Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания
Ф. И. Янкович де Мариево
Присоединение России к Болонскому процессу предполагает переход на двухуровневую систему высшего образования, использование инновационных методов и приемов обучения, интенсификацию процесса обучения, формирование у студентов информационной и ИКТ-компетентностей, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности выпускников. Иными словами, современное высшее образование направлено на:
- развитие профессиональной направленности учебной деятельности студентов;
- развитие творческого отношения к учебной деятельности, творческих способностей обучающихся;
- формирование умений творческого решения профессиональных задач;
- формирование мотивационной потребности к приобретению новых знаний;
- создание и внедрение инновационных технологий [7].
Интенсификации процесса обучения способствует использование активных приемов и методов обучения, основанных на принципе непосредственного участия обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
В научной литературе существуют различные методы и формы активного обучения. Например:
- проблемные лекции / задания;
- лекция / урок / задание с заранее запланированными ошибками;
- дискуссии;
- ролевые игры / «воображаемые ситуации»;
- мультимедийные презентации;
- использование Интернет-ресурсов;
- участие в международных проектах;
- метод проектов;
- метод конкретных ситуаций (case study);
- метод мозгового штурма и т. д.
В настоящее время все большее значение приобретает самостоятельная работа, что способствует более активному использованию информационных технологий в обучении иностранному языку . Интенсивное применение информационных технологий способствуют формированию интеллектуально развитой творческой личности, хорошо ориентирующейся в информационном пространстве, готовой к саморазвитию и применению этих знаний в будущей профессиональной деятельности [4].
Презентация PowerPoint представляет собой творчески переработанную, адаптированную для конкретных обучающихся информацию по какой-либо теме. Презентация позволяет демонстрировать языковую и неязыковую наглядность [2]. В обучении иностранному языку презентации отличаются по:
- сторонам речи (например, лексическая);
- видам речевой деятельности (например, обучение чтению);
- видам опор (например, иллюстративная) [5].
Большинство исследователей отмечают, что применение презентаций PowerPoint в учебном процессе способствует:
- воздействию сразу на несколько видов памяти;
- развитию интеллектуальных функций (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение);
- обеспечению эффективности восприятия и запоминания нового материала;
- повышению мотивации;
- активизации внимания;
- творческой переработке усвоенного материала;
- сочетанию аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
- эффективной организации обучения в соответствии с интересами и потребностями обучающихся;
- формированию компьютерной компетентности [1, 3, 6, 8].
Основными этапами работы над презентацией являются:
- выбор темы;
- составление плана работы (сбор, анализ, классификация информации и т. д.);
- оформление в Microsoft Office Power Point;
- выступление;
- ответы на вопросы.
Перед началом работы над презентацией, обучающиеся должны быть ознакомлены с ее основными требованиями:
- количество слайдов (не менее 10);
- структура:
· титульный лист (название презентации, ФИО автора, место учебы);
· содержание (наличие заголовков, использование коротких предложений на слайдах);
· заключение (вывод, список литературы).
- оптимальное количество и соответствие иллюстративного материала содержанию, сочетаемость цветов;
- устное выступление дополняет содержание презентации.
Разработка презентации требует от обучающихся проведения исследования, что в свою очередь, развивает кругозор, фоновые знания, готовит к самостоятельной профессиональной деятельности.
Таким образом, использование компьютерных технологий на занятиях обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, раскрывает творческие резервы личности студентов, развивает стремление к постоянному интеллектуальному росту, расширяет дидактические возможности педагогов, оптимизирует учебный процесс.
Литература:
1. Беляева Л. А., Иванова Н. В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2008. № 4. С. 36–41.
2. Въяскова И. В. Применение мультимедийной презентации в преподавании иностранного языка в вузе // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 9. С. 254–256.
3. Гольцов И. А., Горячев В. А. Применение компьютерных технологий при изучении иностранного языка в техническом вузе // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2011. № 9 (9). С. 7–10.
4. Иванова А. Я., Тоскина А. А. Использование мультимедийной презентации на занятиях иностранного языка // Проблемы современной науки. 2013. № 8–2. С. 76–83.
5. Косицына И. Б. Мультимедийная презентация при обучении иностранному языку // Амурский научный вестник. 2009. № 1. С. 91–95.
6. Куприянчик Т. В. Учебный потенциал мультимедийных презентаций как дидактического средства обучения иностранному языку // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2010. № 4 (8). С. 66–68.
7. Маханькова Н. В., Мокрушина Л. В. Мультимедийная презентация в иноязычном образовании. Ижевск: «Удмуртский университет», 2012. 125 с.
8. Рослякова В. Н. К вопросу об использовании мультимедийных технологий на занятиях по иностранному языку // Наука и практика. 2014. № 1 (58). С. 230–233.