Краудфандинг как источник финансирования малого бизнеса в условиях экономического кризиса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 17.12.2016

Статья просмотрена: 884 раза

Библиографическое описание:

Сайбель, Н. Ю. Краудфандинг как источник финансирования малого бизнеса в условиях экономического кризиса / Н. Ю. Сайбель, В. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 531-534. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36745/ (дата обращения: 19.11.2024).



Данная статья посвящена вопросу финансирования малого предпринимательства в Российской Федерации посредством «краудфандинга». В результате экономического кризиса в стране значительно ухудшилось положение малых предприятий. Несовершенство законодательства Российской Федерации, регулирующего функционирование малого бизнеса, налоговое бремя, чрезмерно усложненные учет и отчетность, недоступность инвестиционных ресурсов усугубляют проблемы малого предпринимательства.

Дальнейшее развитие ситуации без активного вмешательства государства может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим понижением благосостояния граждан, сокращением рабочих мест и доходной части бюджетов [1]. На рынке, особенно в условиях экономического кризиса, сложилась тенденция минимизации рисков. В российских реалиях кредитование является наихудшим способом привлечения инвестиций с финансовой точки зрения [2]. Ставки процента высоки, политика нестабильна, а условия займа больших сумм тяжелы для заемщика, и в случае провала проекта его автор может оказаться в ситуации необходимости выплаты крупного долга, быстро растущего из-за штрафов за просрочку.

В этой новой среде, привлечение капитала стало большой проблемой для малого и среднего бизнеса, которые стали нуждаться в альтернативных источниках финансирования. Таким источником и является краудфандинг.

Краудфандинг — это коллективный вклад людей, которые используют свои ресурсы для поддержания проектов, инициированных другими людьми и организациями. В современном мире этот процесс происходит с использованием интернета [3]. Наиболее общими примерами краудфандинга могут служить благотворительные сборы, группы, собирающие деньги на международное турне.

Существует четыре базовых типа краудфандинга:

1) пожертвование: спонсор финансирует средства без намерения получить награду;

2) в поиске выгоды: спонсор инвестирует средства, заключает контракт, гарантирующий преимущества в доступности после реализации продукта или услуги;

3) долговое финансирование: выдача средств под некоторый процент;

4) акции: спонсор становится владельцем части средств компании, получая долю прибыли бизнеса [4].

История развития краудфандинга восходит к появлению фандрайзинга — направления сбора средств на некие цели с помощью общественных пожертвований напрямую, через почту, соискание финансовой помощи от компаний, получение грантов. Как индустрия краудфандинг еще молод. Краудфандинг позволяет организовать сбор средств на какой-либо проект любому желающему. Он не имеет целью максимизировать общественное благосостояние, а направлен на сбор средств для индивида [5].

Альтернативами для привлечения средств в такие проекты являются получение кредита в банках, поиск крупных инвесторов, привлечение финансов из венчурных фондов. Как известно, венчурные фонды, хоть и имеют право инвестировать средства в крайне рискованные проекты, но происходит это уже на этапе функционирования фирмы. Деньги получится привлечь в случае, если деятельность уже налажена и требует дальнейшие инвестиции [6]. Следовательно, первые вложения уже были сделаны автором проекта. Краудфандинг же предполагает получение средств с самого начала или даже до старта функционирования фирмы.

Если рассматривать краудфандинг в различных категориях, то его доли на различных площадках существенно отличаются. Это проиллюстрировано на рисунке 1.

Рис. 1. Категории краудфандинга

На основе данного рисунка мы можем сделать вывод, что большая доля краудфандинга приходится на такие категории, как фильм и музыка [7]. Это происходит за счет того, что известные личности запускают краудфандинговые кампании, вовлекая в них свою аудиторию. Наиболее популярными платформами, на которых осуществляется краудфандинг, являются Planeta.ru и Boomstarter.ru.

Вложения россиян в данные проекты в 2016 году выросли на 70 %. Согласно Planeta.ru и Boomstarter.ru, российские пользователи стали активнее делать взносы через краудфандинговые платформы. За год рост объема таких вложений составил от 27 до 70 %. В целом, россияне с начала года перевели на благотворительность и краудфандинговые проекты около 665 млн. руб. − это на 47 % больше, чем за аналогичный период прошлого года [8].

Если рассмотреть краудфандинговую платформу в динамике, то лучше всего это будет проиллюстрировано в таблице 1.

Таблица 1

Динамика сборов краудфандинговых платформ вРоссии [9]

Краудфандинговые платформы

Сумма сборов, млн. руб.

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Всего

Planeta.ru

4,5

26.

135

179

345

Boomstarter.ru

1,6

28.

59

95

195

Из таблицы мы видим, насколько динамично развивается эта отрасль. Конечно, краудфандинг — это отличное решение для тех, у кого нет возможности реализовать свой проект. Однако существуют не только преимущества, но и недостатки.

Существует несколько недостатков такого процесса как краудфандинг, которые должны быть приняты во внимание и нуждаются в устранении:

1. Мошенничество.

Мошенничество − самая популярная тема в критике краудфандинга. Проблема в том, что инвестирование средств спонсорами происходит через интернет-платформы. Не существует личного контакта между владельцем средств и владельцем идеи. Доступна лишь та информация, которая представлена на сайте бизнес-проекта.

2. Выбор объема инвестирования.

Другой проблемой являются трудности с расчетом объемов инвестирования в бизнес-проект и невозможность предугадать прибыль от реализации продукта. Потенциальным решением этой проблемыявляется предоставление гибкой политики относительно запрашиваемой суммы со стороны обладателя проекта. Сумма может меняться в ходе выполнения бизнес плана и сбора средств. Другое решение — самостоятельно устанавливать размер платежей и доли акций в активе компании, чтобы спонсоры могли манипулировать конкретными альтернативами.

3. Высокие издержки управления.

В случаях успешного развития проектов, многие спонсоры будут вовлечены в бизнес на том или ином уровне. Они могут предложить свои идеи по продвижению продукта: его формы, рынках для распространения и цене. Но в то же самое время они ожидают некий отклик от предпринимателя, которому доверили свои средства. Принятие решений о дальнейшем развитии проекта является общим процессом. Многие из владельцев акций могут быть вне географической досягаемости, что делает невозможным проведение собраний.

4. Конфликт интересов.

После того как в управлении проектом участвует не только предприниматель, но и инвесторы, могут возникнуть конфликты интересов относительно путей развития бизнеса [10].

Несмотря на недостатки, безусловно, есть преимущества краудфандинга:

1. Краудфандинг способен предоставить уникальную поддержку для существования предпринимателей на нескольких уровнях. Никакой другой способ финансирования не может предоставить преимущества исследований рынка, рекламу через связи спонсоров без дополнительных издержек;

2. Асимметрия информации и недостаток публично доступной информации в традиционном смысле, риски инвестиций в проекты очень высоки. Однако, при краудфандинге через общение со спонсорами и получение обзоров рынка от них открываются неизвестные ранее пути снижения этих рисков;

3. Из-за участия спонсоров в развитии проекта краудфандинг — это одновременно источник финансирования до становления бизнеса и в процессе его функционирования. Это тот механизм, который дает большую гибкость там, где другие способы бессильны [4].

Проанализировав развитие такого нового процесса, как краудфандинг, сделаем некоторые выводы.

Во-первых, как уже было сказано, россияне пока только привыкают к такому источнику финансирования, как краудфандинг, так как эта отрасль в России достаточно молодая. В то же время экономический кризис в стране подвиг предпринимателей искать альтернативные источники финансирования или сократить бюджет на маркетинг. Альтернативой они выбрали краудфандинг, который дает деньги и известность продукту.

Во-вторых, меняется отношение пользователей к благотворительным тратам, и в целом растет репутация отрасли.

В-третьих, однако, следует отметить, что существенные недостатки все же тормозят развитие этой отрасли. Несмотря на это, я уверена, что данное направление повысит безопасность сетевых платформ, что будет способствовать развитию отрасли в целом.

Литература:

  1. Малое предпринимательство в условиях кризиса. − URL: http://www.strategplann. ru/estatiw/maloe-predprinimatelstvo-v-uslovijah-krizisa.html.
  2. Климин С. А. Краудфандинг как перспективный способ финансирования стартап-компаний // Молодой ученый. − 2016. − № 2 (106).
  3. Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 18. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2015. С. 75–83.
  4. Гусева Д. Е., Малыхин Н. Краудфандинг: сущность, преимущества и риски // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. − 2014. − № 9–10.
  5. Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Финансово-кредитная поддержка малых предприятий в России // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 14. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2013. С. 64–74.
  6. Черкасов Д. О., Сайбель Н. Ю. Стартап: характеристика понятия и этапы развития // Современное состояние и перспективы развития научной мысли: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 141–143.
  7. Краудфандинг − общественное финансирование. − URL: https://yandex.ru/images/search?img.
  8. Вложения россиян в краудфандинговые проекты в 2016 году. − URL: http:// www. rbc.ru/business/29/11/2016/583c4b289a79475b477fa6e6.
  9. Динамика краудплатформ в России. − URL: https://yandex.ru/images/search?img.
  10. Сайбель Н. Ю. Особенности государственной поддержки инновационного предпринимательства за рубежом // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 15. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2013. С. 16–27.
Основные термины (генерируются автоматически): сбор средств, экономический кризис, альтернативный источник финансирования, источник финансирования, конфликт интересов, малое предпринимательство, недостаток, платформа, проект, реализация продукта, Российская Федерация, спонсор.


Задать вопрос