Мотивация достижения цели как один из способов повышения эффективности профессионального обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Куличенко А. И., Сердцева О. А., Шпакова А. Е., Мамченко Т. В., Вечирко О. М. Мотивация достижения цели как один из способов повышения эффективности профессионального обучения // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 792-794. — URL https://moluch.ru/archive/83/15234/ (дата обращения: 23.07.2018).

В статье рассматриваются способы повышения эффективности обучения студентов в учреждениях профессионального образования. Когда главной заботой студента становится успеваемость, направление его усилий смещается с получения знаний и умений на «получение оценки», причем получения ее «любой ценой». Поиск путей преодоления такого отношения к процессу получения квалификации чрезвычайно труден.

Если исключить оценочные критерии, то одним из главных факторов в обучении является мотивация достижения цели. Преподавателю необходимо уделять большое внимание формированию познавательной мотивации, свободной от какой-либо прагматики.

 

В современной практике, в системе профессионального образования, имеется многообразие подходов к повышению качества подготовки специалистов, формированию профессионально значимых качеств у молодежи, их отношению к труду. Их авторы стремятся создать дидактические условия преодоления давно наметившегося равнодушия к знаниям, нежеланию учиться; развитию познавательных, а к концу обучения, профессиональных мотивов и интересов. Однако весьма часто активизация сводится или к усилению контроля за работой студентов, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных технологий [2].

Все чаще мы убеждаемся, что для повышения качества знаний необходимо включать в процесс познания студентов на уровне не только интеллектуальном, но и на уровне личностной и социальной активности. К сожалению, в силу имеющихся в сфере общего образования экономических и социальных проблем, молодежь приходит к нам из школы не только с различными, часто не соответствующими оценкам знаниями, но и с психологически перегруженная, «уставшая», не способная осмыслить цель образования.

В связи с этим, для студента результат образовательного процесса сводится, в большей или меньшей степени, к получению оценок по изучаемым дисциплинам.

Когда главной заботой студента становится успеваемость, направление его усилий смещается с получения знаний и умений на «получение оценки», причем получения ее «любой ценой». Поиск путей преодоления такого отношения к процессу получения квалификации чрезвычайно труден. Каковы же возможные пути?

Если исключить оценочные критерии, то одним из главных факторов в обучении является мотивация достижения цели. Преподавателю необходимо уделять большое внимание формированию познавательной мотивации, свободной от какой-либо прагматики.

Но при этом, в учебном процессе мотивацию достижения цели необходимо поставить на службу мотивации познания, а не наоборот, поскольку главными задачами педагогического процесса являются общее и профессиональное развитие личности специалиста-выпускника.

При этом, само понятие «достижение» не должно сводиться к представлению получения оценки и только. Достижение определенного, очередного рубежа — это этап и уровень обученности, которые выступают необходимым условием дальнейшего развития в содержании усвоения и осмысления преподаваемых знаний.

Что же влияет на степень активности обучаемого, на его желание получать не только отметки, но и знания? Что мешает гармонично развивать личности обучаемого? Вопросы эти, при кажущейся их простоте, не столь однозначны и легко, как этого хотелось бы, разрешимы. В первую очередь, у студентов необходимо развивать уверенность в том, что избранная ими специальность будет востребована и обеспечит им определенный социальный статус.

Опыт показывает, что часто в процессе обучения многие молодые люди меняют свое отношение к выбранной будущей специальности: те, кто пришел, как говорится к нам по призванию, вдруг охладевают к профессии и наоборот. Надо понимать, что на этапе становления специалиста наша задача не только научить, но и заинтересовать или по крайней мере не охладить интерес к познаниям. Как достичь этого? Только своим постоянным вместе с ними ростом и постоянным обучением, если учащийся видит ваше равнодушие и усталость — она уже механически передается ему. Преподаватель должен быть примером, в области специальности и примером профессионализма.

Наиболее действенным направлением повышения эффективности обучения является создание таких психолого-педагогических условий, при которых студент может занять активную позицию и наиболее полно сможет раскрыться, как субъект процесса обучения.

