Оценка современного состояния регионального рынка страхования КАСКО (на примере Республики Мордовия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 02.02.2015

Статья просмотрена: 211 раз

Библиографическое описание:

Москалёва, Е. Г. Оценка современного состояния регионального рынка страхования КАСКО (на примере Республики Мордовия) / Е. Г. Москалёва, К. И. Веряскина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 459-461. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15345/ (дата обращения: 26.04.2024).

Страхование автоКАСКО — это страхование, которое позволяет защитить себя от риска хищения и нанесения ущерба автомобилю. Оно способно обеспечить защиту в случае ДТП, нанесения умышленного или случайного вреда автомобилю третьими лицами, хищения частей машины или ее угона, стихийного бедствия и т. д.

Исторически сегмент автострахования являлся и по сей день продолжает являться локомотивом развития страхового рынка России. Около 68 % объема премий в розничном страховании приходится на долю автострахования, в частности около 41 % приходится на автоКАСКО. Аналогичная ситуация наблюдается и на региональном рынке Республики Мордовия. Около четверти всех поступлений обеспечивают поступления по автоКАСКО — 337 млн. руб.

Таблица 1

Динамика премий и выплат по автоКАСКО в Республике Мордовия, тыс. руб. [2]

Вид платежей

2010

2011

2012

2013

Всего (без ОМС)

1339207

1634164

1763859

1835479

Премии

272889

242 149

371 277

337 831

Абсолютное отклонение

-

-30740

129 128

-33 446

Относительное отклонение, %

-

-11,3

53,3

-0,9

Выплаты

198142

150 767

278 187

284 876

Абсолютное отклонение

-

-47375

127 420

6 689

Относительное отклонение, %

-

-23,9

84,5

2,4

 

Страховые поступления на региональном рынке имеют скачкообразную динамику развития. В 2013 году произошло сокращение суммы собранной премии на 33 446 тыс. руб. или на 0,9 % и она составила 337831 тыс. руб. Также происходит сокращение числа заключенных договоров. В 2013 году их количество сократилось на 1129 тыс. шт. и составило 10044 тыс. шт. По итогам 9 месяцев 2014 год объем собранных страховых премий составил 207602 тыс. руб.

Страховые выплаты растут быстрее страховых премий. За анализируемый период суммы страховых выплат увеличились в 1,4 раза и по итогам 2013 года составили 284876 тыс. руб. По итогам 9 месяцев 2014 год объем выплат составил 199709 тыс. руб. Таким образом, автоКАСКО является убыточным видом страхования для страховых компаний.

Рис. 1. Динамика уровня выплат по автоКАСКО за 2011–2013 гг.

 

Если в 2011 году уровень выплат составлял 62 %, то к 2013 году он увеличился еще на 22 % и составил 84 %. А по итогам 9 месяцев 2014 года достиг своего рекордного значения — 96,2 %. Это связано прежде всего с большим количеством ДТП в Республике Мордовия.

Таблица 2

Количество ДТП в Республике Мордовия [1]

Показатель

2009

2010

2011

2012

2013

Количество ДТП, ед.

1100

1006

994

1104

1005

+- % к АППГ

-7,4

-8,5

-1,2

11,1

-9

 

Рынок автоКАСКО Республики Мордовия характеризуется высоким уровнем конкуренции.     Наибольшую долю рынка страхования автоКАСКО в Республике Мордовия занимает Группа Ренессанс Страхование — 25,22 %. Объем собранной страховой премии за 2013 год составляет 85 185 тыс. руб. Второе место занимает Росгосстрах — 24,35 %, объем премии — 82270 тыс. руб., третье место занимает Уралсиб — 11,6 %, объем премии 38052 тыс. руб.

Рис. 2. 10 крупнейших страховых компаний Мордовии, осуществляющих страхование автоКАСКО [2]

 

На долю 10 крупнейших страховых компаний Мордовии приходится около 96 % всего рынка автоКАСКО. Всего за 2013 год по рынку страхования КАСКО было собрано на 33245 тыс. руб. (-8,06 %)меньше, чем в 2012 году (337831 тыс. руб. против 371076 тыс. руб.).

