Бизнес-процессы при реализации логистической стратегии стоматологической компании
Автор: Говоркова Ольга Константиновна
Рубрика: Логистика и транспорт
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (15) июль 2018 г.
Дата публикации: 02.06.2018
Статья просмотрена: 1407 раз
Библиографическое описание:
Говоркова, О. К. Бизнес-процессы при реализации логистической стратегии стоматологической компании / О. К. Говоркова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 4 (15). — С. 48-55. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/97/3410/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвящена исследованию темы применения логистических стратегий в бизнес-процессах. В данной статье были рассмотрены понятия бизнес-процессов в целом, логистических бизнес-процессов, логистических стратегий.
Ключевые слова: бизнес-процесс, логистический бизнес-процесс, логистическая стратегия, логистическая система.
Бизнес-процесс — это логически упорядоченная последовательность операций, выполнение которой направлено на достижение определенной цели бизнеса. По сути, бизнес-процесс представляет собой комплекс взаимосвязанных задач, которые направлены на достижение результата.
Выделяют следующие группы бизнес-процессов в компаниях:
– Бизнес-процессы управления;
– Производственные бизнес-процессы;
– Обеспечивающие бизнес-процессы;
– Бизнес-процессы развития.
Каждый бизнес-процесс может подразделяться на подпроцессы. Такое явление называют декомпозицией бизнес-процессов.
Что такое логистический бизнес-процесс?
Логистическая система — адаптивная система с обратной связью, выполняющая определенные логистические функции [1].
К логистическим бизнес-процессам относят элементы логистической системы, а именно:
– управление запасами;
– управление снабжением;
– управление производством;
– управление сбытом;
– складирование;
– транспортировка;
– информационная связь;
– сервис;
– управление кадрами.
Что представляет собой каждый бизнес-процесс?
Снабжение является процессом обеспечения и поддержания материального потока (сырья, материалов) в логистической системе.
Управление запасами является процессом обеспечения производства необходимым уровнем запаса сырья. Состоит из подсистем: приемка продукции, отправка продукции на склад, учет продукции.
Производство является процессом создания продукции. Состоит из подсистем: запрос и перемещение сырья, создание продукции.
Сбыт является процессом выбытия произведенного товара или материального потока из логистической системы.
Складирование предполагает хранение произведенного товара или материальных запасов.
Транспортировка предполагает перемещение груза на склад, производство или конечному потребителю.
Информационная связь является процессом обеспечения и поддержания связи элементов системы.
Сервис является процессом предоставления логистических услуг.
Кадровая система является процессом обеспечения системы квалифицированным персоналом.
Бизнес-процессы составляют структуру функционирования организации. От того, насколько эффективно выполняются бизнес-процессы, насколько тщательно продуманы и организованы бизнес-процессы, зависит эффективность функционирования деятельности компании и каждого отдела.
Что такое логистическая стратегия?
Логистическая стратегия представляет собой план действий на какой-то срок.
Рассмотрим структуру организации логистической системы.
Первым шагом является определение миссии предприятия. Миссия определяется как ясное, точное и четкое, вкратце сформулированное видение/предназначение. Миссия предприятия в широком смысле слова, формулируется на основе стратегического предназначения является философией предприятия, его существования. Философия предприятия меняется очень редко. Миссия в узком смысле слова — это сконцентрированное выражение стратегического видения и организационной культуры (уникальность, неповторимость, отличие организаций от подобных). Стратегическое предназначение показывает основные перспективы развития на долгосрочной период, учитывая возможные перемены (будущее, технологии, проблемы и риски, вид и структура). «В чем заключается деятельность, и чем мы будем заниматься?». Формулирование предназначения подчеркивает основное содержание и направления деятельности организации.
Вторым шагом является определение логистической миссии. Логистическая миссия показывает, как прийти к общей миссии предприятия, как ее достичь.
Далее, следует формулирование корпоративной стратегии. Корпоративная стратегия — общая стратегия предприятия и стратегия сфер деятельности предприятия.
