В статье рассматриваются вопросы, связанные с творчеством известного поэта Эркина Вохидова в системе среднего специального и профессионального образования, раскрываются методы совершенствования уроков чтения в изучении произведений Эркина Вохидова.
Ключевые слова: интерактивные методы, «Призыв», «Цепочка», «Ступеньки», «Ринг знатоков», «Самый умный», «5х5х5».
This article focuses on the queations relaked to the creative work of famous poet Erkin Vahidov in secondary special and proffessional educational system. There ontlined the methods of mastering reading skill through leaning work of Erkin Vahidov.
Key words:interaktive methods, «Chellenge», «Chain», «Stages», «Brain starmihg», «The cleverest», «5x5x5».
Развитие духовной жизни нашего общества неразрывно связано с формированием молодого совершенного поколения. На всех этапах образования одной из насущных задач является изучение творчества классических писателей и поэтов. Это оказывает существенное влияние на духовное развитие и становление личности.
После достижения независимости в Республике Узбекистан стало очевидным, что в образовательно-воспитательной сфере необходимо возродить национальные обычаи и традиции, культурные и духовные ценности. Высокий лозунг «Узбекистан — государство с великим будущим» определяет необходимость развития и реформирования всех сфер жизнедеятельности нашего общества. Нельзя забывать о непосредственной связи воспитания молодого поколения и будущего всего государства.
В современном образовании новые методы и способы, называемые интерактивными, обеспечивают эффективность в изучении литературы, в том числе, при изучении творчества писателя и поэта Эркина Вохидова.
Прежде чем приступать к изучению поэмы Эркина Вохидова «Призыв», необходимо подчеркнуть целесообразность изучения творческой деятельности поэта. На уроках литературы в 5–6 классах приводятся биографические сведения о поэте. Естественно, что ученику, знакомому с биографией поэта с 5 класса изучение сходного материала в 6 классе может показаться скучным. На наш взгляд, если авторы учебника вместо касыды «Узбегим» предложат 11–12-летним ученикам такие произведения поэта, как «О скромности», «Верность», повествующие о важнейших качествах человека — верности, скромности, а также цикл «Матмуса», написанный в легком, с присутствием юмора жанре, они будут более соответствовать интересам учеников и будут изучаться с большим интересом. На изучение жизни и творчества Эркина Вохидова и его поэмы «Призыв» нами на основании нашего опыта отводится 3 часа. Касыду «Узбегим» необходимо задать на дом. Для усвоения материала используется метод «ЗХУ» («Знаю-Хочу знать-Узнал»). Ученики делятся на две группы. На экран проектора или электронную доску выводятся заранее подготовенные слайды с изображением трех окружностей.
В первом кружке напишем слово «Знаю», во втором — «Хочу знать», в третьем — «Узнал». Первый и второй кружки заполняются на уроке о объясняются учениками. (рис. 1).
Рис. 1. Эскиз слайда по методу «Знаю- Хочу знать -Узнал»
С помощью соревновательного метода «Цепочка» в кружках появляются вопросы, являющиеся звеньями цепи.
В кружке «Знаю» расположена цепочка вопросов о жизни и творчестве Эркина Вохидова. Данные вопросы появляются последовательно: «Что вы знаете о жизненном пути Эркина Вохидова?», «Как называется первый сборник поэта?», «Какие произведения автора вы читали?», «О чем произведение «Призыв»?, «Вам понятен смысл произведения?», «Какие еще поэмы Эркина Вохидова вы знаете?», «Какие переводы?», «Какие сборники стихов поэта вы знаете?», «Что еще вы знаете о жизни поэта?» Если ученик не может ответить на вопрос, соответствующее звено цепи прерывается, и эта команда выходит из игры. Вторая группа продолжает соединять цепочку. Найдя все звенья цепи, то есть ответив на все вопросы, переходим ко второму кружку. Здесь цепочка состоит из понятий и ответов, которые ученики хотят знать. Та группа, которая собрала большее число звеньев, получает заслуженные баллы. Третий кружок заполняется после прочтения поэмы «Призыв». В классе изучается поэма «Призыв».
