Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными расстройствами у детей дошкольного возраста, страдающих ДЦП | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Колесникова, Е. В. Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными расстройствами у детей дошкольного возраста, страдающих ДЦП / Е. В. Колесникова, А. И. Стародубцев, А. А. Стародубцев, О. А. Минаева. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 40-44. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/154/7979/ (дата обращения: 24.04.2024).

Когнитивные нарушения отмечаются у 80–95 % детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП).

Когнитивные нарушения при ДЦП — это собирательное обозначение различных нарушений высших мозговых функций вследствие расстройства процессов получения, переработки и анализа информации. Когнитивные нарушения при ДЦП находятся в особенно тесной взаимосвязи с двигательными расстройствами, ибо патология двигательной функциональной системы является одним из важнейших факторов, замедляющих и искажающих их психическое развитие. Однако, еще до настоящего времени остается открытым вопрос о корреляции тяжести двигательных и когнитивных расстройств, об особенностях и взаимосвязи интеллектуального, двигательного и нервно-психического дефицита у детей с ДЦП, что определяет важность данной проблемы.

Цель исследования. Установление степени выраженности когнитивных нарушений и их взаимосвязь с двигательными расстройствами у детей дошкольного возраста, страдающих ДЦП.

Материал и методы. Обследовано 112 детей дошкольного возраста, страдающих ДЦП, лечившихся в психоневрологическом отделении ГБУЗ СК КДКБ, у которых были диагностированы диплегическая и гемипаретическая формы ДЦП. Диагностический комплекс включал в себя клинико-неврологические, нейрофизиологические, нейровизуализационные, нейропсихологического тестирования.

Результаты и обсуждение. Среди 112 обследованных детей дошкольн6ого возраста, страдающих ДЦП, мужского пола оказалось 60 (53,6 %) пациентов, женского — 52 (48,4 %). Диплегическая форма ДЦП выявлена у 88 (78,6 %) больных, гемипаретическая — у 24 (21,4 %). По степени выраженности двигательных нарушений больные распределялись следующим образом: легкие двигательные нарушения (4 балла) установлены у 18 (16,0 %) детей, умеренные (3 балла) — у 74 (66,1 %), выраженные (2 и < балла) — у 20 (17,9 %). Нарушение памяти диагностировано у 102 (91,1 %) пациентов, память не нарушена у 10 (8,9 %) детей. Речевые нарушения отмечены у 104 (92,9 %) пациентов, не выявлено речевых нарушений у 8 (7,1 %).

У детей дошкольного возраста, страдающих ДЦП, исследовалась краткосрочная и долгосрочная память.

Легкие нарушение краткосрочной памяти у больных с легкими двигательными нарушениями в первой и второй возрастных группах отсутствовали, умеренные в первой возрастной группе отмечены у 1 (16,7 %), выраженные нарушения — у 1 (50,0:); во второй возрастной группе выявлены только умеренные нарушения у 2 (33,,1 %) пациентов; в третей возрастной группе отмечены легкие нарушения у 1 (10,0 %) и умеренные — у 1 (16,7 %); в четвертой возрастной группе: легкие нарушения отмечены у 9 (90,0 %), умеренные — у 2 (33,3 %), выраженные — у 1 (50,0 %). У больных с умеренными двигательными нарушениями легкие нарушения краткосрочной памяти в первой возрастной группе отмечены у 4 (15,4 %) пациентов, умеренные — у 13 (31,7 %), выраженные — у 2 (28,6 %); во второй возрастной группе: легкие нарушения — у 3 (11,5 %), умеренные — у 15 (36,6 %), выраженные — у 3 (42,8 %); в третьей возрастной группе: легкие — у 5 (19,3 %), умеренные — у 5 (12,2 %), выраженные — у 1 (14,3 %); в четвертой возрастной группе: легкие — у 14 (53,8 %), умеренные — у 8 (19,5 %), выраженные — у 1 (14,3 %). У больных с выраженными двигательными нарушениями легкие нарушения краткосрочной памяти в первой и второй возрастных группах отсутствовали; умеренные нарушения в первой и второй возрастных группах было по 2 (20,0 %) пациента, выраженные нарушения в этих группах по 3 (37,5 %) больных; в третьей возрастной группе выявлены: легкие нарушения у 1 (50,0 %) пациента, умеренные — у 2 (20,0 %), выраженные — у 1 (12,5 %): в четвертой возрастной группе диагностированы; легкие нарушения у 1 (50,0 %), умеренные — у 4 (40,0 %), выраженные — у 1 (12,5 %).

Суммарные данные, касающиеся нарушений кратковременной памяти у больных с различными двигательными нарушениями представлены на рис. 1.

