Основные профессиональные и этические принципы психодиагностики при подготовке будущих профессиональных учителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исмаилова, З. К. Основные профессиональные и этические принципы психодиагностики при подготовке будущих профессиональных учителей / З. К. Исмаилова, Д. О. Химматалиев, А. А. Эгамбердиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 611-612. — URL: https://moluch.ru/archive/86/15509/ (дата обращения: 22.11.2024).

Психологический диагноз ставится в свете всей разнообразной информации об испытуемом, полученной в ходе анализа жизненного пути, поступков, поведения в разных ситуациях, социоэкономических условий, медицинских заключений и пр.

Мы перечислили те сферы практической деятельности людей (в том числе будущих профессиональных учителей), которые традиционно особенно нуждаются в применении психодиагностики; но наряду с ними психодиагностические методы используются в армии, спорте, экстремальных видах деятельности, для повышения эффективности управленческой и групповой деятельности людей.

Ответственность — необходимость отвечать за содержание, интерпретацию и заключение психологического обследования, за все решения, принимаемые в его ходе; обеспечение достоверности, валидности и надежности используемых методик.

Психологи несут ответственность за последствия своей работы и должны удостовериться, насколько возможно, что их услуги не будут использованы неподобающим образом.

Компетентность — владение методологией, теорией психологии и психодиагностики, практическими и методологическими умениями и навыками; Этическая и юридическая правомочность психологического исследования — соответствие статуса и образовательного уровня диагноста существующим требованиям;

Психологи работают в соответствии с научными принципами и обоснованным опытом, чтобы постоянно поддерживать уровень своей профессиональной компетентности.

Психологи рассматривают тип и уровень задачи в свете своей компетентности. Если психологи считают свою компетентность недостаточной, они передают задачу другим или стараются получить указания. Если психологи отказываются от задачи из соображений компетентности, они отвечают, насколько это возможно, за то, чтобы задача была выполнена каким-либо иным способом.

Психологи специально предупреждают, если они применяют методы, устройства и технику, находящиеся еще в стадии испытания и не отвечающие нормальным методологическим стандартам или которыми они еще не до конца овладели.

Психологи не публикуют в целях личной или материальной выгоды работы, которые они не считают обладающими достаточно высоким качеством.

Если психологи имеют личные проблемы такого типа и проявляющиеся в такой степени, что эти проблемы влияют на выполнение их профессиональных обязанностей, они обращаются за профессиональной помощью, чтобы прояснить ситуацию.

Конфиденциальность — хранение профессиональной тайны, неразглашение информации, полученной в ходе психодиагностического исследования;

От психологов в рамках, оговоренных законом или упомянутых в разъяснениях и примерах данного раздела, требуется уважение конфиденциальности в отношении того, что им сообщается в процессе их работы или что они узнали при этом о частной жизни и жизненных обстоятельствах людей. Это относится также к самому факту отношений с клиентом.

1.         Психологи не сохраняют конфиденциальность, если тем самым они наносят вред клиенту. Следует сделать исключения из правил конфиденциальности, если существует явная опасность для клиента или других людей, но информация должна быть передана только тем, кто может предпринимать адекватные действия в данной ситуации.

2.         Исключения из требований конфиденциальности могут быть сделаны, если сами клиенты просят, чтобы информация была передана конкретным людям или учреждениям.

3.         Психологи, работающие в одной группе, могут с согласия клиента передавать информацию о клиенте другим членам этой группы, если это делается в интересах клиента.

4.         Психологи не наводят справки о клиенте без его согласия. Они довольствуются лишь той информацией, которая необходима для выполнения данной задачи.

5.         Когда психологи получают указания относительно клиента, им следует соблюдать конфиденциальность, чтобы избежать упоминания имен или идентифицирующей информации до тех пор, пока это не будет абсолютно необходимо.

6.         Психологи, использующие информацию о клиентах при обучении, в публикациях и пр., должны удостовериться заранее, что на это имеется согласие того (тех), о ком эта информация, и что материал представлен достаточно анонимно.

7.         Когда психологи документируют свою работу, документация содержит только необходимую информацию и заявления.

8.         Истории болезней, письменные документы, магнитофонные записи и другие материалы, связанные с работой, хранятся так, чтобы исключить к ним доступ в настоящем или в будущем лиц, не имеющих на это полномочий.

9.         Для обеспечения конфиденциальности в связи с психологическим обследованием и лечением психологи должны позаботиться о специальной договоренности с лицами, пользующимися их услугами, или о том, чтобы в указании для психолога, отвечающего за этот материал в учреждении, было оговорено

1.                  Благополучие респондента — соблюдение правил добровольности участие в тестировании и информирование его о целях исследования, забота о психологическом состоянии обследуемого в ходе и при завершении психодиагностического исследования;

2.                  Морально-позитивный эффект обследования — принцип «Не навреди»; использование результатов обследования в целях личностного и профессионального роста человека;

3.                  Профессиональная кооперация и квалифицированная пропаганда психологии - использование методик, распространение методик.

При подготовке будущих профессиональных учителей вышеуказанная информация играет особую роль.

 

Литература:

 

1.         Каримов И. А. «Узбекистан на пороге независимости».Ташкент: «Узбекистан», 2011.

2.         Каримов И. А. «Итоги социально-экономического развития республики в 2014 году и важнейшие приоритеты устойчивого развития экономики в 2014 году. Заседание Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 января.

3.         Бодалев В. В..Профессиональная психология».Питер», 2011.

4.         Радугина А. Р. «Педагогика и психология». УчебникМ.: «Прогресс»2009.

5.         Реан.А.,Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика. «Питер», 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): психолог, клиент, информация, психологическое обследование.


Похожие статьи

Методологические основы системного подхода при подготовке учителей профессионального обучения

Основные методические принципы построения и организации сетевых учебно-методических средств обучения

Основные направления работы психолога по профилактике профессиональных стрессов у педагогов

Педагогические основы повышения профессиональной ориентации и способности школьного психолога к выбору профессии для старшеклассников

Организационно-педагогические условия формирования психодиагностической компетентности с помощью информационных и коммуникационных технологий

Современные педагогические технологии как основа качественной подготовки квалифицированных специалистов на основе реализации ФГОС

Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников

Методы измерения профессиональных способностей при подготовке будущего учителя профессионального образования

Педагогические и психологические основы выбора оптимизированного содержания трудового образования

Ценностно-ориентированный подход в системе обучения и воспитания учащихся начальной школы

Похожие статьи

Методологические основы системного подхода при подготовке учителей профессионального обучения

Основные методические принципы построения и организации сетевых учебно-методических средств обучения

Основные направления работы психолога по профилактике профессиональных стрессов у педагогов

Педагогические основы повышения профессиональной ориентации и способности школьного психолога к выбору профессии для старшеклассников

Организационно-педагогические условия формирования психодиагностической компетентности с помощью информационных и коммуникационных технологий

Современные педагогические технологии как основа качественной подготовки квалифицированных специалистов на основе реализации ФГОС

Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников

Методы измерения профессиональных способностей при подготовке будущего учителя профессионального образования

Педагогические и психологические основы выбора оптимизированного содержания трудового образования

Ценностно-ориентированный подход в системе обучения и воспитания учащихся начальной школы

Задать вопрос