После вывода на экран сведений о жизни и творчестве поэта, вниманию учеников представляется текст поэмы «Кохинур». Поэма читается с выражением, после чего начинается анализ прочитанного.
Во время следующего учебного часа ученики изучают понятия, связанные с жизнью Эркина Вохидова. После того, как кружок «Узнал» заполнится, ученики показывают выполненное задание с помощью метода «Цепочка». На слайде демонстрируются вопросы для заполнения звеньев цепи в 3 кружке: «Почему поэма называется «Призыв»? Какой жизненный случай изображен в поэме? Почему в произведении описываются чувства поэта, потерявшего отца? Какой еще смысл несет изображение войны?» Ответы заполняются учениками. Самые успешные ученики награждаются баллами в конце урока объявляется победившая группа.
На третьем уроке, отведенном для изучения поэмы Эркина Вохидова «Призыв», нужно дать теоретические понятия о поэме. На экране с помощью слайдов выводится описание, приведенное в «Словаре литературоведческих терминов»: В лирико-эпических произведениях описание чувств лирического героя под влиянием определенных жизненных событий дает возможность выразить его нравственность, полноту переживаний, сущность. Лирическое чувство основывается на полном поэтическом обобщении общечеловеческих понятий в соответствии с жизненной ситуацией. Мастерство писателя открывает новые стороны таких важных тем, как война и мир. Обогащаются мышление, чувства читателя. За общественно-политическую деятельность, талант и художественное мастерство поэт Эркин Вохидов удостоен государственных наград — Ордена «Буюк хизматлари учун», звания Народного поэта, звания Героя Узбекистана.
На экране выводится домашнее задание:
«Определите художественную идею поэм Эркина Вохидова Хочу знать и «Призыв». Как выражена эта идея в произведениях? С какой целью поэт использовал произведение «Призыв»? Какие еще стихотворения поэта вы знаете? « Рекомендуются стихи для сомостоятельно изучения.
Итак, в изучении произведений Эркина Вохидова большое влияние на обеспечение эффективности обучения оказывают направленность деятельности учащихся, создание условий для выражения их самостоятельного мышления. В На уроках в 5–6 классах для изучения творчества поэта также рекомендуется использовать такие соревновательные приемы, как «Ступеньки», «Ринг знатоков», «Самый умный».
В методе «Ступеньки» на каждой ступени нужно решить определенный проблемный вопрос. При применении этого метода работа проводится в группах вида «5х5х5». Ученики, поделенные на группы по пять человек, шаг за шагом решают поставленные на каждой ступени задачи. Это формирует у учеников способность самостоятельно принимать решения, выражать, обосновывать свои мысли. Каждый ученик, решая поставленную перед ним задачу, советуется с товарищами и учится работать в малой группе. Группа, не справившаяся с заданием, уступает другой группе и т. д. Группа, достигшая последней ступеньки, поощряется баллами.
Необходимо также заметить, что организация и применение таких форм обучения, как приведенные методы, должно преследовать четко определенную дидактическую цель. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков по пройденному материалу после изучения жизни и творчества поэта на последнем уроке необходимо повторить. Ученикам 5–6 классов свойственно энергичное поведение. Необходимо направить эту энергию на решение учебных целей путем применения на занятиях соревнований, игровых методов, связанных с возрастными особенностями. Если при построении дидактического процесса учитываются такие психофизиологические принципы, как возрастные особенности, отличительные черты характера, физиология и духовность учащихся, образовательно-воспитательный процесс будет содержательным, упорядоченным и последовательным, что облегчит достижение целей обучения.
Литература:
1. Каримов И. А. Юксак маънавият — енгилмас куч. — Т.: Маънавият, 2008.
2. Каримов И. А. Наша высшая цель — свободная и процветающая Родина. том. — Т.: Узбекистан, 2000.
3. Независимость и образование. Народное образование в годы независимости. 1991–2010 гг. // Сост. Р.Ахлиддинов и др. — Т.: Шарк, 2010.
4. Вохидов Э. Избранное. 2 тома. — Т.: Издательство «Литература и искусство», 1986.