*p<0,05

Рис. 1. Нарушения кратковременной памяти у больных с различными двигательными нарушениями

 

Легкие нарушение долгосрочной памяти у больных с легкими двигательными нарушениями в первой, второй и третьей возрастных группах отсутствовали, умеренные нарушение отмечены в первой возрастной группе у 2 (20,0 %) пациентов, выраженные нарушения в этой группе отсутствовали; во второй возрастной группе умеренные нарушения отмечены у 1 (10,0 %) и выраженные — так же у 1 (50,0 %); в третьей возрастной группе выявлены только умеренные нарушения у 2 (20,0 %) пациентов; в четвертой возрастной группе установлены: легкие нарушения — у 6 (100,0 %) больных, умеренные — у 5 (50,0 %), выраженные — у 1 (50,0 %).

Нарушение долгосрочной памяти у больных с умеренными двигательными нарушениями были следующими. В первой возрастной группе диагностированы: легкие нарушения — у 3 (13,0 %), умеренные — у 12 (29,3 %), выраженные — у 4 (40,0 %); во второй возрастной группе: легкие — у 4 (17,4 %), умеренные — у 14 (34,2 %), выраженные — у 3 (30,0 %); в третьей возрастной группе: легкие — у 2 (8,7 %), умеренные — у 8 (19,5 %), выраженные — у 1 (10,0 %); в четвертной возрастной группе: легкие — у 14 (60,9 %), умеренные — у 7 (17,0 %), выраженные — у 2 (20,0 %).

Легкие нарушения долгосрочной памяти у больных с выраженными двигательными нарушениями в первых трех возрастных группах отсутствовали, кроме того, в первой возрастной группе диагностированы: умеренные нарушения у 1 (11,1 %) пациента, выраженные — у 4 (40,0 %); во второй возрастной группе: умеренные — у 2 (22,2 %), выраженные — у 3 (30,0 %); в третьей возрастной группе: умеренные — у 2 (22,2 %), выраженные — у 2 (20,0 %); в четвертой возрастной группе: легкие нарушения — у 1 (100,0 %), умеренные — у 4 (44,5 %), выраженные — у 1 (10,0 %).

Суммарные данные, касающиеся нарушений долговременной памяти при различных двигательных нарушениях показаны на рис. 2.

* p<0,05

Рис. 2. Нарушение долговременной памяти у больных с различными двигательными нарушениями

 

Степень выраженности речевых нарушений в значительной степени зависела от выраженности двигательных нарушений. Нарушения импрессивной речи у больных с легкими двигательными нарушениями в первой и второй возрастных группах отсутствовали, в этих возрастных группах отмечались только умеренные нарушения, по 2 (22,2 %) пациента в каждой; в третьей возрастной группе отмечены: легкие нарушения — у 1 (12,5 %), умеренные — у 1 (11,1 %), выраженные отсутствовали; в четвертой возрастной группе: легкие нарушения — у 7 (87,5 %), умеренные — у 4 (44,5 %), выраженные — у 1 (100,0 %).

Нарушение импрессивной речи у больных с умеренными двигательными нарушениями: в первой возрастной группе легкие нарушения отмечены у 1 (3,7 %) больного, умеренные — у 14 (37,8 %), выраженные — у 4 (40,0 %); во второй возрастной группе легкие нарушения диагностированы у 3 (11,1 %), умеренные — у 14 (37,8 %), выраженные — у 4 (40,0 %); в третьей возрастной группе легкие нарушения отмечены у 6 (22,2 %), умеренные — у 4 (10,8 %), выраженные — у 1 (10,0 %); в четвертой возрастной группе легкие нарушения выявлены у 17 (63,0 %) больных, умеренные — у 5 (13,6 %), выраженные — у 1 (10,0 %).

Легкие нарушение импрессивной речи у больных с выраженными двигательными нарушениями в первой и второй возрастных группах отсутствовали, кроме того, в первой возрастной группе умеренные нарушения отмечены 1 (11,1 %) больного, выраженные — у 4 (44,0 %); во второй возрастной группе: умеренные нарушения были у 2 (22,2 %) человек, выраженные — у 3 (33,3 %); в третьей возрастной группе легкие нарушения были у 1 (50,0 %) больного, умеренные — у 2 (22,2 %), выраженные — у 1 (11,1 %); в четвертой возрастной группе легкие нарушения отмечены у 1 (50,0 %) больного, умеренные — у 4 (44,5 %), выраженные — у 1 (11,1 %).

Характер нарушений импрессивной речи в различных возрастных группах с различной степенью тяжести двигательных нарушений показан на следующем рисунке 3.

