Психологическое развитие старшеклассников с ДЦП | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 06.01.2015

Статья просмотрена: 523 раза

Библиографическое описание:

Бакалбаева Г. А., Талгатова К. Т. Психологическое развитие старшеклассников с ДЦП // Молодой ученый. — 2015. — №1.1. — С. 88-89. — URL https://moluch.ru/archive/81/14809/ (дата обращения: 23.10.2018).

Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, т.к. здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение [1].

Формирование личности у подростков-инвалидов с нарушениями в психике и опорно-двигательной системе, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. Отсутствие условий, при которых возникают и развиваются способности, целеустремленность, активность и жизнестойкость, влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внешней среды обитания с внутренним миром индивидуума. Это вызывает неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание и иждивенчество, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма. В результате – потенциал личности теряется, а затраты на социальную помощь "дивидендов" для общества практически не приносят [2].

Ребенок с ДЦП испытывает тревогу, связанную как с отделением, так и с поглощением. Симбиотические отношения иллюзорно дают возможность преодолеть беспомощность, но усиливают тревогу. У подростков с ДЦП можно говорить о невротической тревоге, т.к. она неадекватна объективной опасности, включает в себя вытеснение, подростки ограничивают свои действия и сужают поле сознания с помощью невротических защитных механизмов, в том числе и такого как "развитие симптома" [1].

Как показывает практика, у подростков с ограниченными возможностями здоровья при переходе к старшему школьному возрасту отсутствуют навыки социальной адаптации и самореализации. Большинство таких подростков не обладает навыками конструктивных коммуникаций и умением ответственно организовывать свою жизнь. Возможно, что при формировании личности детей с ограниченными возможностями был нарушен принцип равноденствия субъектных и объектных компонентов [2].

Гибкость мышления является важным личностным ресурсом, который способствует повышению эффективности самореализации и социальной адаптации подростков и старшеклассников с диагнозом ДЦП. Соответственно развитие гибкости мышления у учащихся специализированных школ-интернатов и коррекционных школ, должно являться первостепенной психолого-педагогической задачей, решение которой имеет важное психопрофилактическое значение в плане предупреждения дезадаптации детей с патологией опорно-двигательного аппарата.

Для детей с целебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики к своему состоянию. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к: окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебральным параличом; у детей с сохранным интеллектом — реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков — реже, чем у детей с атетоидными гиперкинезами.

У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект [3].

Структура интеллектуальных нарушений при гиперкинетической форме ДЦП отличается своеобразием. У большинства детей в связи с преимущественным поражением подкорковых отделов мозга интеллект потенциально сохранный. Ведущее место в структуре нарушений занимают недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия) . Дети испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные инструкции. Для гиперкинетической формы ДЦП характерно удовлетворительное развитие праксиса и пространственного гнозиса, а трудности обучения чаще связаны с нарушениями речи и слуха.

При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. По данным Э. С. Калижнюк, отмечается некоторая корреляция между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоценивают свои возможности[2].

Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные задачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования.

 

Литература:

 

1.    Калижнюк Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах. - М.: Минздрав СССР, 1982.

2.    Сараева Н.М. Характеристика волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата по материалам экстенсивных методов // Дефектология. - 1979.

3.    Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, гиперкинетическая форма, церебральный паралич, физический дефект, реакция протеста, повышенная эмоциональная возбудимость, окружающее, нарушение поведения, нарушение, эмоционально-волевая сфера.


Похожие статьи

Особенности развития эмоциональной сферы умственно...

Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации.

Исследование расстройств слухового анализатора у детей...

– G80.3 Дискинетический церебральный паралич (соответствует гиперкинетической форме)

Двигательные и сенсорные нарушения при ДЦП с первых дней жизни ребенка создают неблагоприятные условия дальнейшего психического развития [1].

Особенности волевой сферы у детей с дизартрией

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, волевая сфера, действие, нарушение речи, дизартрия, достижение цели, волевое развитие детей

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

МСЭ при детском церебральном параличе | Статья в журнале...

Детский церебральный паралич обусловлен главным образом нарушением

3) двойная гемиплегия (спастический тетрапарез); 4) гиперкинетическая форма

Характерно нарушение речи — гиперкинетическая дизартрия (речь невнятна, невыразительна).

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Исследуя недостатки поведения, проявления у детей можно условно объединить в две группы: эмоционально — обусловленные (повышенная возбудимость, пугливость, исступленный гнев, нечистоплотность, педантизм) и обусловленные преимущественно активно...

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это одна из форм минимальных мозговых дисфункций, снижающая не только качество познавательных процессов ребенка, но и приводящая к нарушению эмоционально-волевой сферы...

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего...

Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, нарушение речи, ребенок, эмоциональная сфера, дошкольный возраст...

Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными...

Когнитивные нарушения отмечаются у 80–95 % детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП).

7. Немкова, С. А. Когнитивные нарушения при детском церебральном параличе /С. А. Немкова.

