В статье рассмотрены основные этапы появления и развития табаководческой отрасли на Кубани в пореформенный период до 1917 г. Показаны значимость и благоприятные условия региона в распространении данной сельскохозяйственной культуры.
Ключевые слова: табак, Кубанская область, Черноморская губерния, табаководство, сельскохозяйственное производство.
Табак — древнейшее растение, которое служит для получения листьев, используемых в сухом виде для производства сигар, папирос, сигарет, трубочного, крошенного, жевательного, нюхательного применения.
В «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона находим следующее определение: «Табак (Nicotina Tourn, ботан.) — родовое название растений из семейства пасленовых. Известно до 40 видов, из которых большинство дико растет в Америке, и только некоторые на островах Тихого океана, а один вид в Австралии» [14, c. 413]. Растение ещё в XVI в. было названо Nicotiana в честь Жана Нико, французского посла в Португалии [1, c. 8].
Табак был завезен в Российское государство англичанами в XVI столетии при царе Иоанне Грозном, когда впервые завязались торговые отношения с Англией. Но, с другой стороны, народное название табака — «тютюн» — «восточного происхождения и вполне может указывать на тот факт, что он появился в нашей стране из Азии» [6, c. 3]. В эпоху царствования Михаила Федоровича Романова курение табака было запрещено. После большого пожара в 1634 г., связанного с курением, курильщиков стали жестоко наказывать.
В 1646 г. новый царь Алексей Михайлович, пытавшийся ослабить антитабачный закон и монополизировать продажу табака, столкнулся с противодействием со стороны Русской Православной церкви — могущественного в то время патриарха Никона, который призывал восстановить смертную казнь «за курение бесовского зелья».
В Соборном Уложении 1649 г. курильщиков предписывалось «публично бичевать» [12, c. 298].
Отменил запрет на курение табака в 1697 г. Петр I. Это привело к быстрому распространению курения, что, в свою очередь, потребовало расширения посевов табака и строительства табачных фабрик.
В XIX в. табачная культура проникает в Бессарабию (Молдавию), Крым, на Кубань и в Закавказье [4, c. 249].
На Северном Кавказе появление культуры табака связано с 60-ми гг. XIX в. Условия для развития табаководства здесь были более благоприятными. Табачное производство стало экономически выгодной отраслью сельского хозяйства.
Начало табаководству в Кубанской области «положили греки и армяне, выходцы из Анатолии. А так же молдаване, чехи и пришлые русские крестьяне. Уже первые опыты, произведенные ими вблизи г. Анапы, дали хорошие результаты, как по качеству табака, так и по доходности» [8, c. 3]. Отсюда табаководство стало распространятся по направлению к востоку и юго-востоку.
Впервые табаководство появилось в Темрюкском уезде в 1864 г. в станице Таманской. Приняв русское подданство, некоторые греки поселялись именно здесь. Им были выделены участки из казенных земель [15, c. 450]. Греками в Темрюкском уезде были образованы самостоятельные селения Витязевское, Мерчанское, Греческое [2].
Высокая доходность табаководческой отрасли земледелия привлекла к её освоению и местных жителей, хотя всё же главный контингент табаководов составляли иностранцы. «Причина эта кроется в отсутствии у коренных жителей свободных оборотных капиталов и необходимых технических знаний» [5, c. 163].
Характерной чертой кубано-черноморского табаководства являлось развитие его на мелких и средних участках земли. Типичная плантация на Кубани представляла собой фермерское хозяйство, как правило, на арендованной земле, с жилыми и хозяйственными постройками.
Табаководство в Кубанской области распространялось и возникло по левобережью Кубани. В степной части области по правобережью р. Кубани табаководством не занимались. «Причина к этому та, что на степных черноземных почвах северной части края табак получался грубый, низкого качества и потому малоценным; наоборот на землях, вышедших из-под леса, получается продукт нежный, хорошего цвета и высокого качества» [8, c. 10–11].
Из года в год, табаководческий район в Кубанской области расширялся все больше и больше, завоёвывал новые местности. «За 1865–1878 гг. площадь табачных плантаций Северного Кавказа увеличилась более чем в 30 раз. Рост происходил главным образом за счёт Черноморского округа и предгорных районов Кубанской области» [10, c. 98].