* p<0,05

Рис. 3. Нарушение импрессивной речи с различными двигательными нарушениями

 

Легкие нарушение экспрессивной речи у больных с легкими двигательными нарушениями в первых трех группах отсутствовали, в первой возрастной группе умеренные нарушения были у 1 (11,1 %) пациента, выраженные — у 1 (50,0 %); во второй группе были следующими: легкие отсутствовали, умеренные наблюдались у 1 (5,6 %), выраженные — у 1 (5,6 %); во второй возрастной группе: отмечались только умеренные нарушения у 2 (22,0 %) пациентов; в третьей возрастной группе также отмечались лишь умеренные нарушения у 2 (22,2 %) детей; в четвертой возрастной группе легкие нарушения выявлены у 7 (100,0 %) пациентов, умеренные — у 4 (44,5 %), выраженные — у 1 (50,0 %).

Нарушения экспрессивной речи у больных с умеренными двигательными нарушениями в первой возрастной группе: легкие нарушения отсутствовали, умеренные — у 15 (20,3 %), выраженные — у 4 (5,7 %); во второй возрастной группе: легкие — у 2 (2,7 %), умеренные — у 16 (21,6 %), выраженные — у 3 (4,1 %); в третьей возрастной группе: легкие — у 1 (1,4 %), умеренные — у 8 (10,8 %), выраженные — у 2 (2,7 %); в четвертой возрастной группе: легкие — у 7 (9,5 %), умеренные — у 13 (17,6 %), выраженные — у 3 (4,1 %).

Легкие нарушения экспрессивной речи у больных с выраженными двигательными нарушениями во всех возрастных группах отсутствовали, умеренные нарушения отсутствовали в первой возрастной группе, в этой группе у 5 (25,0 %) пациентов отмечались выраженные нарушения; во второй возрастной группе у 1 (5,0 %) отмечались умеренные нарушения и у 4 (20,0 %) — выраженные; в третьей возрастной группе умеренные нарушения отмечены у 1 (5,0 %), выраженные — у 3 (15,0 %); в четвертой возрастной группе умеренные нарушения отмечены у 2 (10,0 %), выраженные — у 4 (20,0 %).

Суммарные данные, дающие представление о нарушениях экспрессивной речи у больных с двигательными нарушениями, различной степени выраженности, представлены на рисунке 4.

* p<0,05

Рис. 4. Нарушение экспрессивной речи при различных двигательных нарушениях

 

Выводы.

1. Клиническая картина когнитивных нарушений у детей дошкольного возраста с ДЦП тесно связана со степенью выраженности двигательных нарушений.

2. Легкие и умеренные нарушения краткосрочной и долгосрочной памяти, в связи со степенью выраженности двигательных нарушений, чаще всего отмечались у больных с умеренными двигательными нарушениями; выраженные нарушения памяти превалировали у больных с выраженными двигательными нарушениями.

3. Импрессивная и экспрессивная речь в виде умеренных нарушений наиболее часто страдала у больных с умеренными двигательными нарушениями. Выраженные нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи чаще отмечались у больных с умеренными и выраженными двигательными нарушениями.

 

Литература:

 

1.         Аладина, Е. А. Функциональное состояние сегментарного спинального аппарата при детском церебральном параличе и имитирующих его двигательных расстройствах у детей раннего детского возраста /Е. А. Аладина, С. А. Мальмберг //Неврологический журнал. — Москва, 2011. — Т. 16. — № 2. — С. 18–22.

2.         Величковский, Б. М. Исследование когнитивных функций и современные технологии:: доклад на научной сессии Общего собрания РАН, Москва, дек. 2009) /Б. М. Величковский // Вестник Российской академии наук. — Москва, 2010. — Т. 80 — № 5/6 — С.440–447.

3.         Густов, А. В. Когнитивные расстройства в неврологии: методы диагностики, пути коррекции /А. В. Густов, Е. А. Антипенко. — Н. Новгород: Издательство НижГМА, 2011. — 194 с.

4.         Дедюхина, Г. В. Формирование неречевых и речевых функций у дошкольников с церебральным параличомв процессе педагогической коррекции /Г. В. Дедюхина //Автореф. дисс… канд. пед. наук. — М., 2002. — 23 с.

5.         Ермоленко, Н. А. Клинико-психологический анализ развития двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами /Н. А. Ермоленко, И. А. Скворцов, А. Ф. Неретина //Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2000. — № 3. — С. 19–23.

6.         Кисилевская, Н. А. Особенности психомоторного развития детей раннего возраста с детским церебральным параличом и их медико-педагогическая коррекция /Н. А. Кисилевская //Сибирский медицинский журнал. — 2008. — С. 105–107.

7.         Немкова, С. А. Когнитивные нарушения при детском церебральном параличе /С. А. Немкова. — М.: Триада-Х, 2013. — 440 с.

8.         Семенова, К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом /К. А. Семенова. — М.: Закон и порядок, 2007. — 616 с.