Формирование пищевого поведения у детей дошкольного возраста.

Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе...

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.

Со стороны эмоциональной сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая...

Особенности развития эмоциональной сферы умственно...

Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации.

Исследование расстройств слухового анализатора у детей...

– G80.3 Дискинетический церебральный паралич (соответствует гиперкинетической форме)

Двигательные и сенсорные нарушения при ДЦП с первых дней жизни ребенка создают неблагоприятные условия дальнейшего психического развития [1].

Особенности волевой сферы у детей с дизартрией

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, волевая сфера, действие, нарушение речи, дизартрия, достижение цели, волевое развитие детей

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

МСЭ при детском церебральном параличе | Статья в журнале...

Детский церебральный паралич обусловлен главным образом нарушением

3) двойная гемиплегия (спастический тетрапарез); 4) гиперкинетическая форма

Характерно нарушение речи — гиперкинетическая дизартрия (речь невнятна, невыразительна).

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Исследуя недостатки поведения, проявления у детей можно условно объединить в две группы: эмоционально — обусловленные (повышенная возбудимость, пугливость, исступленный гнев, нечистоплотность, педантизм) и обусловленные преимущественно активно...

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это одна из форм минимальных мозговых дисфункций, снижающая не только качество познавательных процессов ребенка, но и приводящая к нарушению эмоционально-волевой сферы...

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего...

Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, нарушение речи, ребенок, эмоциональная сфера, дошкольный возраст...

Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными...

Когнитивные нарушения отмечаются у 80–95 % детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП).

7. Немкова, С. А. Когнитивные нарушения при детском церебральном параличе /С. А. Немкова.

Формирование пищевого поведения у детей дошкольного возраста.

Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе...

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.

Со стороны эмоциональной сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности развития эмоциональной сферы умственно...

Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации.

Исследование расстройств слухового анализатора у детей...

– G80.3 Дискинетический церебральный паралич (соответствует гиперкинетической форме)

Двигательные и сенсорные нарушения при ДЦП с первых дней жизни ребенка создают неблагоприятные условия дальнейшего психического развития [1].

Особенности волевой сферы у детей с дизартрией

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, волевая сфера, действие, нарушение речи, дизартрия, достижение цели, волевое развитие детей

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

МСЭ при детском церебральном параличе | Статья в журнале...

Детский церебральный паралич обусловлен главным образом нарушением

3) двойная гемиплегия (спастический тетрапарез); 4) гиперкинетическая форма

Характерно нарушение речи — гиперкинетическая дизартрия (речь невнятна, невыразительна).

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Исследуя недостатки поведения, проявления у детей можно условно объединить в две группы: эмоционально — обусловленные (повышенная возбудимость, пугливость, исступленный гнев, нечистоплотность, педантизм) и обусловленные преимущественно активно...

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это одна из форм минимальных мозговых дисфункций, снижающая не только качество познавательных процессов ребенка, но и приводящая к нарушению эмоционально-волевой сферы...

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего...

Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, нарушение речи, ребенок, эмоциональная сфера, дошкольный возраст...

Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными...

Когнитивные нарушения отмечаются у 80–95 % детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП).

7. Немкова, С. А. Когнитивные нарушения при детском церебральном параличе /С. А. Немкова.

Формирование пищевого поведения у детей дошкольного возраста.

Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе...

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.

Со стороны эмоциональной сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая...

Особенности развития эмоциональной сферы умственно...

Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации.

Исследование расстройств слухового анализатора у детей...

– G80.3 Дискинетический церебральный паралич (соответствует гиперкинетической форме)

Двигательные и сенсорные нарушения при ДЦП с первых дней жизни ребенка создают неблагоприятные условия дальнейшего психического развития [1].

Особенности волевой сферы у детей с дизартрией

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, волевая сфера, действие, нарушение речи, дизартрия, достижение цели, волевое развитие детей

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

МСЭ при детском церебральном параличе | Статья в журнале...

Детский церебральный паралич обусловлен главным образом нарушением

3) двойная гемиплегия (спастический тетрапарез); 4) гиперкинетическая форма

Характерно нарушение речи — гиперкинетическая дизартрия (речь невнятна, невыразительна).

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Исследуя недостатки поведения, проявления у детей можно условно объединить в две группы: эмоционально — обусловленные (повышенная возбудимость, пугливость, исступленный гнев, нечистоплотность, педантизм) и обусловленные преимущественно активно...

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это одна из форм минимальных мозговых дисфункций, снижающая не только качество познавательных процессов ребенка, но и приводящая к нарушению эмоционально-волевой сферы...

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего...

Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, нарушение речи, ребенок, эмоциональная сфера, дошкольный возраст...

Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными...

Когнитивные нарушения отмечаются у 80–95 % детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП).

7. Немкова, С. А. Когнитивные нарушения при детском церебральном параличе /С. А. Немкова.

Формирование пищевого поведения у детей дошкольного возраста.

Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе...

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.

Со стороны эмоциональной сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая...

Задать вопрос