От эффективности осуществления государственных закупок зависит успешность функционирования экономики в целом. Однако чрезвычайно важно дать правильное определение эффективности. В России понятие «эффективность» практически сведено к экономии, которая, помимо прочего, часто оказывается мнимой. В настоящей работе показаны основные недостатки существующей системы госзаказа, а так же внесены предложения по оценке экономической эффективности.
Ключевые слова:государственные закупки, эффективность, экономия, конкуренция, экономия.
По данным официального сайта госзакупок на сегодняшний день в обслуживании госзаказа участвуют порядка 250 тысяч заказчиков. [3] Принятие 94-ФЗ, а затем и 44-ФЗ, было призвано заложить основы равного доступа на рынок госзакупок. Однако при стимулировании конкуренции не были учтены риски появления недобросовестной конкуренции. Так, конкурентоспособность поставщика (особенно это касается аукционов) оценивается по единственному критерию (низкая стоимость), а не совокупной экономической эффективности.
Порядка 90 % контрактов заключаются по результатам проведения неконкурентных процедур. Очень высока доля несостоявшихся торгов, причём как в количественном, так и в стоимостном выражении, и эта тенденция роста пока не меняется.
Помимо конкуренции, другим важным показателем экономической эффективности торгов является экономия бюджетных средств. В случае с госзакупками, экономией называется разность между начальной и конечной ценами контракта. Понятно, что речь на самом деле идет только о номинальной экономии, а не реальной с учетом перспективного развития государства.
За период реформы 2005–2006 гг. экономия явно возросла: с 5,35 % до 16,77 %. Общая динамика снижения потерь остаётся, хоть и существуют некоторые различия по годам, но, в целом, в финансовом плане бюджет экономит сотни миллиардов рублей в год. Правда, в последнее время экономия в процентном соотношении опять немного упала, но это не говорит о снижении эффективности закупок. Всё дело в том, что в 2011 году был принят Федеральный закон № 79-ФЗ, в соответствии с которым госзаказчики обязаны обосновать выбор начальной цены. Это сразу привело к снижению максимальных цен контракта на 15–20 %. [1] Затем внёс свою лепту 44-ФЗ, сделав обязательным обоснование как самого объекта закупки, исходя из его необходимости и соответствию плану закупок, так и начальной (максимальной) цены и выбранного способа заказа. [4]
Экономия бюджетных средств за период с 2009 по 2013 гг. превысила 1,3 трлн. руб. благодаря электронным госзакупкам и в первую очередь, благодаря аукционам. По официальной информации (прежде всего ФАС), сэкономленные средства направляются в реальный сектор экономики с большей отдачей. Но многие эксперты уверены, что «экономия», в данном случае, получается «мнимой». Отклонения цен такого рода свидетельствуют не столько об эффективности расходования средств, сколько об искусственном завышении начальных цен и демпинге недобропорядочных поставщиков (и, как следствие, низком качестве исполнения контракта). В результате, дополнительные расходы заказчика многократно превышают «экономию» за счёт приобретения более дешёвых благ.
При существующей системе, оценка экономической эффективности закупок сводится к экономии. Такие факторы как функциональные характеристики, расходы на эксплуатацию, затраты на техобслуживание и ремонт, а то и новое проведение из-за ненадлежащего качества и невозможности дальнейшего использования, срок предоставления гарантии, сроки поставки и пр. в расчёт не принимаются.
Так, если экономия рассчитывается по формуле
где Pmax — начальная цена, Pmin — конечная цена,
то эффективность исчисляется как
Но эффективность более широкое, всеобъемлющее понятие. Невозможно оценить её только по одному критерию (напр., цена). Попробуем вывести новую формулу с учётом основных факторов влияния. Отметим, что «качество» — понятие достаточно субъективное (именно поэтому ФАС критикует его использование в весах при определении победителя), поэтому попробуем заменить его рядом более «материальных» характеристик. Пусть индекс f будет обозначать функциональные характеристики и потребительские свойства, q — квалификация участника, ce — расходы на эксплуатацию, cm — расходы на техническое обслуживание и ремонт, dt — сроки поставки (выполнения), g — гарантии качества (сроки и объём), u — возможности безвредной утилизации и экологичность, тогда суммарная эффективность будет уже равняться не экономии, а сумме эффективностей по разным критериям.
Собственно, аналогичный метод используется сегодня при проведении конкурсов, но преобладают количественно всё-таки аукционы, упускающие вышеперечисленное из виду. Конечно, это неполный список необходимых условий: он может и должен меняться в зависимости от вида товара/услуги/работы. В частности, при научных разработках необходимо предоставить возможность преференции для инновационных решений, даже если они не соответствуют начальным требованиям (а превосходят их).
Стоит отметить, что в России большее внимание уделяется экономии при выполнении работ по заказу государства. А исследования эффективности государственных тендеров по миру, в т. ч. в европейских странах, показывают, что там больше внимания уделяется издержкам проведения торгов, чем «экономии» при выполнении государственных заказов. Существуют различные модели и методики расчёта этих издержек, различные для разных сфер деятельности. Причём дополнительные затраты несут в основном фирмы-поставщики (около 1 %), а часть, приходящаяся на госзаказчика, в среднем, не превышает 0,5 %. Логично, что в данном случае фирма-поставщик «закладывает» в стоимость работ сумму, равную ее издержкам на проведение торгов. [2]
Может сложиться впечатление, что при таком раскладе госзаказчиков не интересует стоимость работ, а главное — качество выполнение. Однако на деле, европейские госзаказчики никогда не ориентируются только на цену. Вместо «экономии» государственных средств гораздо важнее «выгода» или экономическая эффективность, покрывающая в дальнейшем расходы на выполнение работ. А такая экономическая эффективность госзаказа уже определяется по целому набору критериев, среди которых особенное внимание уделяется качеству. Помимо этого, соответствие требованиям обязательны для всех тендеров участников открытых конкурсов, победитель определяется на основе лучшего соотношения условий, а также его квалификационных данных.
Литература:
1. Информационный бюллетень ТТП РФ по вопросам малого предпринимательства в Российской Федерации за февраль 2012 года — www.tpprf.ru/common/upload/05–03-Fevral12.doc
2. Отчёт об эффективности и затратах государственных закупок в странах ЕС на официальном сайте Комиссии Евросоюза — www.ec.europa.eu/internal_market/publicprocurement/docs/modernising_rules/cost-effectiveness_en.pdf
3. Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг — www.zakupki.gov.ru
4. Статья 18 главы 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»