Приоритет Кубани и отчасти Черноморской губернии в развитии табаководства определили следующие экономические и природные факторы:
во-первых, благоприятные климатические условия;
во-вторых, более пригодные земли для табачной культуры;
в-третьих, производители культуры табака — иностранноподданные поселенцы прибывали из тех мест, где табачное дело было известно давно;
в-четвёртых, с самого своего возникновения табаководство развивалось как самостоятельная торговая отрасль сельскохозяйственного производства. Именно оно давало кубанскому крестьянину тот рыночный продукт, от реализации которого он получал значительную часть своего хозяйственного дохода.
Развитию табаководства способствовало и введение в 1870 г. таможенных пошлин на привозной табак. «Дальнейший рост производства обусловлен был развитием табачной промышленности в России, близостью торговых портов и начавшимся с 1875 г. железнодорожным строительством на Северном Кавказе» [9, c. 59].
Самые крупные плантации принадлежали турецким подданным и расположены были на землях частных владельцев, на офицерских участках: графа Сумарокова-Эльстона, генералов Карцева, Кесслера, камергера Дурасова и отчасти князя Меликова [13, c. 3].
«На Кубани и Черноморском побережье разводили высокосортный папиросный табак, который назывался турецким или восточным. К нему относились жёлтые табаки типа «трапезонд» и «самсун». Наиболее распространенный «трапезонд», его разновидности «асорт» и «тик-кулак»» [10, c. 98].
Таблица 1
Сбор табака высших сортов в России и на Кубани (в пуд.) [7]
Год |
В России |
В Кубанской области |
Процент к общероссийскому сбору |
1885 |
951 048 |
205 259 |
21,5 |
1895 |
1 322 247 |
722 232 |
54,6 |
1905 |
2 587 144 |
1 388 745 |
53,6 |
1915 |
2 670 544 |
1 354 513 |
50,7 |
Выделилось преимущество предгорий в разведении табака. На равнинах были высокие урожаи, но грубого качества. Наоборот, в предгорьях табак давал меньше урожая, но по качеству был выше.
По производству турецких табаков Кубанская область в начале XX в. стояла впереди Черноморской губернии.
В 90-е гг. XIX в. кубанское табаководство уже заняло одно из ведущих мест среди известных табачных губерний России. На его долю приходилась значительная часть ежегодного сбора табака в империи.
С развитием табаководства в Кубанской области и Черноморской губернии возрастали и товарные перевозки табака.
О роли местного табаководства в табачно-промышленном производстве России говорил тот факт, что «накануне Первой мировой войны из всего перерабатываемого на русских фабриках табака высших сортов в количестве до 1,6 млн. пуд., свыше 0,3 млн. пуд. (около 20 %) приходилось на табачное сырье Кубанской области и Черноморской губернии» [8, c. 3]. Потребителями этого сырья были крупнейшие фабрики России: А. Н. Богданова, А. Н. Шапошникова, фирма «Лаферм» в Петербурге, фирмы «Габай» и «Дукат» в Москве, табачные предприятия В. И. Асмолова и Я. С. Кушнарёва в Ростове-на-Дону [11, c. 228].
Торговля листовым табаком на Северном Кавказе была масштабной, особенно в Кубанской области и Черноморской губернии. Почти весь табак продавался местными производителями оптовым скупщикам и табачным фабриканта, в силу того, что здесь в основном выращивался табак высших сортов, предназначенный для фабричной обработки. «Большинство табачного сырья предназначалось на вывоз, и только 2,5 % его перерабатывалось на месте. На пяти фабриках Кубани (с 1908 г. их осталось четыре) ежегодно перерабатывалось 16–28 тыс. пуд. табака. Черноморская губерния фабрик не имела» [10, c. 184].
Кубань поставляла на внутренний рынок страны листовой табак высших сортов. В целом Северный Кавказ вывозил в оптовые склады и на фабрики России 2/3 собираемого табака. В 1900–1904 гг. ежегодно вывозилось табака в среднем по 548 тыс. пуд., в 1909–1913 гг. — по 568 тыс. пуд. почти в 30 губерний страны [3].
