В статье изучен вопрос влияния религии на крестьянскую ментальность во второй половине XIX — начало XX века. Выявлены специфические черты развития религиозной ментальности крестьянского общества. Рассматриваются особенности развития медицинского обслуживания и медицины в указанный период. Предпринята попытка выявить взаимосвязь и влияние религии на развитие медицинского обслуживания.
Ключевые слова: религия, крестьянская ментальность, религиозные представления и ценности, крестьянское общество, медицинское обслуживание.
В настоящее время актуальным становится вопрос рассмотрения религии Российской империи, и ее влияние на формирование и проявление крестьянской ментальности во второй половине XIX — начало XX века. В этот период происходит процесс модернизации общества, который оказывает непосредственное влияние на изменение религиозных представлений и ценностей крестьянского общества. Изучение религиозной составляющей имеет важное значение в историческом исследовании. Однако, в рассматриваемый период традиционная религиозная жизнь подвергается различным деструктивным изменениям, которые оказывают непосредственное влияние на изменение всего крестьянского общества.
Неотъемлемой частью жизни указанного периода является существование и формирование отрасли медицины, которая также развивалась на основании религиозных представлений крестьянского социума. В статье рассмотрим специфику развития медицинского обслуживания и выявим взаимосвязь с религиозными традициями [1].
Во второй половине XIX века православие, как религия составляло основу духовной жизни крестьянства. В данный период наблюдается сохранение факторов — элементов, которые лежали в основе религиозных представлений крестьянской картины мира: была принята безграничная вера во всемогущество Бога; активно поддерживалась идея о единстве крестьянского социума; икона выступает как знак принадлежности каждой отдельной крестьянской семьи к религии. Основными факторами в жизни крестьянского социума являлись соблюдение веры и обрядности. Оценка отдельно взятой крестьянской семьи велась исключительно из религиозных ценностей, а также соблюдения норм христианской морали. Специфика религиозных представлений крестьянство во второй половине XIX века заключалась в том, что религия выступала как системообразующий фактор крестьянской повседневности. Этические приоритеты и ценности формировались исходя из религиозных ценностей. В крестьянском менталитете сохраняются архаичные религиозные представления, которые и являются основой духовной культуры русского крестьянства. Вера и соблюдение религиозных основ — категории, которые характеризуют все социальные сферы в крестьянского общества. Специфической чертой крестьянского менталитета в области религии является «бессознательная религиозность», которая гармонично сочетается с антиклерикальными настроениями. Примечательно, что критическое отношение к различным представителям духовенства и к деятельности церкви гармонично сочеталось с сохранением традиционных религиозных представлений. На рубеже XIX-XX вв. многие элементы религиозного представления крестьянства формализуются. Данное явление было связано с модернизацией многих экономических процессов. Однако, специфической особенностью рубежа веков является изменение религиозных представлений русского крестьянства. Изменения коснулись, в первую очередь, восприятия крестьянством официальной церкви, в общем, и деятельность служителей в частности.
К концу XIX века исследователь В. И. Лещенко в своих трудах отметил, что: «отношение крестьян к православной обрядности, храму и притче в начале колебалась в широком спектре мнений: от равнодушного и негативного до положительного и почтительного» [3]. В это же время крестьяне организуют и проводят воскресные базары, волосные сходки, мирские сходки. Посещение церковной службы начинает носить формальный характер. В этот период наблюдается изменение крестьянского сознания по отношению к церкви, которое заключается в наличии кризиса в сфере и идеологии. Стоит отметить, что процесс адаптированности крестьянства к модернизационным процессам и уход от соблюдения традиционных народных ценностей достаточно высок. Например, в Пензенской губернии по официальным данным к 1872 году насчитывалось 6298 человек, которые отклонились от ортодоксального христианства; к 1884 году показатель возрос на 182,4 %, к 1906 угодно 354,5 % и составил 22326 человек. Исследователи Ю. Е. Болотин, К. П. Трушевский говорят о том, что: «число крестьян отклонившихся от традиционной веры составляло около 13–14 миллионов человек». Считаем эту цифру достаточно внушительной, учитывая, что крестьянская ментальность долгое время основывалась только на религиозных нормах и правилах [4].
