Внутренний краудсорсинг как эффективный инструмент современного менеджмента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 04.03.2015

Статья просмотрена: 1028 раз

Библиографическое описание:

Закамская, Е. Н. Внутренний краудсорсинг как эффективный инструмент современного менеджмента / Е. Н. Закамская, Н. И. Меркушова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 260-263. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15974/ (дата обращения: 15.11.2024).

Современная теория менеджмента постоянно развивается, пополняясь новыми концепциями, подходами и методами, одним из которых является краудсорсинг.

Впервые термин «краудсоринг» ввел редактор и журналист Джефф Хау в 2006 году. Краудсорсинг — это мобилизация ресурсов людей посредством информационных технологий с целью решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом в целом. Само понятие образовано от английских слов «толпа» и «аутсорсинг» — термина, обозначающего передачу за вознаграждение части бизнес-процессов на обслуживание профессионалам [1].

В настоящее время механизмы краудсорсинга используются практически во всех областях деятельности, в больших и малых предприятиях, разных форм собственности, за исключением некоторых сфер, требующих специальных знаний и особых профессиональных навыков. Существуют различные области применения краудсорсинга, их выделяют в зависимости от функций, которые они реализуют: краудфандинг (народное финансирование) — это коллективное сотрудничество людей которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций; краудинвестинг — это составная часть краудфандинга, но если проект добился успеха, есть возможность получение вознаграждения за спонсорство; краудвойтинг — система определения истины путем голосования большого количества народа [7].

Для успешной реализации функции управления персоналом используется внутренний краудсорсинг, который можно рассматривать как современный подход к реализации принципа TQM «Вовлечение персонала», через разработку и реализацию предложений по улучшению деятельности.

Этот вид краудсорсинга очень отличается от обычной модели, предполагающей участие масс-медиа, специальных краудсорсинговых ресурсов и интернет-сообщества. Внутренний краудсорсинг предполагает вовлечение в обсуждение ограниченной группы людей, для решения простых и сложных проблем.

Внутренний краудсорсинг полезен для сбора информации следующего характера:

-          оперативные сведения с места кризисных событий

-          сбор информации у непосредственных свидетелей события

-          информация о подозрительной деятельности

-          информация, способствующей устранению опасных для жизни ситуаций

-          оценка произошедших событий.

В настоящее время использование внутреннего краудсорсинга распространено в крупных компаниях, например: «МобильныеТелеСистемы», «РОСНЕФТЬ», «СБЕРБАНК», «АЛЬФА БАНК» «NASA», «MUJI» и др. [2,3,4].

Рассмотрим примеры:

Таблица 1

Сравнительный анализ проектов внутреннего краудсорсинга

Критерии сравнения программ внутреннего краудсорсинга

Организации

«СБЕРБАНК»

«РОСНЕФТЬ»

«Мобильные-ТелеСистемы» (МТС)

«NASA» (Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства)

1. Название проекта

«Биржа Идей»

«Банк Инноваций», «Банк Технологий»

«Фабрика Идей»

«Mars Balance Mass Challenge»

2. Дата запуска проекта

2009 год

2009 год

2008 год

2014 год

3. Предназначение/ Технология

Каждый сотрудник Сбербанка имеет возможность предложить свои идеи по совершенствованию работы банка.

«Банк инноваций» предназначен для сбора и обработки инновационных предложений от сотрудников и дальнейшего проведения инновационных конкурсов с целью стимулирования инновационной активности персонала. «Банк технологий» служит инструментом для сбора, структурированного хранения и распространения знаний о предлагаемых на рынке инновационных технологиях, их основных параметрах и опыте применения

Внедрена единая автоматизированная система для обработки инновационных инициатив, что в разы сокращает время экспертизы идеи, голосования и обсуждения инициатив в онлайн-режиме, устраняет нежелательное дублирование на этапе подачи заявок.

 

Участникам предлагается присылать собственные идеи дизайна полезной технологической нагрузки, которая, одновременно, будет служить катапультируемым балансом космического корабля при входе в атмосферу Марса. Данная полезная нагрузка будет выполнять две функции: проводить научные исследования, которые помогут ученым узнать больше о Марсе и служить балансом для посадки на Марсе.

 

4. Количество участников

На «Бирже идей» зарегистрировано около 200 тысяч пользователей, это 80 % всего персонала банка. На сегодняшний день «Биржа» собрала более 110 тыс. предложений

Система позволяет каждому работнику подать свою идею, поделиться опытом, обратиться за оперативной помощью в решении производственных проблем.

За время работы на «Фабрику идей» поступило более 10 000 инициатив со значительным экономическим эффектом.

Все желающие ученые, ученые-любители, и все желающие интернет пользователи.

5. Бюджет

За последние полтора года Сбербанк выделил 22,5 млн. руб. на выплаты авторам.

Нет данных

Нет данных

Победитель конкурса будет объявлен в середине января 2015 года и получит награду в $20,000.

6. Результат

При размещении предложения сотрудники подробно описывают суть вопроса, и указывают прогнозируемый экономический эффект. Благодаря глубокой проработке идеи автором (или группой авторов) до 11 % всех поступающих предложений передаётся на внедрение.

Проект позволяет компании обеспечить непрерывной поток идей от любого сотрудника, сохраняя авторство каждого участника, оперативно их оценивать и отбирать лучшее решение для внедрения.

