Автор: Караханян Карина Грикоровна

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 18.10.2016

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Караханян К. Г. Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 154-156.



В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования волевых качеств личности студента определяет актуальность данной темы.

Ключевые слова: учебная деятельность, студенты, академическая успеваемость

Keywords: learning activities, students, academic performance

Как отмечается авторами наиболее объемных исследований психологических особенностей студентов, основным фактором, обусловливающим успешность учебной деятельности, является не выраженность отдельных психических свойств личности, а их структура, в которой ведущую роль играют волевые качества. По В. А. Иванникову, человек проявляет свои волевые качества, когда совершает действие, которое изначально недостаточно мотивировано, то есть уступает другим действиям в борьбе за «поведенческий выход» [1]. Механизмом волевого действия можно назвать восполнение дефицита реализационной мотивации за счет намеренного усиления мотива данного действия и ослабления мотивов конкурирующих действий. Это возможно, в частности, в результате придания действию нового смысла.

Прямых тестовых методов измерения волевых качеств личности пока не разработано, но косвенно о них можно судить, например, по индексу мотивационной тенденции «стойкость в достижении цели». Сам по себе факт связи успешности обучения с волевыми качествами личности ни у кого из преподавателей не вызывает сомнений, но большая проблема состоит в таком построении учебного процесса, чтобы студенту приходилось как можно реже преодолевать себя, силой заставлять себя включаться в учебную деятельность. Полностью исключить необходимость апелляции к волевым качествам студента, по-видимому, нельзя, но и сваливать все проблемы и недоработки в организации учебного процесса на лень и безволие студентов тоже недопустимо. Мотив обучения должен лежать внутри самой учебной деятельности или как можно ближе к ее процессу. Достичь этого можно двумя путями. Первый и самый важный — сделать процесс обучения максимально интересным для студента, приносящим ему удовлетворение и даже удовольствие; помочь студенту сформировать такие мотивы и установки, которые позволят ему испытывать удовлетворение от преодоления внутренних и внешних препятствий в учебной деятельности [2].

В исследованиях выделяются две группы условий, влияющих на успешность обучения: внешние и внутренние. К внутренним условиям относятся возрастные и индивидуальные особенности; особенности мотивационной сферы учащихся; особенности процесса усвоения. Внешние условия включают в себя характер взаимоотношений, сложившихся с конкретным учителем; общий характер взаимоотношений, принятый в конкретной группе; отношение родителей или других референтных лиц к самому процессу.

Надо отметить, что отношение родителей к учебному процессу в высшей школе претерпевает изменение от умеренно равнодушного к заинтересованному. Это объясняется тем, что большинство родителей платят за обучение. Они начинают понимать, что отдают деньги за обучение, а не за диплом, и поэтому требуют качества.

Это условие в настоящее время достаточно эффективно влияет на успешность обучения студентов.

К индивидуальным особенностям можно отнести умение принимать решение, самостоятельность, ответственность. Умение принимать решение зависит от учета студентом внешних условий реальности, собственных возможностей и ценности того, что выбирается. Как считает Б. В. Кайгородов, согласование между реальностью и собственными возможностями осуществляется благодаря самопониманию и его уровню развития. Поэтому будет интересным изучить связь между успешностью обучения и уровнем развития самопонимания студентов.

Успешность обучения находится в прямой зависимости и от тех внутренних и внешних условий, в которых протекает познавательная деятельность студентов. Поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы создать в группе необходимые условия для учебной работы, здоровый психологический климат, благоприятную воспитательную среду [3].

Создание «общего настроя», ответственного отношения к учению, вооружение студентов навыками рационального умственного труда и организации самостоятельной работы не должны оставаться вне поля зрения преподавателя. В практике бытует мнение, что у студента, пришедшего в вуз, серьезное отношение к учению само собой разумеется, поэтому в планах работы преподавателя этот участок нередко не находит отражения. Однако в жизни бывает по-другому. Вуз рассчитан на высокий уровень сознательности студента, но отсутствие жесткой системы школьного контроля ведет к тому, что некоторые молодые люди, выдержав вступительные экзамены, оказываются не подготовленными к ответственному отношению к учению. Умения и навыки соблюдения сознательной дисциплины, полученные ими в школе, порой не закрепляются в вузе. Поэтому воспитание у студентов дисциплины — не менее важная составная часть деятельности преподавателей.

Важнейшим фактором успешного обучения в вузе является характер учебной мотивации, ее энергетический уровень и структура. Некоторые авторы прямолинейно делят мотивацию учебной деятельности на недостаточную и положительную, относя к последней познавательные, профессиональные и даже моральные мотивы. В такой интерпретации получается прямолинейная, и почти однозначная связь положительной мотивации с успешностью обучения. При более дифференцированном анализе мотивов учебной деятельности выделяют направленность на получение знаний, на получение профессии, на получение диплома. Существует прямая корреляционная связь между направленностью на приобретение знаний и успешностью обучения [4].

Два других вида направленности не обнаружили такой связи. Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. Те же, кто ориентирован на получение профессии, часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «нужные» и «не нужные» для их профессионального становления, что может сказываться на академической успеваемости. Установка на получение диплома делает студента еще менее разборчивым в выборе средств на пути к его получению — нерегулярные занятия, «штурмовщина», шпаргалки и т. п.

Таким образом, в современной психолого-педагогической литературе выделяется целый ряд условий успешности обучения. Все они в различной степени влияют на процесс и результат обучения. Возможность студентов самостоятельно формировать индивидуальный план на основе свободного выбора становится одним из эффективных механизмов психологического воздействия. Это заключается в комфортном темпе работы обучаемого, определении своих возможностей, гибком построении содержания обучения, интеграции различных его видов и форм, достижении высокого уровня конечных результатов и развитии творческого инновационного мышления [5]. Взаимоотношения между участниками педагогического процесса приобретают характер сотрудничества, а управленческая деятельность на всех уровнях трансформируется из субъектно-объектных в субъектно-субъектные на рефлексивной почве. В этом случае применяется личностно-ориентированный подход в обучении, который дает положительные результаты, значительно активизирует образовательную и воспитательную функции педагогического контроля, создает нужный мотивационный стимул и активизируют учебно-познавательную деятельность студентов, развивает у них самопонимание, тем самым повышая показатель успешности обучения и отношение к будущей профессии.

Литература:

  1. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
  2. Виноградова Г. А., Бобков О. Б. Динамика учебно-профессиональной мотивации курсантов в процессе обучения в военном вузе / Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2012. Т. 14. № 2–1. С. 123–139.
  3. Виноградова Г. А., Мысина Т. Ю. Влияние психолого-педагогических условий регуляции на психоэмоциональные состояния студентов вуза / Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2011. № 1. С. 3–13.
  4. Оксанич С. И. Психолого-педагогические условия сохранения и поддержания психологического здоровья студентов / С. И. Оксанич; Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». Пятигорск, 2008 г.
  5. Николаева А. А., Караханян К. Г. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление / В сборнике: Образование в современном мире: инновационные стратегии сборник научных трудов. 2016. С. 39–48.
Основные термины (генерируются автоматически): учебной деятельности, обучения студентов, успешного обучения студентов, успешности обучения, процесс успешного обучения, успешностью обучения, успешность обучения, волевых качеств личности, успешность обучения студентов, деятельность студентов, успешность учебной деятельности, получение диплома, получение профессии, фактором успешного обучения, условий успешности обучения, волевые качества, связи успешности обучения, качеств личности студента, внешних условий, характер учебной мотивации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос