Человек не образован, если его деятельность, практика не способствует постоянному стремлению строительства структуры собственной личности.
О. Смирнов
В каком педагоге нуждается современный детский сад? Какими компетенциями он должен обладать, чтобы развивать новое партнерское взаимоотношение с детьми дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования? Размышление над этими вопросами помогло нам определить новую модель выпускника специальности 44.02.01 «Дошкольное образование». Модернизация системы образования определяет приоритетным направление не только в качественной подготовке специалистов, работающих с детьми, но и изменение ментальных характеристик будущих педагогов. Также необходимо создать условия обучающимся для самоопределения в рамках выбранной профессии.
На втором Всероссийском съезде работников дошкольного образования, прошедшего 21–23 октября 2014 года в г. Сочи было отмечено, что главная компетенция современного педагога в системе образования — это готовность к непрерывному обучению. На сегодняшний день педагогика является наукой, технологией и искусством в равных долях. Главная задача среднего профессионального образования — обеспечение личностного развития будущих педагогов и развития гуманистического характера взаимодействия обучающихся с детьми. Личностные качества будущих воспитателей складываются из интеграции общих и профессиональных компетенций. Нельзя недооценивать и спрос родителей дошкольников на качество образовательных услуг и личность педагогов, работающих в современных дошкольных образовательных организациях. По приведенной статистике можно проследить социальный запрос родителей детей дошкольного возраста на наличие следующих качеств педагогов:
любовь к детям — 75 %
индивидуальный подход к ребенку — 51,9 %
владение инновационными образовательными методиками — 38,1 %
высшая квалификационная категория педагогов — 45 %
большой опыт работы — 68,5 %
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о программе положительной социализации ребенка дошкольного возраста и о ценности детей и взрослого, а не их оценивании. Будущий педагог — это специалист с новым подходом к ребенку и своей профессиональной деятельности, а не просто знаток педагогики и психологии.
Каким же тогда должен быть выпускник педагогического колледжа в свете современных требований образовательных стандартов? Как может выглядеть модель выпускника педагогического колледжа, приступающего к осуществлению воспитательно-образовательного процесса в современном детском саду?
Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности среднего профессионального образовательного учреждения, дошкольной образовательной организации и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности обучающегося по специальности 44.02.01 «дошкольное образование», которыми должен обладать выпускник социально-педагогического колледжа. Модель выпускника разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Модель выпускника имеет большое значение. Во-первых, она выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного образования, во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров воспитательно-образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику дошкольной образовательной организации, своеобразие современного педагогического коллектива. В-третьих, модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов педагогического колледжа, работников ДОО и родителей о желаемых результатах.
Существует несколько подходов к разработке модели выпускника. Главное, что их объединяет, — это исключительно творческий коллективный результат совместной деятельности педагогического коллектива колледжа и дошкольной образовательной организации, согласованный с родителями обучающихся. Основу этой модели может составить система отношений личности обучающегося к таким ценностям, как Человек, Труд, Общество, Знание, Искусство, Природа и Мир.
Структура личности обучающегося детерминируется влиянием пяти основных видов человеческой деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, преобразовательной, художественной) и может быть представлена как единая совокупность взаимосвязанных пяти потенциалов, формирующихся под воздействием этих видов деятельности. В соответствии с этим мы полагаем, что модель выпускника может складываться из описания пяти основных потенциалов личности:
- познавательного;
- нравственного;
- физического;
- художественного;
- коммуникативного.
Данный подход в целом не противоречит вступившему в силу «Профессиональному стандарту педагога».
Приведенные в качестве примера составляющие «модели» выпускника по специальности «Дошкольное образование» могут быть дополнены в соответствии со спецификой содержания образования в дошкольной образовательной организации. В этом случае необходима иерархия качеств выпускника в зависимости от особенностей современного образовательного учреждения.
Рис.1
Наполнение структурных компонентов «модели» выпускника конкретным содержанием обуславливается взглядами членов педагогического коллектива на процесс развития личности обучающегося и его результаты, спецификой воспитательно-образовательного процесса в данном учреждении, особенностями окружающей социокультурной среды. Важную роль в этом процессе играет развитие творческого потенциала обучающегося по специальности «Дошкольное образование». Творчество — это свобода, это нестереотипное видение мира, это шаг в незнаемое и отступление от нормы. Различные виды творческих работ, таких как: «Детский сад моей мечты», «Развивающие идеи этнопедагогики», «Современный педагог — кто он?», «Актуальность семейных приоритетов», «Идеи педагогов-гуманистов в современной системе дошкольного образования» помогают обучающимся по-новому посмотреть на проблемы в дошкольном образовании. Будущие педагоги могут выработать личностное отношение к этим вопросам и найти собственные решения. Именно в творческом подходе возможно открыть для себя, как для педагога, многообразие мировидения.
Для того, чтобы развивался творческий подход к вопросам дошкольной педагогики и психологии, мы используем такие виды лекционных занятий, как: конференция, деловая игра, круглый стол, семинар-практикум. На подобного рода занятиях всегда присутствуют в качестве гостей представители педагогической общественности города. Это воспитатели, педагоги, методисты дошкольных образовательных организаций. У студентов появляется возможность непосредственного общения с педагогами-практиками, обмена опыта, обсуждения возможностей применения современных образовательных технологий в детском саду. Такое общение неоценимо и позволяет определять новые цели образования и профессионального развития.
В ходе совместной деятельности членов педагогического коллектива по разработке «модели» выпускника образовательного учреждения рекомендуем учитывать следующие аспекты:
1. Проектируемый образ выпускника полезно соотнести с государственным образовательным стандартом, предыдущими достижениями педагогического коллектива данного образовательного учреждения, результатами работы образовательных учреждений аналогичного типа и вида.
2. В образ выпускника необходимо включить как качественные, так и количественные параметры развития личности обучающегося.
3. Основные параметры подготовленности выпускника следует излагать, исходя из приоритетности функций данного образовательного учреждения, его предназначения.
4. Образ выпускника — это программа-минимум, позволяющая членам педагогического коллектива сосредоточить свои усилия не только на формировании общих качеств, но и на поддержке и развитии уникальных черт личности обучающегося.
Литература:
1. Маслова Л. П. Педагогика искусства: теория и практика. –Новосибирск: Издательство НИПК и ПРО 1997. — 136с.
2. Педагогические технологии: Учебное пособие/Авт.сост. Т. П. Сальникова. — М.: ТЦ Сфера, 2010. -128с.
3. Синергетика образования. Материалы очно-заочной международной научно-практической конференции «Современное научно-методическое обеспечение развития образовательных систем» г. Армавир, № 1/2014.