Анализ функциональных возможностей решений 1С для малого бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 17.02.2015

Статья просмотрена: 491 раз

Библиографическое описание:

Макарова, Л. М. Анализ функциональных возможностей решений 1С для малого бизнеса / Л. М. Макарова, И. Г. Ельмеева, И. В. Трифонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 377-380. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15739/ (дата обращения: 17.12.2024).

Малое предпринимательство можно отнести к одному из самых приоритетных направлений экономического роста и развития страны. Оно является залогом успешного функционирования экономики и социального развития общества. Развитие малого бизнеса в России, равно как и степень активности предпринимателей в стране, во многом предопределяет уровень демократизации и открытость экономики нашего государства. [1]

На данный момент доля малых предприятий в экономике России невелика: в 2013 году в стране действовали 1994,4 тыс., что составляет 26,7 % от общего количества зарегистрированных предприятий. В секторе МСП занято 19 % от экономически активного населения России. Оборот МСП за 2013 год составил 10933,7 млрд. руб., то есть 11 % от оборота всех зарегистрированных на территории России предприятий, вклад сектора МСП в ВВП составил 21 %. Тем не менее, до развитых стран нам еще далеко. Например, в странах Евросоюза малый бизнес обеспечивает 70 % рабочих мест в экономике. [2]

В России раскрытие методологического подхода к типизации категории «предприятия малого бизнеса» происходит через призму ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 года. Так к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), соответствующие условиям отнесения к малым и средним предприятиям.

С 2013 года все экономические субъекты обязаны вести бухгалтерский учет. Такое правило установлено Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Причем, указанный закон распространяется также и на компании, применяющие упрощенную систему налогообложения. В добровольном порядке бухгалтерский учет могут вести индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, а также филиалы, представительства или иные структурные подразделения организаций иностранных государств, находящиеся на территории Российской Федерации.

Ведение полноценного бухгалтерского учета ИП позволяет:

-          видеть результат своей деятельности и оценивать ее эффективность;

-          планировать дальнейшее развитие бизнеса;

-          контролировать размеры задолженности перед кредиторами и дебиторами в любой момент времени;

-          отчитываться перед налоговой инспекцией вовремя и без ошибок;

-          ИП может переходить на общую систему налогообложения в случае превышения критериев, позволяющих применять упрощенную систему налогообложения.

Ведение бухгалтерского учета ИП привносит в финансовые дела предпринимателей порядок и упрощает процедуру взаимодействия с контролирующими органами, а также делает актуальным вопрос использования специализированной бухгалтерской программы.

Фирма «1С» и ее партнеры 1С: Франчайзинг для ведения бухгалтерского учета ИП предлагают следующие программные продукты:

-          «1С: Предприниматель 8»;

-          «1С: Отчетность предпринимателя 8»;

-          «1С: Налогоплательщик 8».

Одним из определяющих моментов автоматизации бухгалтерского учета является правильный выбор программного продукта. [3] Выбор той или иной программы бухгалтерского учета зависит от целей, которые преследует индивидуальный предприниматель.

«1С: Предприниматель 8» — это программа, представляющая собой специализированную поставку базовой версии «1С: Бухгалтерия 8», ставшей промышленным стандартом учетных решений на территории РФ и в ближнем зарубежье.

«1С: Предприниматель 8» создана специально для ведения бухгалтерского учета ИП и используется для автоматизации любых видов коммерческой деятельности: оптовой и розничной торговли, комиссионной торговли (включая субкомиссию), оказания услуг, производства и т. д., а также она позволяет эффективно контролировать финансы и составлять отчетность в любом специальном режиме налогообложения.

К достоинствам программы следует отнести возможность продолжения работать в этой же программе в случае смены системы налогообложения при изменении специальной настройки. В случае образования юридического лица программа также позволит перейти на полноценный учёт для организаций (юридических лиц).

Однако программа «1С: Предприниматель 8» имеет следующие ограничения в использовании:

-          возможность работы одного пользователя;

-          отсутствие настройки на индивидуальные особенности предпринимателя;

-          невозможность отражения внешнеторговых операции и операций на производстве.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) и/или единый налог на вмененный доход (ЕНВД) могут использовать программу «1С: Отчетность предпринимателя 8», которая автоматически формирует отчетность в налоговые органы (декларация по УСН, декларация по ЕНВД, книга учета доходов и расходов, 2-НДФЛ по сотрудникам), в Пенсионный фонд (РСВ-1, АДВ-6–2, СЗВ-6–2) и в Фонд социального страхования (4-ФСС). На основании сведений о сотрудниках формируются сведения о среднесписочной численности.

