Школа раннего развития «Радуга» как эффективное средство формирования социально-активной личности дошкольника
Авторы: Шурганова Наталья Викторовна, Винтенбах Ирина Владимировна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.
Дата публикации: 20.01.2019
Статья просмотрена: 93 раза
Библиографическое описание:
Шурганова, Н. В. Школа раннего развития «Радуга» как эффективное средство формирования социально-активной личности дошкольника / Н. В. Шурганова, И. В. Винтенбах. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3884/ (дата обращения: 16.12.2024).
Образовательное пространство ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» это мир, созданный для ребенка, для того чтобы ему было здесь интересно, тепло и уютно. Во Дворец маленький ребенок приходит, чтобы удовлетворить свои растущие день ото дня потребности в общении. Ему необходимы новые впечатления, ему хочется активного действия, и, конечно, он нуждается в признании и поддержке собственного «я». Каждый день через общение со сверстниками и взрослыми он получает знания о себе самом и о мире, в котором живет. Атмосфера обращенности к ребенку, царящая во Дворце, обеспечивает все необходимые условия для самопознания и развития его личности.
Мир искусства, доступный для понимания и интересный для малыша, привлекает в детские объединения Дворца большое число детей дошкольного возраста.
В 1993 году при Белгородском областном Дворце детского творчества была создана Школа раннего развития «Радуга» — первое в городе объединение для детей 3–5 лет. Рождение школы «Радуга» явилось ответом на четко обозначившуюся потребность родителей организовать деятельность своих детей, полноценное личностное развитие и содержательное общение.
При создании школы педагоги ставили следующие цели:
– развитие у дошкольник жизненно необходимых навыков, требующихся для их социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности;
– помощь детям в выявлении их индивидуальных способностей в раннем возрасте;
– освоение детьми правил и норм социально приемлемого общения со сверстниками и старшими.
В школу принимаются дети с разным уровнем физического, умственного и психического развития, поэтому каждому ребенку необходим особый индивидуальный подход. В связи с этим педагоги использую разнообразные виды деятельности и дидактические приемы, что делает занятия особо интересными и привлекательными для ребят, а также способствуют эффективности обучение [1]. Педагоги создают на занятиях благоприятную атмосферу, и ребенок легко адаптируется к определенным правилам поведения, выполнению педагогических требований.
В процессе обучения используются различные методы работы: рассказ, беседа, игровые, проблемно-поисковые, словесно-иллюстративные, метод поощрения, эмоционального стимулирования и создания ситуации успеха.
Разнообразны и формы проведения занятий: беседы, соревнования, конкурсы, концерты, «путешествия», игры.
Конечная цель учебно-воспитательного процесса в школе раннего развития «Радуга» — формирование всесторонне развитой гармоничной личности. Поэтому обучение по направлениям деятельности проводится не изолированно, а в тесной связи друг с другом. Интегрированные занятия, использование интересных материалов развивающего характера обогащают учебный материал, повышают качество знаний.
Занятия проводятся по следующим направлениям: вокал, хореография, изобразительная деятельность, английский язык, актерское мастерство, развивающая игра.
Вокал
Занятия проводятся по авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Серебряный колокольчик».
Основная цель занятий — научить любить, понимать, ценить музыку, развивать музыкальную культуру у обучающихся с раннего возраста.
Первоначальной работой с детьми является постановка певческого голоса, приобретение навыков ансамблевого пения.
На занятиях изучаются музыкальные инструменты, основы музыкальной грамоты, теории музыки.
Большое внимание уделяется репертуару. Репертуар несет в себе познавательную, эстетическую и воспитательную роль, что способствует привитию интереса и внимания к окружающему миру, воспитывает культуру поведения, чувство прекрасного, художественный вкус. Исполняя скороговорки, считалки, приговорки, загадывая загадки, играя в игры, дети развивают речь, получают первые представления о природе, животном мире, знакомятся с традициями своего народа.
Хореография
Занятия проводятся по авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Страна Танцевалия».
Занятия хореографией помогают детям, пришедшим без подготовки, снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе, развивать выразительность, научится двигаться в соответствии с музыкальным материалом, а также воспитывать в себе выносливость, скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятий танцем, но и для здоровья в целом.
В обучение образовательной программы «Страна Танцевалия» входят средства музыкально-ритмическому воспитанию детей: танцам и танцевально-ритмической гимнастике, игропластике, пальчиковой гимнастике, музыкально-подвижным играм, игровому самомассажу и креативной гимнастике.
Задача программы не подготовить профессионального танцора, а дать возможность ребенку выразить себя в танце, суметь добиться адекватного выражения его эмоций через пластику.
Каждое занятие носит сюжетный характер. Педагог создает атмосферу радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия учебного материала и потребности активной творческой отдачи при выполнении заданий.
Английский язык
Занятия проводятся по авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Веселый английский».
В школу «Радуга» поступают дошкольники, не имеющие языковой подготовки. Поэтому на первоначальном этапе обучения педагог знакомит детей с фонетическим строением английского языка, учит произносить и дифференцировать английские звуки. Далее, когда слухопроизносительные навыки уже сформированы, на каждом занятии уделяется время поддержанию этих навыков (фонетическая зарядка). Материалом для этого служит стихотворения, песенки, рифмовки, считался на английском языке.