Без определенного уровня активности человека, выражающейся, хотя бы в элементарном понимании предмета, не может состояться простейший факт познания. Речь, прежде всего должна идти об активности студента, в выборе наиболее приемлемого для него индивидуального, самостоятельного метода познания или познавания предмета.

Обучение — это тяжелый последовательный труд. Учитывая то, что профессиональное образование является системой практикоориентированной, формирование умений и навыков здесь невозможно без наличия сформированных прочных знаний. Выполнение практических, лабораторных, курсовых и дипломных работ, написание рефератов, решение практических задач и в целом моделирование профессиональной деятельности, дает возможность выявить уровень готовности учащегося, подготовленность к обучению, степень способности усвоить заданный материал и, что наиболее важно, заинтересовать обучаемого.

Практика показывает, что студенты, заинтересованно относящиеся к изучаемой дисциплине, осваивают ее более успешно и как следствие, имеют наиболее высокие результаты учебной деятельности. Получается, что профессиональная мотивация и профессиональная направленность, не формируются, если в учебном процессе не представлены те или иные элементы будущей профессиональной деятельности. Это свидетельство в пользу подхода, обуславливающего ориентацию студента на будущую профессиональную деятельность, моделируемую в обучении [1].

 

Литература:

 

1.       Каргина Е. М. Особенности профильного обучения иностранному языку в контексте современных дидактических подходов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/06/7120.

2.       Мирошниченко Э. А. Организация самообразования студентов экономического вуза. Дис.... канд. пед. наук: 13.00.08: Запорожье, 1998, 190 c. РГБ ОД, 61:98–13/884–3.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, мотивация достижения цели, будущая профессиональная деятельность, процесс получения квалификации, получение знаний, поиск путей преодоления, познавательная мотивация, обучение, какая-либо прагматика, главная забота студента, учебный процесс.


Похожие статьи

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик. Она является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего...

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик. Она является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего...

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

мотив, учебный процесс, студент, преподаватель, мотивация, знание, процесс обучения, мотивация студентов, будущая профессия, учащийся.

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

мотив, учебный процесс, студент, преподаватель, мотивация, знание, процесс обучения, мотивация студентов, будущая профессия, учащийся.

К вопросу о профессиональной мотивации студентов

высшее профессиональное образование, мотив, профессиональная подготовка, профессиональная мотивация, профессиональный выбор, профессиональное развитие, процесс обучения, вид деятельности...

К вопросу о профессиональной мотивации студентов

высшее профессиональное образование, мотив, профессиональная подготовка, профессиональная мотивация, профессиональный выбор, профессиональное развитие, процесс обучения, вид деятельности...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов.

Это ещё в большей степени подчиняет учебную деятельность важной целибудущей

Мотивация учения развивается в самой учебной деятельности студента.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов.

Это ещё в большей степени подчиняет учебную деятельность важной целибудущей

Мотивация учения развивается в самой учебной деятельности студента.

Формирование познавательной мотивации студентов

Формирование познавательной мотивации студентов. Автор: Томашевская Ольга Александровна.

Ставят либо очень легкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку. Действия.

Формирование познавательной мотивации студентов

Формирование познавательной мотивации студентов. Автор: Томашевская Ольга Александровна.

Ставят либо очень легкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку. Действия.

Мотивация к обучению студентов Уральского государственного...

получение диплома, студент, высшее образование, учебная мотивация, мотив, кафедра, сотрудник кафедры, получение знаний, Уральский Государственный Лесотехнический Университет, обучение.

Мотивация к обучению студентов Уральского государственного...

получение диплома, студент, высшее образование, учебная мотивация, мотив, кафедра, сотрудник кафедры, получение знаний, Уральский Государственный Лесотехнический Университет, обучение.

Изучение учебной мотивации студентов вуза | Статья в журнале...

учебная деятельность, мотив, мотивация, стремление индивида, проблема мотивации, вид мотивов, мотивационная сфера, учебная деятельность студентов, учебная мотивация студентов, учебный процесс.

Изучение учебной мотивации студентов вуза | Статья в журнале...