«1С: Отчетность предпринимателя 8» позволяет:

-          отслеживать сроки подготовки отчетности и уплаты налогов и взносов;

-          подготавливать и сдавать отчетность в электронном или бумажном виде, в т. ч. через Интернет;

-          рассчитывать налоги и взносы и контролировать их уплату;

-          вести базовый аналитический учет бизнеса: взаиморасчеты с поставщиками и покупателями в разрезе договоров, учет складских запасов, учет денежных средств в кассах и на банковских счетах, многофирменный учет.

«1С: Отчетность предпринимателя 8» выступает в качестве своеобразного ежедневника, который не только напоминает и подсказывает, что, когда и в какой последовательности следует сделать, но и предоставляет возможность незамедлительно выполнить предложенные действия.

Для подготовки и представления отчетности в государственные органы индивидуальный предприниматель может использовать программу «1С: Налогоплательщик 8», которая поддерживает выгрузку отчетов в электронном виде, а встроенный календарь бухгалтера отображает сроки сдачи регламентированных отчетов и сроки уплаты налогов, установленные в нормативных документах.

В «1C: Налогоплательщик 8» включены утвержденные бланки форм отчетности, которые использует ИП при ведении бухгалтерского учета:

-          налоговая и бухгалтерская отчетность;

-          отчетность по физическим лицам;

-          отчетность в фонды;

-          статистическая отчетность;

-          различные справки;

-          прочая отчетность.

Отчетность, сдаваемая из программы через Интернет, подписывается электронной подписью.

В целом можно сказать, что использование программ фирмы 1С достаточно выгодно для индивидуального предпринимателя, поскольку ИП получает полный набор функциональности, весьма покрывающий его потребности в ведении учета. Кроме всего прочего фирмой предлагаются иные услуги: настройка программ автоматизации бухгалтерского учета, внедрение, сопровождение, обучение.

Возможности рассмотренных выше программ тесно перекликается. Однако возможности программы «1С: Предприниматель 8» гораздо шире, и они включают в себя возможности программ «1С: Отчетность предпринимателя 8» и «1С: Налогоплательщик 8». Исключение составляет функция выгрузки отчетов в электронном виде, которая не поддерживается в «1С: Предприниматель 8». Кроме того использование только «1С: Отчетность предпринимателя 8» или «1С: Налогоплательщик 8» чаще всего недостаточно для ведения бухгалтерского и налогового учета и требует использования еще одной программы.

Вследствие этого мы предлагаем доработать программу «1С: Предприниматель 8», а именно устранить в ней ранее упомянутый недостаток, добавить возможность ведения внешнеторговых операций и операций по производству. При этом у ИП пропадет необходимость приобретать несколько программных продуктов для ведения бухгалтерского учета, и он сможет сэкономить свои денежные средства.

Далее рассмотрим программные продукты, предлагаемые фирмой «1С», для организации учета на предприятиях малого бизнеса. Это:

-          1С: Налогоплательщик 8;

-          1С: Упрощенка 8;

-          1С: Бухгалтерия 8. Базовая версия;

-          1С: Зарплата и управление персоналом 8. Базовая версия;

-          1С: Управление небольшой фирмой 8.

При разработке программ производители учитывали отраслевые и объемные параметры осуществляемой малым бизнесом деятельности.

Для наглядности представим функционал, преимущества и недостатки программных продуктов для малых предприятий — юридических лиц в таблице.

Таблица 1

Функционал, преимущества и недостатки программных продуктов для малых предприятий — юридических лиц

Программный продукт

Функционал

Преимущества

Недостатки

1С: Налогоплательщик 8

- подготовка отчетности в электронном и/или бумажном виде.

- наличие шаблонов регламентированных отчетов;

- простота освоения;

- передача отчетности через Интернет.

- отсутствие ведения бухгалтерского и налогового учета. Необходимость применения с другими программными продуктами 1С.

1С: Упрощенка 8

- ведение бухгалтерского и налогового учета;

- подготовка регламентированной отчетности.

-  ведение базового учета в небольшом бизнесе;

- возможность перехода на ОСН;

- техническая поддержка совместной работы с программами «Управление торговлей» и «Зарплата и Управление Персоналом», "1С: Управление небольшой фирмой».

- монопольная работа одного пользователя;

- ведение учета по одной фирме в одной информационной базе.

1С: Бухгалтерия 8. Базовая версия

- ведение бухгалтерского и налогового учета;

- подготовка регламентированной отчетности;

- поддержка различных режимов налогообложения.

- автоматизация бухгалтерского и налогового учета;

- широкие возможности пользовательской настройки.

- невозможно использовать программу для автоматизации других служб предприятия;

- монопольная работа одного пользователя;

- ведение учета по одной фирме в одной информационной базе.

1С: Зарплата и управление персоналом 8. Базовая версия

- автоматизация всех основных процессов управления персоналом.