9.         Стародубцев, А. И. Избранные вопросы частной неврологии детского возраста /А. И. Стародубцев, С. М. Карпов, А. А. Стародубцев, И. Н. Долгова и др. — Ставрополь: Издательство СтГМА, 2011. — 187 с.

10.     Чередниченко, Т. Т. Детский церебральный паралич /Т. Т. Чередниченко, О. А. Минаева //Методические рекомендации. — Ставрополь: Издательство СтГМА, 2006. — 27 с.

11.     Fennel, E. B. Cognitive and neuropsychological functioning in children with cerebral palsy /Е. В. Fennel, T. N. Dikel //J.of Child Neurology. — 2001. — № 16 (1). — Р. 58–63.

12.     Pueyo, R. Neuropsychologic impairment in bilateral cerebral palsy /R Pueyo, C. Junque, P.Vendrell [et al.]. //Pediatric Neurology. — 2009. — Vol. 40 (1). — P. 19–26.

Основные термины (генерируются автоматически): возрастная группа, нарушение, легкое, больной, экспрессивная речь, втора, группа, долгосрочная память, дошкольный возраст, краткосрочная память.

Похожие статьи

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией

У этой группы детей в раннем возрасте.

Моторная неловкость в дошкольном возрасте все еще остается выраженной, она проявляется при овладении ребенком письмом и навыками рисования.

Алалия — наиболее ложное нарушение речи.

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей...

Поэтому, тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей обуславливает некоторые специфические особенности памяти, в том числе зрительной и слуховой у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не

Все психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение

Можно играть с группой детей, объединяя их в пары и предлагая им по очереди...

Приёмы развития памяти у детей | Статья в журнале...

Группировка — любой материал легче запоминается, если разделить его на части, группы.

Ключевые слова: память, произвольная память, непроизвольная память, дошкольное детство, развитие памяти в процессе чтения.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим...

Чтобы речь ребенка к концу дошкольного возраста была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по

Заучивание стихов — один из испытанных приемов развития речи [3]. Легко запоминать стихи могут дети с хорошей памятью.

Использование сленга и устойчивых выражений при...

Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1979.

динамическая афазия, больной, грамматическое структурирование, слово, нарушение, речевое действие, речевой акт, восстановительное обучение, экспрессивная речь, головной мозг.

Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера.

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.

В коллективе положение детей с нарушениями речи является сложным, они не. 2. Вторая группа: общее недоразвитие речи у детей сочетается с рядом...

Особенности развития образной памяти у детей дошкольного...

образная память, нарушение слуха, зрительная память, высокий уровень, ребенок, старший дошкольный возраст, Ход занятия, оценка результата, картинка

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи. Виды памяти: Образная память — запоминаются, сохраняются и.

Изменения личности при нарушениях речи у взрослых

динамическая афазия, больной, грамматическое структурирование, слово, нарушение, речевое действие, речевой акт, восстановительное обучение, экспрессивная речь, головной мозг.

Похожие статьи

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией

У этой группы детей в раннем возрасте.

Моторная неловкость в дошкольном возрасте все еще остается выраженной, она проявляется при овладении ребенком письмом и навыками рисования.

Алалия — наиболее ложное нарушение речи.

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей...

Поэтому, тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей обуславливает некоторые специфические особенности памяти, в том числе зрительной и слуховой у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не

Все психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение

Можно играть с группой детей, объединяя их в пары и предлагая им по очереди...

Приёмы развития памяти у детей | Статья в журнале...

Группировка — любой материал легче запоминается, если разделить его на части, группы.

Ключевые слова: память, произвольная память, непроизвольная память, дошкольное детство, развитие памяти в процессе чтения.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим...

Чтобы речь ребенка к концу дошкольного возраста была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по

Заучивание стихов — один из испытанных приемов развития речи [3]. Легко запоминать стихи могут дети с хорошей памятью.

Использование сленга и устойчивых выражений при...

Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1979.

динамическая афазия, больной, грамматическое структурирование, слово, нарушение, речевое действие, речевой акт, восстановительное обучение, экспрессивная речь, головной мозг.

Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера.

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.

В коллективе положение детей с нарушениями речи является сложным, они не. 2. Вторая группа: общее недоразвитие речи у детей сочетается с рядом...

Особенности развития образной памяти у детей дошкольного...

образная память, нарушение слуха, зрительная память, высокий уровень, ребенок, старший дошкольный возраст, Ход занятия, оценка результата, картинка

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи. Виды памяти: Образная память — запоминаются, сохраняются и.

Изменения личности при нарушениях речи у взрослых

динамическая афазия, больной, грамматическое структурирование, слово, нарушение, речевое действие, речевой акт, восстановительное обучение, экспрессивная речь, головной мозг.