К концу XIX века в христианском сообществе появляется потребность в образовании. По данным переписи 1897 года процент грамотности составлял около 29,1 %. В своих трудах Л. И. Емелях пишет о том, что «крестьянин теряет свою былую патриархальность и приверженность к церкви». Прежде всего, это связано с разрывом крестьянской преемственности, который был вызван протеканием модернизационных процессов. Всё больше христиан уходили в город, терялась особенная религиозная связь с землёй, разрывалось соблюдение традиционных основополагающих этических норм.
Вторая половина XIX века характеризуется таким явлением, как религиозный индифферентизм. Религия была основой формирования крестьянской ментальности. Развитие всех социальных сфер крестьянского общества в указанный период зависело от религиозных представлений, в том числе и развитие медицины. Проблема развития медицинской отрасли изучена не в полной мере. Вопрос изучения влияния религии на медицину данного периода является актуальным. Медицина была недоступна крестьянскому обществу долгое время. Во-первых, из-за отсутствия достаточного количества медицинских учреждений и профессиональных кадров. Во-вторых, из-за высокой платы. Единственной формой взаимодействия русской православной церкви и медицины являлось создание больниц при монастырях. Необходимо учитывать взаимосвязь социальных ролей врача и священника. Однако, в данном случае возникновение больниц при монастырях имело огромное значение, так как было направлено на передачу и распространение элементарных медицинских навыков.
Вторая половина XIX века, с медицинской точки зрения характеризуется распространением эпидемиологических заболеваний, которые прежде всего были вызваны низкой санитарной культурой сельского населения. Поэтому остро встает вопрос организации доступной лечебной помощи для крестьянства на государственном уровне [5].
В крестьянском социуме наиболее распространена была народная медицина. В период XIX века специфика медицины заключается в обращении за помощью к народным целителям, знахарям, повитухам. За утешением и наставлениями крестьяне обращаются к священнослужителям. Медицинские знания того времени непосредственно основывались на ритуальных знаниях, на применении народных снадобий и трав. Кроме того, специфической чертой народной медицины является сохранение христианизированного элемента. Роль священника в вопросах оказания помощи была значительно значимее, чем роль врача [7]. Профессиональная врачебная помощь в крестьянском социуме не являлась приоритетной и обращались к врачам после того, как были испробованы все народные методы. Доктор в крестьянском обществе рассматривался не как социально значимая фигура, наоборот, как человек, который не обладает должным умением, чтобы вылечить большинство болезней.
Таким образом, специфика религиозных представлений отражается в изменении традиционных норм, взглядов и правил, которые происходят в указанный период. Прежде всего, это было связано с развитие модернизационных процессов.
Таким образом, специфика развития медицины заключается в тенденции сохранения народной медицины в крестьянском социуме. Наиболее широкое распространение, исходя из источников, официальная медицина получает лишь к концу XIX- началу XX века. Отношение крестьян к медицине носило достаточно кустарный характер, с преобладанием народных методов лечения. Религиозность, консервативность и косность крестьянского менталитета не давали возможности развития государственной медицины на должном уровне.
Литература:
- Безгин, Владимир Борисович. Крестьянская повседневность: (традиции конца 19-начала 20 в.) / В. Б. Безгин; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. пед. гос. ун-т, Тамбов. гос. техн. ун-т. — М.: Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004 (ИПЦ ТГТУ). — 303.
- Емелях Л. И. Крестьяне и церковь накануне Октября. Л.: Наука, 1976. 182 с.
- Лещенко В. Ю. Русская семья (XI-XIX вв.): Монография. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна (СПГУТД), 2004. 608 с.1.I
- Попов Г. Русская народно-бытовая медицина: по материалам этнографического бюро князя В. Н. Тенишева. СПб., 1903. 404 с/
- История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI — начало XX века) / М. В. Поддубный, И. В. Егорышева, Е. В. Шерстнева и др. / под ред. Академика РАМН Р. У. Хабриева. М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2014. 248 с.
- Соловьев, З. П. Здравоохранение в дореволюционной России // Избранное: в 3 т. — Москва: Медгиз, 1964. — 192 с.
- Черкасова А. Е. Взаимодействие медицины и религии (на примере российской медицины и русского Православия): Монография / Под ред. А. В. Решетникова и В. З. Кучеренко. — М.: Софт. Издат, 2004.