На рынке автострахования Республики Мордовия имеются большие проблемы в сфере тарифной политики. За 2013 год увеличение тарифов составило 10–15 %,основной рост запланирован на 2014–2015 годы. Причин этого несколько, но основная, как мы выяснили, — растущая убыточность данного вида автострахования (рост выплат по автоКАСКО в 2013 году опередил рост поступлений, средняя выплата по полису увеличилась за год почти на 10 % и превысила 47 тысяч рублей), а также растущий спрос на автомобили, приобретаемые в кредит, для которых полис автоКАСКО становится обязательным условием при покупке.

Не секрет, что автострахование автоКАСКО напрямую зависит от динамики продаж новых автомобилей, между этими рынками крайне жесткая корреляция. В какой-то момент из-за падения рубля активизировался ажиотажный спрос на автомобили и дилеры распродали свои стоки, однако дальше ожидается серьезное падение рынка, а значит, примерно до апреля 2015 года рынок притока новой премии по автоКАСКО будет минимальным. Также можно предположить, что девальвация ударит по страховщикам ростом стоимости ремонта. Страховщики соответственно будут пытаться, с учетом роста курса валют, поднять тарифы, но многие клиенты довольно быстро станут отказываться от этого вида страхования. Ситуацию по убыточности осложняет применение судами к страховым спорам норм законодательства о защите прав потребителя, при этом результативность судов для потребителей составляет 98,6 %. Вследствие этого «антистраховщики»-автоюристы выстроили крайне прибыльный и устойчивый бизнес, получая по судам выплаты с коэффициентом 1,86 по отношению к реальной сумме основного убытка. В тарифах этого, естественно, заложено не было, да и спрос на рынке не позволяет продавать полисы с такими надбавками. Кроме того, в кризис, как правило, активизируется так называемое «ситуационное мошенничество», с помощью которого имеющий убыток страхователь, не без влияния определенных «консультантов», оказывается не против поправить свое материальное положение за счет страховщика. И единые стандарты КАСКО, которые принял ЦБ, значительно увеличивают риски мошенничества. Фактически, те убытки, которые по ОСАГО урегулируются в рамках европротокола, в таком же формате должны будут теперь урегулироваться и по автоКАСКО. Средний убыток в обоих видах меньше лимита по европротоколу, то есть большая часть убытков туда попадают.А нужно было бы, наоборот, инициировать обязательное применение франшиз в автоКАСКО. Большинство заявляемых событий — мелкие по сумме ущерба, но с высокой частотностью, поэтому полис за счет франшизы мог бы стать существенно дешевле и доступнее. Каско — заметный компонент «цены владения автомобилем», поэтому если его цена не снизится, дорогое страхование может даже, в свою очередь, негативно влиять на объемы автопродаж, становиться их тормозом.

Что же касается прогнозов развития самого рынка автоКАСКО, то если страховщикам не удастся начать активные продажи продуктов с суженным страховым покрытием, их тоже ждут худшие времена. Сейчас таких продуктов появляется достаточно много, но они еще не носят массового характера. В целом уровень проникновения автоКАСКО падает, количество договоров сокращается. Компаний, желающих бороться за долю рынка в моторном страховании, сегодня уже нет, и в дальнейшем все будут ориентироваться на финансовый результат.

 

Литература:

 

1.                  Москалева Е. Г., Козлова К. В. Анализ состояния и перспектив развития страховых рынков стран Центральной и Восточной Европы, входящих в финно-угорскую группу // Экономика и социум. — 2014. — № 1–1 (10). С. 679–683.

2.                  Москалева Е. Г., Журавлева О. Г. Особенности системы обязательного страхования автогражданской ответственности в странах финно-угорского типа // Экономика и социум. — 2015. — № 1 (14)

3.                  Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России [Электронный ресурс]. — режим доступа http://www.gibdd.ru/stat/ — Загл. с экрана

4.                  Страхование сегодня [Электронный ресурс].– режим доступа: http://www.insur-info.ru/- Загл. с экрана.

