В статье авторы пытаются выявить истоки монастырской медицины, определить уровень её развития и объем оказываемой помощи в Древней Руси.
Ключевые слова: развитие, история, монастырская медицина, Древнерусское государство, врачи.
In the article, the authors try to identify the origins of monastic medicine, determine the level of its development and the amount of assistance provided in Ancient Rus.
Keywords: development, history, monastic medicine, Old Russian state, doctors.
Введение. Медицина в Древнерусском государстве развивалась очень быстро, впитывая в себя лучшие знания, полученные от скифов и жителей Византии [3, 7, 12, 13, 14]. Основанием её был опыт, накопленный не одним поколением врачевателей [2, 8, 9, 10, 11]. С образованием Киевской Руси и принятием христианства медицинское обеспечение населения велось по трем направлениям: монастырская медицина, народная медицина и светская [1, 4, 5, 6].
Цель исследования. Целью данного исследования является выявление истоков монастырской медицины, определения уровня её развития и объема оказываемой помощи в Древней Руси.
Материалы и методы. Материалом послужили летописные упоминания, археологические находки, а также жития некоторых святых. Методы, примененные в работе: анализ, сравнительно-исторический.
Результаты исследования. С принятием христианства в 988 году на территории Древней Руси стали строится православные храмы и монастыри. Одними из первых были возведены монастыри в Киеве и Переславле. При монастырях стали появляться специальные больницы — «лечебницы», в которых монахи оказывали посильную медицинскую помощь. В объем данной помощи входило как хирургическое лечение ран и поражений, так и терапевтическое лечение известных на тот момент патологий. Касательно устройства подобных больниц, то они включали в себя помещения для больных с разными патологиями (аналоги современных палат) и изоляторы для инфекционных больных. Кроме того, больные подразделялись по степени тяжести и уровню необходимого ухода. Медицинская помощь в данных больницах была бесплатной и оказывалась всем нуждающимся в ней. В качестве лекарств использовались в основном настои, отвары, настойки и сборы лекарственных трав. Важную роль в лечении ран занимали продукты пчеловодства, конкретно мёд. Из мёда и жира готовилась специальная мазь для смазывания раневой поверхности. Также применялись и другие лекарственные средства и формы. Например, при обработке раны в некоторых случаях применяли плесневелый хлеб, так как некоторые виды плесени (например, пенициллиновая) оказывали антибактериальное действие. Кроме лечебной деятельности в монастырях постоянно обучались монахи лечебному делу. Монастыри, имея свои собственные библиотеки, были центрами знаний. Часть монахов переводила медицинские трактаты с греческого и латинского языков. Все это способствовало развитию и улучшению знаний об оказании медицинской помощи. Начиная с XII века, обязательным стало соблюдение врачебной этики, требовавшей от врача самопожертвование, добросердечие, гуманность, внимательность ко всем обратившимся за помощью. На основании этих принципов сформировался церковный аналог клятвы Гиппократа. Все это способствовало распространению данного вида медицинской помощи на всей территории Древней Руси. Впоследствии при каждом монастыре существовала своя больница. В случае военных конфликтов монастырские больницы быстро превращались в военные госпиталя, оказывая помощь раненым воинам. Наличие подобных больниц способствовало восстановлению большинства раненых и быстрому их возвращению в ряды дружины. Этот факт был немаловажным толчком к развитию данного вида медицинской помощи, так как войны велись практически постоянно.
Выводы. Датой возникновения монастырской медицины на Руси можно считать конец X — начало XI веков. Качество оказываемой помощи было высокого уровня, что способствовало дальнейшему распространению христианства и собственно монастырской медицины. Также важным аспектом, сыгравшим не последнюю роль, являлась возможность использования монастырских больниц как госпиталей для раненых воинов. Таким образом, можно говорить, что уровень развития монастырской медицины был очень высоким, качество, доступность данного вида помощи способствовали его скорому распространению по всей территории Древней Руси.
Литература:
- Бужилова А. П. «Homo sapiens. История болезни». Языки славянской культуры. М.: 2005.
- Медведь А. Н. «Болезнь и больные в древней Руси: от «родомёта» до «дохтура»». Издательство Олега Абышко. СПб.: 2017.
- Сорокина Т. С. «История медицины», издание 8-е. Издательский центр «Академия» М.: 2008.
- Мультановский М. П. «История медицины»
- Семенченко В. Ф. История фармации: Учебное пособие. — М.: ИКЦ «МарТ»; 2003. — 640 с.
- Заблудовский П. Е. История отечественной медицины: Материалы к курсу истории медицины в мед. институтах и институтах усоверш. врачей: Ч.1. Период до 1917 г. — М.: Изд. ЦОЛИУВ, 1960. — 400 с.
- История медицины СССР / Под ред. Б. Д. Петрова -М.: Медицина, 1964. -645с.
- Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории — М.: Изд. Европейский дом, 2003. — 272 с.
- Сорокина Т. С. История медицины. Учебник в 2-х т. М.: Изд-во РУДН, 1992. -386 с.
- Сорокина Т. С. История медицины.- М. 2004.- с.246–290.
- Лисицын Ю. П. История медицины.- изд. «Гэотар-Мед»..-2004.-С.90–104.
- Бородулин Ф. Р. История медицины: Избранные лекции.- М. -Медицина, 1961.- С.121–137.
- Медицина // Большая медицинская энциклопедия.-3 изд.- М., 1980.- Т. 14 — С. 7- 322.
- Сорокина Т. С. Атлас истории медицины: Средние века (476–1640): Учебное пособие.- М.: Изд. УДН, 1983, 192 с.