- ведение кадрового учета;

- исчисления налогов и взносов в соответствии с требованиями законодательства.

- прикладное решение;

- отсутствие ведения бухгалтерского и налогового учета;

- необходимость применения с другими программными продуктами 1С.

1С: Управление небольшой фирмой 8

- ведение управленческого учета;

- минимальный бухгалтерский учет;

- осуществление финансового планирования и бюджетирования.

- шаблоны первичных документов торгового, складского и производственного учета, кассовые документы;

- не перегружено излишним функционалом;

- техническая поддержка совместной работы с "1С: Бухгалтерией 8".

- отсутствие полноценного бухгалтерского и налогового учета;

- нет возможности подготовки регламентированной отчетности.

 

Проведенный в таблице анализ функциональных возможностей показал, что, несмотря на большое разнообразие разработанных программных продуктов для малого бизнеса, все они обладают схожим функционалом, а порой даже дублируют друг друга, затрудняя пользователю выбор наиболее подходящей конфигурации. Если говорить об автоматизации учета малых предприятий — юридических лиц, то здесь наиболее полноценными продуктами являются «1С: Упрощенка 8» и «1С: Бухгалтерия 8. Базовая версия». Только эти программы позволяют вести бухгалтерский и налоговый учет, а также составлять регламентную отчетность. Стоимость их одинаковая — 3300 руб., существенным недостатком является отсутствие возможности вести управленческий учет, осуществлять финансовое планирование и бюджетирование, реализованных в «1С: Управление небольшой фирмой 8», цена которого 4600 руб. Наличие в организации большого объема кадрового учета обостряет необходимость приобретения «1С: Зарплата и управление персоналом 8. Базовая версия» (стоимость 4600 руб.). Таким образом, расходы на автоматизацию деятельности предприятия возрастают до 12500 руб., т. е. в 3,8 раза.

Актуальной задачей разработчиков становится создание универсального продукта комплексной автоматизации деятельности малого и среднего бизнеса, который бы позволял вести развернутый бухгалтерский и налоговый учет, осуществлять подготовку регламентированной отчетности, проводить финансовое планирование и бюджетирование, а также автоматизировать деятельность смежных с бухгалтерией структурных подразделений организации.

 

Литература:

 

1.         Айзатова М. Ф. Особенности организации учета на малых предприятиях в условиях адаптации к изменениям законодательства [Текст] / М. Ф. Айзатова, Л. М. Макарова // Молодой ученый. — 2014. — № 5. — С. 237–240.

2.         Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru — URL: http://www.gks.ru (Дата обращения 21.11.2014);

3.         Макарова Л. М. Эволюция применяемых информационных технологий в бухгалтерском учете [Текст] / Л. М. Макарова, О. В. Коробкова // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 380–383.

4.         Фирма «1С» [Электронный ресурс] // http://www.1c.ru/— URL: http://www.1c.ru/ (Дата обращения 21.11.2014);

5.         Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/ — URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 21.11.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, налоговый учет, базовая версия, Отчетность предпринимателя, малый бизнес, программа, ведение, небольшая фирма, Предприниматель, регламентированная отчетность.


Похожие статьи

Анализ организационной активности малых предприятий электронной промышленности в Калининградской области

Анализ результативности методов оценки инвестиционной привлекательности промышленных предприятий

Особенности технических возможностей электронных интерактивных панелей в сфере обучения

Анализ условий развития малого и среднего бизнеса в Приморском крае

Перспективы развития курса «Документационное обеспечение управления» в рамках дополнительного профессионального образования

Методики оценки эффективности рынков услуг в интеграционных объединениях

Итоги теоретического этапа мониторинга адресности и востребованности образовательных практик неформального образования взрослых в странах СНГ

Анализ критериев внедрения автоматизированного кадрового учета

Анализ возможностей использования технологий мобильных приложений в деятельности предприятия

Актуальные проблемы анализа финансового состояния предприятий малого бизнеса

Похожие статьи

Анализ организационной активности малых предприятий электронной промышленности в Калининградской области

Анализ результативности методов оценки инвестиционной привлекательности промышленных предприятий

Особенности технических возможностей электронных интерактивных панелей в сфере обучения

Анализ условий развития малого и среднего бизнеса в Приморском крае

Перспективы развития курса «Документационное обеспечение управления» в рамках дополнительного профессионального образования

Методики оценки эффективности рынков услуг в интеграционных объединениях

Итоги теоретического этапа мониторинга адресности и востребованности образовательных практик неформального образования взрослых в странах СНГ

Анализ критериев внедрения автоматизированного кадрового учета

Анализ возможностей использования технологий мобильных приложений в деятельности предприятия

Актуальные проблемы анализа финансового состояния предприятий малого бизнеса

Задать вопрос