В статье приведены понятия стратегии и транспортного обслуживания, выявлены основные моменты стратегии транспортного обслуживания, описаны этапы проведения анализа при разработке и выборе стратегии транспортного обслуживания.
Ключевые слова:стратегия, транспортное обслуживание, стратегия транспортного обслуживания, логистика, анализ, ресурсы, экологистика.
Для того чтобы определить стратегию транспортного обслуживания, необходимо разобраться с общим понятием стратегии и транспортного обслуживания.
Существует большое количество понятий стратегии. Рассмотрим несколько из них.
И. Ансофф определяет стратегию как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности» [1]. Попытку дать наиболее обобщенное определение стратегии предпринимает Г. Минцберг. Он рассматривает стратегию как единство «5P»: план, образец/модель/шаблон, позиционирование, перспектива и проделка/отвлекающий маневр. Только при взаимодействии этих пяти характеристик стратегия выступает в качестве системной составляющей, обеспечивающей развитие организации [2]. Ведущие ученые в области менеджмента М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури описывают стратегию как детально всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения выполнения миссии организации и достижения ее целей [3].
Таким образом, стратегия — это план или набор действий, составленный благодаря анализу внешней и внутренней среды организации, определяющий ее сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы, благодаря чему принимаются соответствующие управленческие решения по достижению поставленных целей организацией.
Перейдем к понятию транспортного обслуживания.
Транспортное обслуживание — это процесс предоставления транспортных услуг потребителям, в соответствии с установленными нормами и требованиями.
Исходя из данного понятия видно, что транспортное обслуживание — это составляющая часть логистики, т. к. оно включает в себя деятельность по предоставлению услуг транспортными компаниями по организации доставки товара от отправителя до получателя груза соответствующего качества и необходимого количества точно в срок согласно требованиям потребителя с наименьшими издержками.
Стратегия транспортного обслуживания должна соответствовать положению ситуационного подхода, то есть корректироваться, видоизменяться и адаптироваться в условиях сложившейся ситуации под давлением факторов внутренней и внешней среды организации.
На сегодняшний день стратегия транспортного обслуживания должна быть определена для каждого контрагента своя. Вероятность использования общей для всех практически равна нулю, т. к. необходимо использовать разный подход к каждой стороне товаропроводящей цепи. Транспортным компаниям следует проводить детальный анализ всего процесса транспортного обслуживания, чтобы найти оптимальный вариант, который принесет максимальную выгоду и минимальный убыток от сложившихся взаимоотношений.
Стратегия транспортного обслуживания должна включать в себя следующие моменты:
1. Выявление характеристик груза;
2. Выбор вида транспорта;
3. Определение направлений и видов перевозок;
4. Составление оптимального маршрута доставки груза;
5. Самостоятельное обслуживание грузов в пути или использование аутсорсинга;
6. Выбор IT для оптимизации процесса транспортного обслуживания;
7. Анализ существующих тарифов и установление мест их повышения или снижения;
8. Расчет себестоимости перевозок;
9. Определение надежности и гибкости перевозок;
10. Составление транспортной документации, преимущественно в электронном виде.
При разработке или выборе стратегии транспортного обслуживания организации должны провести анализ внешней и внутренней среды.
Первый этап включает анализ макроокружения:
1. Экономическая компонента — позволяет понять способы формирования и распределения ресурсов. Определяется общий уровень экономического развития, структура населения, величина заработной платы, величина транспортного тарифа.
2. Правовая компонента — предполагает изучение законодательства РФ, нормативных актов, документов, касающихся правового регулирования на транспорте.
3. Политическая компонента — определяет направления развития и выявляет приоритетные регионы транспортного обслуживания, оказывает поддержку со стороны государства.
4. Социальная компонента — изучает демографическую структуру населения, уровень мобильности людей, потребительские предпочтения, величину спроса на транспортные услуги.
5. Технологическая компонента — предполагает использование или разработку необходимых технологий для усовершенствования процесса транспортного обслуживания.
Для правильного представления состояния макроокружения необходимо проводить интегрированный анализ всех компонент.
Второй этап включает анализ непосредственного окружения:
1. Потребители — составление профиля тех, кто пользуется услугами транспортной организации.
2. Конкуренты — изучение конкурирующих организаций, сопоставление показателей, связанных с транспортным обслуживанием, выявление конкурентных преимуществ.
3. Рынок рабочей силы — выявление потенциальных возможностей в обеспечении организации соответствующими специалистами в области предоставления транспортного обслуживания.
Третий этап включает анализ внутренней среды самой организации:
1. Цели и миссию организации;
2. Кадровый состав транспортной организации;
3. Финансовое состояние;
4. Информационные технологии, используемые для совершенствования предоставляемых услуг;
5. Ресурсный потенциал и т. д.
Только после осуществления комплексного анализа данных составляющих можно разработать или выбрать соответствующую стратегию транспортного обслуживания.
Одним из главных моментов при разработке и выборе стратегии транспортного обслуживания для транспортных компаний является увеличение количества поставляемых грузов с целью сокращения затрачиваемых ресурсов на их обслуживание, следовательно, полученная экономия будет способствовать увеличению прибыли.
Для этого необходимо оптимизировать следующие виды ресурсов:
1. Пространство — сокращение земельных площадей, занимаемых транспортно-грузовыми объектами, а также разработка оптимального маршрута доставки грузов.
2. Время — уменьшение сроков доставки грузов, продолжительности хранения их на промежуточных складах, сокращение времени под погрузочно-разгрузочные операции и др.
3. Труд — сокращение трудозатрат на выполнение различных операций по доставке груза.
4. Денежные потоки — производить перегруппировку затрат таким образом, чтобы их увеличение на одни операции способствовали экономии в целом по всей системе (синергетический эффект).
5. Энергия — складывается из расхода топлива, технического обслуживания и ремонта различных транспортных средств.
Другим способом экономии ресурсов является увеличение длины маршрута с целью сокращения транспортных расходов в расчете на единицу расстояния перевозки груза.
Также одним из важных моментов является рассмотрение вопросов экологии. Транспортным компаниям необходимо разрабатывать стратегию транспортного обслуживания, учитывая экологические аспекты. Оказание услуг по перевозке грузов следует осуществлять с учетом минимизации негативного влияния деятельности организации на окружающую среду. Также необходимо постоянно совершенствовать транспортный парк, производить своевременный ремонт или комплексную модернизацию.
Уделяя пристальное внимание экологическим аспектам при организации управления цепями поставок, транспортные компании могут использовать стандарт ИСО 14001:2004 «Системы экологического менеджмента», а также развивать направление в области экологистики.
Литература:
1. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989. — 303 с.
2. Петров А. Н. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. — Спб.: Питер, 2005. — 496 с.
3. Мескон М. Х, Альберт М., Хедоури. Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1997. — 704 с.
4. ГОСТ Р 51006–96 Услуги транспортные. Термины и определения.
5. Правдина Н. В. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности: учебное пособие — Ульяновск: УлГТУ, 2011. — 89 с.
6. Миротин Л. Б. Транспортная логистика: учебник для транспортных вузов. — М: «Экзамен», 2002. — 512 с.