектуальной недостаточностью (младшая группа)

Место производственной практики в формировании профессиональной компетентности будущих инженеров-педагогов строительного профиля

Работа педагога и психолога с семьей в системе комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с последствиями перинатального поражения нервной системы

Роль педагога в улучшении трудовой подготовки и формировании общетрудовых умений в школе-интернате для детей с ОВЗ

Проектная деятельность с включением технологии «буккроссинг» как инновационная форма работы с семьями дошкольников по приобщению к чтению

Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР)

Возможности педагогических технологий в формировании профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе посредством иноязычного профессионального самообразования

Потенциал технологий социальной работы при подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни

Учебно-методический комплекс по татарскому языку и литературе как часть поликультурного образования в рамках развития Федеральных государственных образовательных стандартов

Педагогическое сопровождение обучающихся в системе постдипломного образования

Задать вопрос