Казахстанский парламентаризм: основные принципы деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 13.03.2015

Статья просмотрена: 672 раза

Библиографическое описание:

Калиев, Н. К. Казахстанский парламентаризм: основные принципы деятельности / Н. К. Калиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6.1 (86.1). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16313/ (дата обращения: 17.12.2024).

Становление и развитие парламента и парламентаризма в Казахстане – в новом государстве евразийского пространств, связаны с приобретением независимости и принятием Конституции Республики Казахстан на Общенародном референдуме по инициативе Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева 30 августа 1995 года. Согласно статьи 49 Конституции Казахстана Парламент Республики является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. В свою очередь статья 50 указывает, что Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса. Таким образом, в суверенном Казахстане, в его политической системе были заложены основы для становления и функционирования нового демократического института - парламентаризма. И с первых дней функционирования нового института власти и демократии в Казахстане о нем говорят и пишут политологи, юристы, социологи, публичные политики и депутаты Парламента. Только Парламентом Республики Казахстан проведен ряд международных научно-теоретических конференций [1] [2] [3] [4], не говоря о сотнях научных статьей, дестятках монографии, диссертационных исследовании.

В чем особенность парламентаризма в Казахстане, каковы его основные черты? В политологической и юридической науке давно утвердились следующие слагаемые парламентаризма как важнейшего демократического института: принятие законов и реальный контроль за их исполнением на всех уровнях, формирование правительства страны и контроль за исполнительной властью, действенное участие в определении и осуществлении внутренней и внешней политики государства.

Благодаря политической в реформе, в том числе по двум конституционным реформам, проведенным 1998 и 2007 годах по инициативе Н. Назарбаева, парламентаризм в Казахстане утвердился как государственно-политический институт.

Итоги деятельности профессионального Парламента 1-4 созывов и двух лет работы пятого созыва показывают, что в Казахстане эволюционным путем идет становление подлинного, современного парламентаризма. Парламентский процесс разносторонний, порой противоречивый, непредсказуемый и бурный, стал неотъемлемой составной частью политической культуры и политической истории суверенного евразийского государства.

Через 18 лет функционирования двухпалатного профессионального Парламента, на наш взгяд, можно выделить следующие некоторые особенности казахстанского парламентаризма.

Первая – это постепенно, но стабильно складывающийся профессиональный характер деятельности Парламента, профессионализация депутатского корпуса. В Казахстане депутатская деятельность –это основная работа депутата. Законодательством разрешается совмещение ее только с преподавательской, научной и иной творческой работой.

Вторая – постепенное функциональное совершенствование деятельности Парламента, аппаратов палат и более предметное углубление в законодательный процесс, стремление к глубокому и квалифицированному изучению и регулированию через законодательство общественных отношений и их насущных потребностей исходя из общегосударственных интересов.

Третья – в целом постепенная деидеологизация стиля и содержания работы Парламента (несмотря наличие в нем предствителей трех партии , в том числе коммунистов), усиление в нем прагматических позиций под влиянием политического курса Президента Н.Назарбаева – Лидера Нации.

Для парламентаризма и парламентской деятельности характерны определенные принципы. Известные российские исследователи этих проблем И. Гранкин, А. Лукьянов определяют три основных принципа парламентаризма: народовластие, разделение властей и законность [5] [6]. Исходя из собственного анализа и практики парламентаризма в Казахстане, мы считаем, что указанные принципы неполностью охватывают все стороны многогранной деятельности института парламентаризма. Наряду с этими принципами назвать еще такие принципы, как конституционность, демократизм, принцип представительства и интересов народа, многопартийность, гласность, подотчетность и подконтрольность исполнительной власти.

Принцип конституционности означает строгое выполнение Парламентом во всей своей деятельности конституционых норм, соответствие всех взаимоотношений с Президентом, Правительством и другими ветвями власти, государственными и обшественными институтами этим нормам и требование от них того же.

Принцип демократизма – это осуществление Парламентом во всей системе управления страной принципа народовластия, обеспечение местного самоуправления на разных уровнях, политического и идеологического плюрализма, свободы слова и печати на всей территории страны и в собственной деятельности.

Принцип представительства и интересов народа - представительства народа и его социальных слоев в Парламенте и в местных представительных органах при постоянном обновлении их состава через демократическую избирательную систему при активном участии и реальном контроле со стороны общественных институтов и населения.

Принцип многопартийности – в деятельности самого Парламента, а также в политической, социальной системах общества открытие широкого простора для политического и иделогического плюрализма, защита прав меньшинств и оппозиции, предоставление им реальных возможностей для выражения свох позиций.

Принцип гласности означает – деятельность Парламента, его структур, всего депутатского корпуса должна быть публичной, открытой, прозрачной, избиратели, представители общественных институтов, и средств массовой информации по интересующим их вопросам всегда могут получить полную инфмацию.

Тезисы о принципах деятельности института парламентаризма в перспективе являются очень интересными в научном плане и возможно, их творческое развитие применительно к новым социально-экономическим условиям и правовой деятельности Парламента, а самое главное – согласно изменениям в конституционных и законодательных основах их деятельности.

Необходимо отметить, что одним из важных итогов общественно-политического развития Казахстана за годы независимости является становление в системе государственной власти как неоътемлемого, системообразующего государственного и демократического института, созидательного фактора, отражающего интересы основных политических и социальных сил общества.

Дальнейшее развитие казахстанского парламентаризма должно способствовать упрочению единства власти, демократии, повышению эффективности государственного механизма, обеспечению защиты прав человека, укреплению государственности и созданию условий для дальнейшего движения общества к высотам, намеченным президентской Стратегией «Казахстан-2050».

 

Литература:

1.      Законотворческий процесс в Республике Казахстан: состояние и проблемы. Международная научно-практическая конференция. Алматы, 27-28 марта 1997 года;

2.      Парламентаризм в независимом Казахстане: состояние и проблемы. Международная научно-практическая конференция. Астана, 30 ноября 2002 года;

3.      Перспективы казахстанского парламентаризма как важнейшего института демократии и устойчивого развития страны. Международная научно-практическая конференция. Астана, 27 мая 2005 года;

4.      Парламентаризм в Казахстане: состояние и перспективы развития. Международная научно-практическая конференция. Астана, 22 ноября 2007 года.

5.      Гранкин В.И. Парламент России. М., 2002, с. 5-57;

6.      Лукьянов А.И. Парламентаризм в России (вопросы истории, теории и практики): курс лекций. –НОРМА ИНФРА-М; М., 2010, с.14-25.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, демократический институт, деятельность Парламента, депутатский корпус, исполнительная власть, казахстанский парламентаризм, Парламент Республики, парламентаризм, принцип представительства, реальный контроль.


Задать вопрос