Наибольшее значение придается лексическому строению языка, который усваивается в виде отдельных лексических единиц, объединенных общей разговорной темой. Темы изучаются на основе сказочного сюжета с использованием дидактических игр, которые способствуют в свою очередь поддержанию интереса и активности дошкольника на протяжении всего занятия.
В течении обучения используются тематические словари в картинках, где дети самостоятельно или с помощью родителей рисуют, закрашивают, наклеивают изображения изучаемых лексических единиц, что помогает лучшему запоминанию и закреплению изучаемого лексико-грамматического материала.
Изобразительная деятельность
Занятия проводятся по авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Буратино».
Основная цель занятий — развитие и раскрытие потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке посредствам изобразительного искусства, включающего в себя следующие направления: рисунок, лепка, аппликация, соленое тесто, бумагопластика.
Учитывая психофизические особенности возраста обучающихся, педагог для создания на занятии творческой атмосферы подбирает задания, требующие соответствующего выражения чувств, отношения, настроения юного автора.
Важнейшим средством психического развития дошкольника является развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук, поэтому доминирующей является игровая форма проведения занятий. Сказочное повествование, игровые ситуации, ролевые игры, игры-импровизации, элементы пантомимы, погружение ребенка то в ситуацию зрителя, то слушателя, то актера, то собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность.
Актерское мастерство
Занятия проводятся по авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебная маска».
Основная цель занятий заключается в том, что обучение представляет собой непрерывный процесс самопознания, саморазвития и самосовершенствования через творчество, участниками которого становятся обучающиеся и педагог. Основу занятий составляют развивающие театральные игры, драматургия, грим, актерский тренинг. В результате таких занятий ребенок чувствует себя расковано, свободно, правильно ориентируется в эстетических вопросах, стремится к знаниям и красоте, умеет ценить труд коллектива и чувствует потребность прилагать собственные усилия.
Занятия строятся на использовании технологий обучения основам актерского мастерства, максимально адаптированной для дошкольников, где задействованы такие приемы, как техника речи, сценическое движение, этюды без слов и со словами, знакомство с театральной азбукой, а также с основами актерского мастерства, актерской пластики и сценической речи.
Каждый ребенок, занимающийся по этой программе, постоянно находится в состоянии достижения цели, что позволяет педагогу не заставлять, а направлять и координировать процесс обучения. В результате дети чувствуют себя раскованно, свободно, правильно ориентируются в этических вопросах, стремятся к знаниям и красоте, умеют ценить труд коллектива и чувствуют потребность прилагать собственные усилия.
Развивающие игры
Занятия проводятся по авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Пирамидка».
Основная цель занятий — интеллектуальное развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой, сформировать у них интерес в познании нового и способствовать развитию волевых усилий посредством игровой деятельности.
Все разделы программы основаны на игровом методе проведения занятий, что придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и усвоения учебного материала. Использование упражнений повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Игры формируют у обучающихся положительные эмоции, хорошее настроение, умение правильно вести себя в той или иной ситуации. В играх заложены элементы и других видов деятельности: познавательной, коммуникативной, трудовой, творческой, спортивной, овладение которыми необходимо как в жизненной практике, так и для развития личности.
Одним из основных ориентиров Школы раннего развития «Радуга» является восстановление традиций семейного воспитания и вовлечения семьи в образовательно-воспитательный процесс Дворца. Основное кредо нашей совместной деятельности — ориентация на ребенка. Сотрудничество с родителями предполагает гуманное, доброжелательное, положительное взаимное влияние, достижение высокого уровня развития познавательных процессов ребенка [2].
С этой целью в школе проводятся совместные с родителями обучающихся мероприятия:
– праздники «Посвящение в радужата»; «Осенины»; «Поздравляем любимых»; «Выпускной у радужат»; «Здравствуй, лето!»;
– выставки декоративно-прикладного творчества «Осень золотая»; «Елочная игрушка», «Пасхальный сувенир»;
– новогодние представления;
– мастер-классы: валяние из шерсти, мыловарение, скрапбукинг (вид рукодельного искусства, который заключается в оформлении и изготовлении семейных или личных фотоальбомов).
Поэтому, обучение в школе раннего развития «Радуга» дает возможность обеспечить всестороннее развитие ребенка и его психологическую готовность для дальнейшего обучения в общеобразовательной школе.
Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола [3].
В объединении ребенок растет, развивается и находит себя в других объединениях, сам делает выбор, где ему продолжить любимое занятие.
Литература:
- Баллон А. Психическое развитие ребенка. [Электронный ресурс] /А.Баллон. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: https://dety.ucoz.com/load/2–1-0–32.
- Булкин А. П. Социально-культурная сущность образования (культурологический и историко-семантический аспекты) [Электронный ресурс] / А. П. Булкин. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: https://zhurnal. ape. relarn.ru/articles/1999/006.pdf.
- Волков Б. С. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. /Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — Спб.: Питер, 2008. — 221 с.