Затем, формируется логистическая стратегия. Логистическая стратегия — долгосрочное, качественно определенное направление развития логистики, касающееся форм средств ее реализации в фирме, межфункциональной и межорганизационной координации и интеграции, сформулированное высшим менеджментом компании в соответствии с корпоративными целями функции [1]. Логистическая стратегия устанавливает «как» осуществлять деятельность.
Следующим шагом является определение логистической технологии или концепции. Логистические технологии являются частью стратегий компании и направлены на оптимизацию использования ресурсов.
Затем, происходит организация логистической системы, то есть структуры фирмы, и определение логистических бизнес-процессов, а также логистических операций и функций. Структура организации логистической системы представлена на рисунке 1 (см. ниже).
Рассмотрев структуру организации логистики, можно сказать о том, что логистическая стратегия является уточнением корпоративной стратегии (как делать) и миссии.
Каждый бизнес-процесс нуждается в постоянном обновлении и улучшении. Такое улучшение называют оптимизацией бизнес-процессов.
Процесс оптимизации бизнес-процессов основывается на следующих принципах:
– Измеримость цели, цель должна соответствовать критерию оптимальности логистического решения;
– Адекватность, точность модели;
– Учет изменчивости внутренних и внешних условий;
– Точные, своевременные и оперативные данные о параметрах бизнес-процессов в логистических системах;
– Высококвалифицированный персонал;
– Мониторинг бизнес-процессов в логистических системах;
Логистическая стратегия направлена на оптимизацию ресурсов. Применение правильной логистической стратегии позволит добиться оптимизации процессов.
Рис. 1. Структура организации логистической системы
В зависимости от проблемы, которая присутствует в том или ином бизнес-процессе, необходимо применить соответствующую стратегию.
Ниже представлены 4 вида логистических стратегий, которые применимы для логических бизнес-процессов, в зависимости от существующей проблемы:
1) Стратегия снижения издержек;
2) Стратегия улучшения качества логистического сервиса заключается в улучшении качества выполнения основных логистических операций и функций, поддержка жизненного цикла продукта, поддержка и система управления качеством логистического сервиса.
3) Стратегия минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру заключается в оптимизации конфигурации логистической сети, повышении производительности.
4) Логистический аутсорсинг заключается в принятий решений компании «делать или покупать», фокусирование компании на ключевых областях компетенции [1]
Выделяют 2 основные стратегии оптимизации бизнес-процессов компании:
– Стратегия последовательного совершенствования бизнес-процессов (незначительное улучшение, не требующее больших капиталовложений и затрат, или перестройка, иными словами, исключение неэффективных бизнес-процессов).
– Стратегия радикального изменения, иными словам, реинжиниринг.
Концепция нового подхода предполагает не реорганизацию и улучшение существующих бизнес-процессов, а создание новых бизнес-процессов, которые позволят достичь финансовых задач и удовлетворить потребителей.
Процесс реорганизации бизнес-процессов строится следующим образом:
– Составление карты всех бизнес-процессов;
– Анализ карты бизнес-процессов и выделение основных и вспомогательных бизнес-процессов;
– Моделирование системы существующих бизнес-процессов;
– Расчет показателей эффективности каждого бизнес-процесса;
– Выявление проблем;
– Построение модели новой системы;
– Внедрение новой модели бизнес-процессов.
В настоящее время известны следующие основные инструментарии к оптимизации бизнес-процессов:
– Ранжирование бизнес-процессов;
– SWOT-анализ позволяет определить сильные и слабые стороны бизнес-процессов, возможности и угрозы.
– Бенчмаркинг представляет собой сравнительный анализ показателей бизнес-процесса компании с показателями другой компании.
Рассмотрим логистические бизнес-процессы на примере стоматологических клиник ООО «Практик-2000» и ООО «Стомалюкс».