Быстрое развитие табаководства на Кубани создавало предпосылки для вывоза табачного сырья не только в центр страны, но и за границу. «Действительно, если на рубеже XIX и XX вв. кубанский табак экспортировался лишь эпизодически по 10–20 тыс. пуд. в год, то в 1909–1911 гг. из Кубанской области ежегодно за границу отправлялось уже по 200 тыс. пуд., или 1/3 всего экспорта табака из России» [10, c. 189].
В 1911 г. табака из Кубанской области было вывезено больше всего в Германию (93407 пуд.) и во Францию (75109 пуд.), кроме этих двух стран в Австро-Венгрию, Египет, Финляндию, Аравию, Грецию, Бельгию, Америку, Тунис, Австралию, Англию, Швейцарию [3].
Таким образом, с первых шагов своего существования табаководство на Кубани развивалось как крупная специализированная отрасль сельского хозяйства. Поэтому оно достигло тех масштабов, которые позволили данному региону занять одно из главных мест в России. Пореформенная эпоха стала временем быстрого расцвета табаководства на Северном Кавказе.
К началу XX в. кубанское табаководство представляло собой развитую отрасль сельскохозяйственного производства, в которой была своя широкая система капиталистических форм ведения хозяйства.
Табак Кубанской области и Черноморской губернии не только широко реализовывался на внутреннем рынке России, но и имел большой спрос за границей. Высокосортные виды кубанского табака очень ценились в Европе. А по качеству табачных изделий кубанское табаководство стояло на одной ступени с ведущими мировыми табачными империями.
Литература:
1. Беляев, И. И. Табак — враг здоровья / И. И. Беляев. — М.: Медицина, 1979. — 56 с.
2. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 318. 1-е и 2-е казачьи отделения Кубанского казачьего войска. Оп. 2. Д. 3791.
3. ГАКК. Ф.487. Кубано-Черноморское акцизное управление. Оп.1. Д.10. Л. 61.
4. Губанов, Я. В. Технические культуры / Я. В. Губанов, С. Ф. Тихвинский, Е. П. Горелов. — М.: Агропромиздат, 1986. — 287 с.
5. Кубанский сборник на 1914 год: Труды Кубан. обл. статист. комитета / Под ред. Л. Т. Соколова. Т. 19. — Екатеринодар: Тип. Кубан. обл. правления, 1914. — 640 с.
6. Любименко, В. Н. Табак / В. Н. Любименко. — Пг., 1922.
7. Нарден, П. А. Статистика табаководства и табачного производства в дореволюционной России (1877–1916). — М.-Л., 1927. — С.6–7.
8. Отрыганьев, А. Л. Табаководство в Кубанском крае. Статистический обзор / А. Л. Отрыганьев. — Екатеринодар-Армавир, 1919. — 27 с.
9. Ратушняк, В. Н. Кубанское табаководство как отрасль торгового капиталистического земледелия / В. Н. Ратушняк // Проблемы аграрной истории (XIX — 30-е гг. XX в.). — Минск, 1978. — Ч. 2. — С. 57–66.
10. Ратушняк, В.Н.. Сельскохозяйственное производство Северного Кавказа в конце XIX — начале XX в. (К проблеме развития аграрного капитализма) / В. Н. Ратушняк. — Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1989. — 256с.
11. Ратушняк, В. Н. Северо-Западный Кавказ в условиях рыночной экономики (Очерки социально-экономического развития. Начало и конец ХХ века) / В. Н. Ратушняк, В. А. Кумпан. — Краснодар: Традиция, 2007. — 264 с.
12. Соборное уложение 1649 г. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961. — С. 298. — Гл. XXV.
13. Щербачев В. С. Обзор табаководства в России. Вып.1–3. — СПб., 1889–1894.
14. Энциклопедический словарь: в 86 т. — СПб.: Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, 1901. — Т. 63. — С. 413–433.
15. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времён до октября 1917 г. / Под ред. Б. А. Трёхбратова. — Краснодар, 1997. — 559 с.