учебная деятельность, мотив, мотивация, стремление индивида, проблема мотивации, вид мотивов, мотивационная сфера, учебная деятельность студентов, учебная мотивация студентов, учебный процесс.

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения...

Пути повышения качества и мотивации обучения при профессиональной подготовке студентов в вузах. Интегративно-развивающая образовательная среда вуза и ее влияние на процесс профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов.

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения...

Пути повышения качества и мотивации обучения при профессиональной подготовке студентов в вузах. Интегративно-развивающая образовательная среда вуза и ее влияние на процесс профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов.

Проблема формирования профессиональной мотивации...

Под профессиональной мотивацией, применительно к учебной деятельности студентов в системе вузовского образования, понимается совокупность факторов и процессов...

Проблема формирования профессиональной мотивации...

Под профессиональной мотивацией, применительно к учебной деятельности студентов в системе вузовского образования, понимается совокупность факторов и процессов...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик. Она является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего...

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик. Она является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего...

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

мотив, учебный процесс, студент, преподаватель, мотивация, знание, процесс обучения, мотивация студентов, будущая профессия, учащийся.

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

мотив, учебный процесс, студент, преподаватель, мотивация, знание, процесс обучения, мотивация студентов, будущая профессия, учащийся.

К вопросу о профессиональной мотивации студентов

высшее профессиональное образование, мотив, профессиональная подготовка, профессиональная мотивация, профессиональный выбор, профессиональное развитие, процесс обучения, вид деятельности...

К вопросу о профессиональной мотивации студентов

высшее профессиональное образование, мотив, профессиональная подготовка, профессиональная мотивация, профессиональный выбор, профессиональное развитие, процесс обучения, вид деятельности...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов.

Это ещё в большей степени подчиняет учебную деятельность важной целибудущей

Мотивация учения развивается в самой учебной деятельности студента.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов.

Это ещё в большей степени подчиняет учебную деятельность важной целибудущей

Мотивация учения развивается в самой учебной деятельности студента.

Формирование познавательной мотивации студентов

Формирование познавательной мотивации студентов. Автор: Томашевская Ольга Александровна.

Ставят либо очень легкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку. Действия.

Формирование познавательной мотивации студентов

Формирование познавательной мотивации студентов. Автор: Томашевская Ольга Александровна.

Ставят либо очень легкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку. Действия.

Мотивация к обучению студентов Уральского государственного...

получение диплома, студент, высшее образование, учебная мотивация, мотив, кафедра, сотрудник кафедры, получение знаний, Уральский Государственный Лесотехнический Университет, обучение.

Мотивация к обучению студентов Уральского государственного...

получение диплома, студент, высшее образование, учебная мотивация, мотив, кафедра, сотрудник кафедры, получение знаний, Уральский Государственный Лесотехнический Университет, обучение.

Изучение учебной мотивации студентов вуза | Статья в журнале...

учебная деятельность, мотив, мотивация, стремление индивида, проблема мотивации, вид мотивов, мотивационная сфера, учебная деятельность студентов, учебная мотивация студентов, учебный процесс.

Изучение учебной мотивации студентов вуза | Статья в журнале...

учебная деятельность, мотив, мотивация, стремление индивида, проблема мотивации, вид мотивов, мотивационная сфера, учебная деятельность студентов, учебная мотивация студентов, учебный процесс.

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения...

Пути повышения качества и мотивации обучения при профессиональной подготовке студентов в вузах. Интегративно-развивающая образовательная среда вуза и ее влияние на процесс профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов.

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения...

Пути повышения качества и мотивации обучения при профессиональной подготовке студентов в вузах. Интегративно-развивающая образовательная среда вуза и ее влияние на процесс профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов.

Проблема формирования профессиональной мотивации...

Под профессиональной мотивацией, применительно к учебной деятельности студентов в системе вузовского образования, понимается совокупность факторов и процессов...

Проблема формирования профессиональной мотивации...

Под профессиональной мотивацией, применительно к учебной деятельности студентов в системе вузовского образования, понимается совокупность факторов и процессов...

Задать вопрос