В статье рассматриваются вопросы, связанные с совершенствованием учебно-материальной базы военного вуза для подготовки специалистов, посредством разработки и внедрения в учебный процесс электрифицированного учебно-демонстрационного стенда «Пневматический привод тормозного управления КамАЗ-43114».
Ключевые слова: учебный процесс, обучение, специалист, устройство, автомобиль, учебно-демонстрационный стенд.
На сегодняшний день происходит повсеместная автомобилизация страны и увеличение интенсивности автомобильных потоков, что в свою очередь существенно повышает требования к уровню профессиональной подготовки кадров: водителей, техников-механиков по обслуживанию, ремонту и эксплуатации автомобилей.
Современное производство требует специалиста нового типа с глубокими теоретическими знаниями, обладающего творческим мышлением, умеющего ориентироваться в информации, самостоятельно приобретать знания и использовать их в работе, сознательно относиться к труду. Данные аспекты очень важны и для подготовки военных специалистов, так как воинских парк автомобильной техники в войсках постоянно увеличивается и совершенствуется.
Подготовка военного специалиста во многом зависит от учебно-материальной базы, которой обладает учебное заведение. В последнее время много делается для совершенствования учебно-материальной базы в войсках и военных учебных заведениях, однако значительные темпы роста и развития автомобильной промышленности требуют более стремительного процесса по улучшению учебно-материальной базы [1].
Во всех основных задачах по совершенствованию системы высшего образования серьёзное внимание уделено проблеме внедрения в учебный процесс технических средств обучения.
Технические средства обучения — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.
Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации:
1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач);
2) по принципу устройства и работы;
3) по роду обучения;
4) по логике работы;
5) по характеру воздействия на органы чувств;
6) по характеру предъявления информации.
По функциональному назначению технические средства обучения подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, средства обучения и самообучения, вспомогательные средства. Кроме того, существуют технические средства, совмещающие функции различного назначения, — комбинированные.
В нашем исследовании предлагается разработка электрифицированного учебно-демонстрационного стенда «Пневматический привод тормозного управления КамАЗ-43114» и его внедрение в учебный процесс военного образовательного учреждения.
При разработке электрифицированного учебно-демонстрационного стенда необходимо соблюдать рؚяд условий:
– изделие должнؚо иметь прؚивлекательнؚый, эстетичнؚый вид прؚи полнؚом соблюденؚии симметрؚии, если объект ею рؚасполагает;
– цветовая гамма прؚименؚяемых крؚасок, их сочетанؚие должнؚы учитывать психологию воспрؚиятия цветов человеком;
– рؚазмерؚы дидактического срؚедства обученؚия должнؚы учитывать аудиторؚнؚый показ;
– если дидактическое срؚедство обученؚия прؚизванؚо прؚедставить движенؚие объекта в рؚеальнؚых условиях или используется макет объекта, нؚеобходимо следить, чтобы форؚмирؚующая фунؚкция нؚе была нؚарؚушенؚа.
Стенд предназначен для изучения конструкции привода тормозных систем и его работы при различных режимах за счет наглядной демонстрации контуров тормозных систем, выделенных цветом, электрифицированной демонстрации режимов работы тормозного управления, за счет светодиодов различных цветов и цветных иллюстраций, взятых из руководства по эксплуатации автомобиля КамАЗ — 43114. В результате достигается безопасная эксплуатация машины, а соответственно сохранение техники в исправном состоянии и предотвращение гибели и травматизма людей [2].
На стенде представлен привод рабочей тормозной системы, который состоит из последовательно соединенных одного пневматического и двух гидравлических контуров. Один контур гидравлического привода приводит в действие тормозные механизмы колес передней и промежуточной осей, второй контур механизмы задней оси. К пневматической части привода относятся: компрессор, регулятор давления, два воздушных баллона, тормозной кран, кран отбора воздуха, соединительная головка, разобщительный кран, буксирный клапан, два пневматических силовых цилиндра (пневмоусилителя), трубопроводы и шланги. К гидравлической части привода относятся два главных тормозных цилиндра с резервуарами для жидкости, шесть сдвоенных колесных цилиндров, трубопроводы и шланги.
Разрабатываемый электрифицированный учебно-демонстрационный стенд «Пневматический привод тормозного управления КамАЗ-43114» по характеру воздействия на органы ощущений — визуальный; по принципу устройства — аппликационный с настоящим оборудованием рабочей тормозной системы; по степени механизации — немеханический; по количеству одновременно обучаемых — групповой; по способу установки — настенный; по возможности использования — специальный.
Разработанный стенд является электрифицированным и имеет несколько режимов работы. С целью обеспечения правильной и стабильной работы стенда разработана электрическая схема, показанная на рисунке 1.
Рис. 1. Электрическая схема
Электрическая схема стенда содержит следующие элементы: электрические выключатели; светодиодные ленты; автоматические реле; логический элемент «ИЛИ»; преобразователь электрической энергии в сборе.
При подключении стенда к источнику питания переменного тока происходит преобразование переменного тока с напряжением 220 В, в постоянный ток с напряжением 12 В. После этого можно увидеть демонстрацию работы пневматического тормозного управления [3].
Таким образом, электрифицированный учебно-демонстрационный стенд «Пневматический привод тормозного управления КамАЗ-43114» не только соответствует воплощению многих принципов обучения, но и расширяет учебно-материальную базу, наглядно показывает особенности конструкции и принцип работы тормозного управления КамАЗ-43114, помогает более качественно усвоить изучаемый материал, облегчает работу руководителя занятий, не требует крупных материальных и денежных затрат на изготовление и его обслуживание, прост в применении и рекомендован в образовательном процессе учебных заведений силовых структур по подготовке специалистов технического обеспечения.
Литература:
- Анؚурؚьев В. И. Спрؚавочнؚик конؚстрؚукторؚа-машинؚострؚоителя [Текст] / В. И. Анؚурؚьев. — М., 2011. — 415 с.
- Бакалов Б. В. Конؚдиционؚирؚованؚие воздуха в прؚомышленؚнؚых, общественؚнؚых и жилых зданؚиях [Текст] / Б. В. Бакалов, Б. В. Карؚпис. — М., 2010. — 450 с.
- Руководство по устройству, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту Автомобили КамАЗ 43114,43118 43114–3902301 РЭ