Рассмотрим логистический бизнес-процесс «Снабжение» в стоматологической клинике ООО «Практик-2000». Заявка на поставку расходных материалов и оборудования составляется еженедельно по необходимости. Затем, осуществляется заказ поставщикам, находящимся в Красноярске и Барнауле. Оплата производится через после поставки в течение 5 дней на основании выставленного счета. При такой системе не нарушается ритм работы клиники. Также, существуют экстренные поставки, которые приходят на следующий день после заказа. Однако, существует проблема отсутствия планомерности заявок, в частности, заранее невозможно предугадать, когда закончится тот или иной препарат.
Для логистического бизнес-процесса «Снабжение» стоматологической клиники ООО «Практик-2000» можно выделить следующие наиболее важные параметры:
– Груз — нужный;
– Качество — необходимое;
– Время — точно-в-срок;
– Затраты — оптимальные;
Для логистического бизнес-процесса «Снабжение» стоматологической клиники ООО «Практик-2000» необходимо использовать такую систему, которая позволит заранее заказывать необходимый препарат. Заявки должны быть планомерные.
Также, рассмотрим логистический бизнес-процесс оказания услуг в стоматологической клинике ООО «Практик-2000». У каждого медицинского препарата есть свой срок годности или срок полезного использования. После того, как препарат доставлен, необходимо его использовать и следить за сроком годности, чем занимается старшая медицинская сестра. Присутствует проблема осуществления должного контроля за сроком годности. Если препарат с коротким сроком годности, то необходимо его использовать быстро, в первую очередь. Если у препарата длительный срок годности, то его можно использовать долго и, соответственно, заказывать реже.
Препараты с истекшим сроком годности подлежат утилизации на специальном предприятии. Все препараты с истекшим сроком годности собираются и вывозятся специализированным предприятием. Это процесс возвратной логистики.
Стоматологическая клиника ООО «Практик-2000» общается с поставщиками напрямую посредством телефонной связи или Интернета. Проблемы, связанные с информационной поддержкой, отсутствуют.
Также, присутствует проблема недостаточно неквалифицрованно оказанной медицинской помощи, что может приводить к некачественному выполнению бизнес-процессов и неудовлетворению клиентов.
Также, рассмотрим логистический бизнес-процесс «Снабжение» в стоматологической клинике ООО «Стомалюкс». Заявки составляются раз в месяц. Заявка отправляется поставщику, и рассматривается в течение недели, поскольку поставка осуществляется после оплаты. При такой системе присутствует такая проблема, что не всегда присутствуют в наличии те препараты, которые необходимы врачам. Соответственно, это создает неудобства для работы врачей. Им приходится замещать какие-то препараты другими, если в наличии нет нужного препарата. В результате, страдает лечебный процесс.
Для логистического бизнес-процесса «Снабжение» стоматологической клиники ООО «Стомалюкс» можно выделить следующие наиболее важные параметры:
– Груз — нужный;
– Качество — необходимое;
– Время — точно-в-срок;
– Затраты — оптимальные;
Для этой клиники необходимо оптимизировать поставку препаратов таким образом, чтобы препараты поставлялись быстро, точно в срок. Заявки должны составляться хотя бы через каждые 2 недели. За счет этого, будет оптимизирован лечебный процесс.
В результате, был делан вывод о том, что стоматологические клиники должны составлять заявки на поставку препаратов в соответствии с потребностями. Препараты должны приходить надлежащего качества и в необходимом количестве, а также в короткий срок. Для этих клиник применима система Just in Time, когда поставка осуществляется точно в срок.
Литература:
- Лукиных, В. Ф. Логистика: учебно-методическое пособие / В. Ф. Лукиных, Н. А. Тод. — Красноярск.: КрасГАУ, 2016. — 43 с.
- Уотерс, Д. Логистика. Управление цепь поставок: Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 503 с. — (Серия «Зарубежный учебник»).
Ключевые слова
бизнес-процесс, логистическая система, логистический бизнес-процесс, логистическая стратегияПохожие статьи
Этапы развития логистического аудита
Статья посвящена исследованию особенностей развития логического аудита. Рассмотрены понятия логического аудита, описаны этапы логистического аудита. Сделан вывод о необходимости проведения логистического аудита на микро- и макроуровнях.