Основные термины (генерируются автоматически): Мордовия, автоКАСКО, абсолютное отклонение, выплата, объем, относительное отклонение, премия, страхование автоКАСКО, страховая компания Мордовии.


Похожие статьи

Учет амортизационного износа транспортных средств...

Ключевые слова: КАСКО, амортизационный износ, годные остатки, полная гибель.

У большого количества страховых компаний в правилах страхования предусмотрено, что выплата на условиях «полной гибели» или «хищения» при отказе от годных остатков производится за...

Учет амортизационного износа транспортных средств...

Ключевые слова: КАСКО, амортизационный износ, годные остатки, полная гибель.

У большого количества страховых компаний в правилах страхования предусмотрено, что выплата на условиях «полной гибели» или «хищения» при отказе от годных остатков производится за...

Анализ страхового рынка РФ за 2016 год и его прогноз на 2017 год

‒ ОСАГО, Автокаско и страхование имущества юридических лиц — стагнация (динамика около 0 %)

Повышение конкурентоспособности страховой компании в условиях расширения страхового рынка и диверсификации страхового портфеля.

Анализ страхового рынка РФ за 2016 год и его прогноз на 2017 год

‒ ОСАГО, Автокаско и страхование имущества юридических лиц — стагнация (динамика около 0 %)

Повышение конкурентоспособности страховой компании в условиях расширения страхового рынка и диверсификации страхового портфеля.

Особенности оценки финансовой устойчивости страховой...

Основными сравнительными характеристиками могут выступать как количественные (объем страховых премий/выплат, количество

Темными лошадками является такой вид страхования, как КАСКО. Относительная доля маленькая, но темпы роста продаж — высокие.

Особенности оценки финансовой устойчивости страховой...

Основными сравнительными характеристиками могут выступать как количественные (объем страховых премий/выплат, количество

Темными лошадками является такой вид страхования, как КАСКО. Относительная доля маленькая, но темпы роста продаж — высокие.

Анализ конкурентоспособности страховых компаний...

Рис. 2. Динамика страховых премий по основным страховым компаниям Мордовии в 2011–2013 гг, тыс.руб.

В 4-ом квартале 2013 года падение взносов по автокаско было отмечено у 6 из топ-10 лидеров этого рынка.

Анализ конкурентоспособности страховых компаний...

Рис. 2. Динамика страховых премий по основным страховым компаниям Мордовии в 2011–2013 гг, тыс.руб.

В 4-ом квартале 2013 года падение взносов по автокаско было отмечено у 6 из топ-10 лидеров этого рынка.

Проблемы и современное состояние страхового рынка России

Автокаско. ОСАГО. Страхование жизни.

Темп прироста объема страховых выплат значительно превышает темп прироста объема собираемых взносов, что является отрицательной тенденцией, поскольку формируемые за счет премий резервы компании...

Проблемы и современное состояние страхового рынка России

Автокаско. ОСАГО. Страхование жизни.

Темп прироста объема страховых выплат значительно превышает темп прироста объема собираемых взносов, что является отрицательной тенденцией, поскольку формируемые за счет премий резервы компании...

Анализ рынка и прогноз убыточности ОСГОП (на примере...)

Страховые компании же объясняют низкую долю выплат страховых сумм потерпевшим по отношению к сборам тем, что среди пассажиров высока доля

Оценка современного состояния регионального рынка страхования КАСКО (на примере Республики Мордовия).

Анализ рынка и прогноз убыточности ОСГОП (на примере...)

Страховые компании же объясняют низкую долю выплат страховых сумм потерпевшим по отношению к сборам тем, что среди пассажиров высока доля

Оценка современного состояния регионального рынка страхования КАСКО (на примере Республики Мордовия).

Обеспечение социальной безопасности региона посредством...

Страховые компания Республики Мордовия по собранным страховым премиям по добровольному страхованию жизни в 2013 гг. Страховая премия, тыс. руб. Доля в общем объеме собранной премии

Обеспечение социальной безопасности региона посредством...