Компании удалось создать вокруг МТС уникальную экосистему сообществ инноваторов.

 Данный конкурс представляет собой креативный способ привнести инновационные идеи в процесс планирования и, возможно, помочь NASA изыскать новые пути создания научного и технологического оснащения миссии

 

В России самыми известными примерами краудсорсинга являются проекты МТС и Сбербанка России. Так, в МТС активно используют идеи своих сотрудников, выстроив многоуровневую систему их сбора, начиная от региональных отделений и заканчивая головным офисом. Стимулом для сотрудников служит не материальное вознаграждение, а различные бонусы, в том числе карьерное продвижение. Сбербанк также успешно использует краудсорсинг в настоящее время, и благодаря этому экономит миллионы рублей в год. Так, Сбербанк, организовав на своем сайте ряд различных краудсорсинговых проектов (очередей.нет, мобильное приложение «Сбербанк бизнес онлайн» и др.) предлагает сотрудникам проявить себя. Корпоративная программа «Биржа Идей» функционирует по сегодняшний день и является основой новой культуры сотрудничества.

Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства «NASA» запускает новые краудсорсинг проекты почти ежемесячно. Совместно с Гарвардским Университетом NASA организовало NASA Tournament Lab (NTL), чтобы использовать возможности краудсорсинга для решения интересных задач более продуктивней. Одним из последних совместных проектов является конкурс по сбору данных об изменении климата «Climate Resilience Data Challenge». NASA, вместе с другими правительственными организациями, собирает данные для проведения научных исследований. Новый конкурс призван помочь правительству найти инновационный способ использования полученных данных. [5,6]

Востребованность внутреннего краудсорсинга, а так же его перспективность, является причиной вывода на рынок соответствующих программных продуктов. Можно сделать выводы, что краудсорсинг:

-          позволяет снизить затраты компании на выполнение многих задач. Предоставляет доступ к талантам по всему миру, поскольку дает возможность привлечь к проекту огромное число людей и выбрать среди них лучших.

-          незаменим для работы с аудиторией и обществом в целом. Он позволяет вовлечь людей в свою деятельность и воспитать лояльных и преданных клиентов, а также детально изучать их потребности и получать советы по улучшению своих продуктов из первых рук.

-          обеспечивает высокую скорость выполнения задач, так как над их решением одновременно бьются сотни человек.

Во внутреннем краудсорсинге важно четко определить цели и уведомить о них каждого члена группы. Кроме того, необходимо решить, каким образом будет использоваться полученная информация, и какая стратегия выхода из кризисной ситуации будет наиболее действенной. Несомненными преимуществами внутреннего краудсорсинга являются получение оперативной информации, быстрота реакции на происшествие и налаженная обратная связь, благодаря которой вы будете в курсе того, каким образом принятые решения повлияли на создавшуюся кризисную ситуацию.

Краудсорсинг можно использовать в любом виде деятельности, будь это банк, госсектор, нефтяная компания, телефонная компания, или вообще научные проекты.

Главное отличие внутреннего краудсорсинга от мозговых штурмов и рационализаторства состоит в целенаправленности, упорядоченности и комплексности. Модель краудсорсинга предполагает формулирование тем обсуждения (проблематизация), определения условий обсуждения, привлечение и мотивация экспертов, отбор и фильтрация людей, многоступенчатый анализ и структурирование результатов, ведение отчетности.

Очень важно помнить, что краудсорсинг это отнюдь на ответ на все вопросы, а всего лишь инструмент. В первую очередь необходимо четко сформулировать стоящую перед Вами задачу и решить, является ли Краудсорсинг наилучшим способом ее решения. Очень много компаний пытались применить данный подход, наивно полагая, что это решит все их проблемы, и были крайне разочарованы результатами.

Однако, если его применять правильно, в нужном месте и в нужное время, он способен значительно сократить издержки (как временные, так и материальные), снизить риски и в результате Вы получите качественное решение!

 

Литература:

 

1.         Хау Дж. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2012.

2.         NASA’s Balance Mass Challenge: Using «Dead Weight» on Mars Spacecraft to Advance Science and Technology, September 20, 2014. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.nasa.gov/solve/marsbalancechallenge/#.VMr1SWSsWzYlfnfj, дата обращения 11.01.2015 г.

3.         Краудсорсинг в Сбербанке. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: URL: http://sberbank21.ru/page/view/19, дата обращения 11.01.2015 г.

4.         Инновационный краудсорсинг в России. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: URL: http://gazeta.tatneft.ru/news/show/9253, дата обращения 12.01.2015 г.

5.         Climate Resilience Data Challenge. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.topcoder.com/earthscience/crdc/, дата обращения: 30.01.2015г.

6.         Citizen Science Contributes to Advances in Scientific Understanding, January 14, 2015.. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.whitehouse.gov/blog/2015/01/14/citizen-science-contributes-advances-scientific-understanding, дата обращения: 30.01.2015 г.

7.         Crowdfunding. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.crowdsourcing.org/community/crowdfunding/7, дата обращения: 30.01.2015 г.

Основные термины (генерируются автоматически): NASA, проект, NTL, TQM, какой образ, космическое пространство, национальное управление, решение, сбор информации, сотрудник.


Задать вопрос