Оптимизация бизнес-процессов систем бухгалтерского учета
В статье рассматриваются вопросы оптимизации бизнес-процессов в системах бухгалтерского учета.
Анализ бизнес-среды организации
В статье изучаются вопросы, связанные с анализом бизнес-среды организации в рамках бизнес-планирования.
Оценка функционирования и развития логистических систем
В рамках представленной статьи проанализированы ключевые моменты, касаемо проблематики процесса оценки функционирования и развития логистических систем.
Теоретические и методологические основы управления логистическими рисками фирмы
В статье рассматриваются существующие методы и подходы к управлению логистическими рисками фирмы. Сделан вывод о необходимости их использования для эффективной деятельности организации.
Моделирование бизнес-процессов: подходы, методы, этапы
Статья посвящена вопросам бизнес-процессам, что представляет собой моделирование бизнес-процессов. Как применяется на практике технология моделирования бизнес-процессов. Главные этапы моделирования бизнес-процессов.
Направления повышения эффективности складской деятельности коммерческого предприятия
В статье рассмотрены проблемы складской деятельности коммерческой организации, ранжированные с помощью метода экспертных оценок. Для наиболее значимых проблем предложены направления и алгоритмы решения, позволяющие повысить эффективность складских пр...
Бизнес-модель как инструмент стратегического управления
В статье автором определено место бизнес-модели в стратегическом управлении предприятием. Проанализированы сущность и функции бизнес-моделирования. Выявлено значение бизнес-модели для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности предприятия...
Методы анализа маркетинговой логистики
Целью данной статьи является рассмотрение методов анализа маркетинговой логистики. В результате написания был определен ряд методов анализа маркетинговой логистики и определено влияние описанных методов на деятельность предприятия.
Разработка бизнес-моделей для оптимизации процессов
В статье автор исследует роль разработки бизнес-моделей для оптимизации процессов, а также основные принципы их проектирования и внедрения.
Похожие статьи
Этапы развития логистического аудита
Статья посвящена исследованию особенностей развития логического аудита. Рассмотрены понятия логического аудита, описаны этапы логистического аудита. Сделан вывод о необходимости проведения логистического аудита на микро- и макроуровнях.
Оптимизация бизнес-процессов систем бухгалтерского учета
В статье рассматриваются вопросы оптимизации бизнес-процессов в системах бухгалтерского учета.
Анализ бизнес-среды организации
В статье изучаются вопросы, связанные с анализом бизнес-среды организации в рамках бизнес-планирования.
Оценка функционирования и развития логистических систем
В рамках представленной статьи проанализированы ключевые моменты, касаемо проблематики процесса оценки функционирования и развития логистических систем.
Теоретические и методологические основы управления логистическими рисками фирмы
В статье рассматриваются существующие методы и подходы к управлению логистическими рисками фирмы. Сделан вывод о необходимости их использования для эффективной деятельности организации.
Моделирование бизнес-процессов: подходы, методы, этапы
Статья посвящена вопросам бизнес-процессам, что представляет собой моделирование бизнес-процессов. Как применяется на практике технология моделирования бизнес-процессов. Главные этапы моделирования бизнес-процессов.
Направления повышения эффективности складской деятельности коммерческого предприятия
В статье рассмотрены проблемы складской деятельности коммерческой организации, ранжированные с помощью метода экспертных оценок. Для наиболее значимых проблем предложены направления и алгоритмы решения, позволяющие повысить эффективность складских пр...
Бизнес-модель как инструмент стратегического управления
В статье автором определено место бизнес-модели в стратегическом управлении предприятием. Проанализированы сущность и функции бизнес-моделирования. Выявлено значение бизнес-модели для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности предприятия...
Методы анализа маркетинговой логистики
Целью данной статьи является рассмотрение методов анализа маркетинговой логистики. В результате написания был определен ряд методов анализа маркетинговой логистики и определено влияние описанных методов на деятельность предприятия.
Разработка бизнес-моделей для оптимизации процессов
В статье автор исследует роль разработки бизнес-моделей для оптимизации процессов, а также основные принципы их проектирования и внедрения.