Страховые компания Республики Мордовия по собранным страховым премиям по добровольному страхованию жизни в 2013 гг. Страховая премия, тыс. руб. Доля в общем объеме собранной премии

Похожие статьи

Учет амортизационного износа транспортных средств...

Ключевые слова: КАСКО, амортизационный износ, годные остатки, полная гибель.

У большого количества страховых компаний в правилах страхования предусмотрено, что выплата на условиях «полной гибели» или «хищения» при отказе от годных остатков производится за...

Учет амортизационного износа транспортных средств...

Ключевые слова: КАСКО, амортизационный износ, годные остатки, полная гибель.

У большого количества страховых компаний в правилах страхования предусмотрено, что выплата на условиях «полной гибели» или «хищения» при отказе от годных остатков производится за...

Анализ страхового рынка РФ за 2016 год и его прогноз на 2017 год

‒ ОСАГО, Автокаско и страхование имущества юридических лиц — стагнация (динамика около 0 %)

Повышение конкурентоспособности страховой компании в условиях расширения страхового рынка и диверсификации страхового портфеля.

Анализ страхового рынка РФ за 2016 год и его прогноз на 2017 год

‒ ОСАГО, Автокаско и страхование имущества юридических лиц — стагнация (динамика около 0 %)

Повышение конкурентоспособности страховой компании в условиях расширения страхового рынка и диверсификации страхового портфеля.

Особенности оценки финансовой устойчивости страховой...

Основными сравнительными характеристиками могут выступать как количественные (объем страховых премий/выплат, количество

Темными лошадками является такой вид страхования, как КАСКО. Относительная доля маленькая, но темпы роста продаж — высокие.

Особенности оценки финансовой устойчивости страховой...

Основными сравнительными характеристиками могут выступать как количественные (объем страховых премий/выплат, количество

Темными лошадками является такой вид страхования, как КАСКО. Относительная доля маленькая, но темпы роста продаж — высокие.

Анализ конкурентоспособности страховых компаний...

Рис. 2. Динамика страховых премий по основным страховым компаниям Мордовии в 2011–2013 гг, тыс.руб.

В 4-ом квартале 2013 года падение взносов по автокаско было отмечено у 6 из топ-10 лидеров этого рынка.

Анализ конкурентоспособности страховых компаний...

Рис. 2. Динамика страховых премий по основным страховым компаниям Мордовии в 2011–2013 гг, тыс.руб.

В 4-ом квартале 2013 года падение взносов по автокаско было отмечено у 6 из топ-10 лидеров этого рынка.

Проблемы и современное состояние страхового рынка России

Автокаско. ОСАГО. Страхование жизни.

Темп прироста объема страховых выплат значительно превышает темп прироста объема собираемых взносов, что является отрицательной тенденцией, поскольку формируемые за счет премий резервы компании...

Проблемы и современное состояние страхового рынка России

Автокаско. ОСАГО. Страхование жизни.

Темп прироста объема страховых выплат значительно превышает темп прироста объема собираемых взносов, что является отрицательной тенденцией, поскольку формируемые за счет премий резервы компании...

Анализ рынка и прогноз убыточности ОСГОП (на примере...)

Страховые компании же объясняют низкую долю выплат страховых сумм потерпевшим по отношению к сборам тем, что среди пассажиров высока доля

Оценка современного состояния регионального рынка страхования КАСКО (на примере Республики Мордовия).

Анализ рынка и прогноз убыточности ОСГОП (на примере...)

Страховые компании же объясняют низкую долю выплат страховых сумм потерпевшим по отношению к сборам тем, что среди пассажиров высока доля

Оценка современного состояния регионального рынка страхования КАСКО (на примере Республики Мордовия).

Обеспечение социальной безопасности региона посредством...

Страховые компания Республики Мордовия по собранным страховым премиям по добровольному страхованию жизни в 2013 гг. Страховая премия, тыс. руб. Доля в общем объеме собранной премии

Обеспечение социальной безопасности региона посредством...

Страховые компания Республики Мордовия по собранным страховым премиям по добровольному страхованию жизни в 2013 гг. Страховая премия, тыс. руб. Доля в общем объеме собранной премии

Задать вопрос