Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, электронное обучение, смешанное обучение.
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса в высших учебных заведениях мира. Одним из наиболее эффективных инструментов данных технологий принято считать смешанное обучение. Применение модели смешанного обучения позволяет расширить возможности образования за счет обращения к образовательному контенту сети Интернет. Современные студенты активно пользуются Интернетом, который перестал быть только социально-информационной средой, но уже превратился в единое образовательное пространство [1, c.48]. Они перестали ходить в библиотеки, и всю информацию, необходимую им для обучения, они получают в свободном доступе из сети Интернет.
Исходя из названия смешанной модели обучения, можно говорить о том, что она предлагает сочетать инновационные технические достижения электронного обучения и проверенный годами опыт традиционного взаимодействия студентов и преподавателя в рамках аудиторных занятий [2, c.11]. Электронное обучение в чистом виде при большом количестве преимуществ всегда критиковали за отсутствие живого человеческого общения. В смешанном обучении данный недостаток исчезает, позволяя взять самое лучшее из всех моделей обучения и достичь высоких результатов.
На практике модель смешанного обучения реализуется следующим образом: аудиторные занятия со студентами дополняются электронным курсом, позволяющим продолжить самостоятельное обучение в интерактивном формате, выполняя различные задания и общаясь через средства виртуальных коммуникаций. Тесты обычно оцениваются автоматически, студенты узнают о своих результатах сразу после нажатия кнопки «Отправить на проверку», они видят также свои ошибки и правильные ответы, что дает возможность проанализировать свою работу. Задания с открытым ответом проверяются преподавателем off-line, результаты появляются в электронном журнале после проверки, преподаватель пересылает также свои комментарии и замечания.
Смешанное обучение характеризуется высокой степенью индивидуализации обучения за счет вариативности заданий в электронном курсе и возможностью их прохождения в индивидуальном темпе. Таким образом, смешанное обучение предлагает оптимальные условия для реализации индивидуального потенциала студентов [3, 410].
Но в то же самое время электронная образовательная среда позволяет моделировать задания, направленные на групповую и парную работу, что дает возможность не терять социальный контакт, активно участвовать в процессе обучения с группой, тем самым не теряется возможность работать в коллективе и приобретаются навыки принятия коллективных решений [4, c. 38]. Получая навык виртуального общения внутри группы, студенты учатся взаимодействовать и помогать друг другу, обмениваясь важной информацией. Синхронные и асинхронные средства взаимодействия (чат, форум, вики, видеоконференция) создают иллюзию реального живого общения и тем самым позволяют справиться с психологическим дискомфортом и чувством изолированности, присущим компьютерным технологиям [5, c.520].
Внедрение модели смешанного обучения в образовательный процесс достаточно трудоемкая и сложная задача. Рассмотрим несколько шагов к успешной реализации смешанного обучения.
1. Постановка целей внедрения смешанного обучения.
Постановка целей — это первоочередная задача учебного заведения, разрабатывающего стратегию обучения. Необходимо четко понимать, что именно хочет получить вуз в результате внедрения той или иной технологии или метода обучения. Для большинства вузов современной России, внедряющих смешанное обучение, эти цели можно сформулировать следующим образом:
- повышение качества обучения;
- обеспечение конкурентоспособности на современном рынке образовательных услуг;
- повышение ресурсоэффективности образовательного процесса;
- расширение контингента студентов (в т. ч. из числа лиц с ограниченными возможностями и иностранных граждан) за счет использования доступной электронной среды и гибких условий обучения.
2. Построение единой электронной информационно-образовательной среды.
Данная среда должна включать в себя систему формирования, учета и роста компетенций обучаемых, систему формирования индивидуальных траекторий обучаемых, систему формирования персонального образовательного пространства и т. д. Одной из наиболее эффективных платформ для создания электронной информационно-образовательной среды является Moodle. С учетом непрерывного процесса совершенствования системы Moodle уже несколько лет занимает лидирующую позицию в мире среди бесплатных платформ с открытым кодом.
В отличие от коммерческих разработок Moodle нацелен больше на самообучение. Доставка учебной информации не является приоритетным направлением, более важным считается ее совместное обсуждение в процессе обучения. Еще одним важным отличием Moodle как открытой системы является огромное сообщество единомышленников, сформировавшихся вокруг него, которые постоянно обмениваются информацией, помогают друг другу, предлагают новые идеи для развития, указывают на ошибки и т. д. [6, c. 19].
3. Обеспечение процесса смешанного обучения высококвалифицированными педагогическими и техническими кадрами.
Очень часто в вузах можно наблюдать картину, когда преподаватели стихийно внедряют информационные технологии, не имея определенной подготовки и не зная степени их эффективности. Во избежание подобных проблем в вузе должны быть разработаны и реализованы программы повышения квалификации для преподавателей. Внедрение смешанного обучения требует системного подхода, и здесь должны быть задействованы не только преподаватели, но и технические специалисты, которые должны выполнять определенные функции. Они обязаны развивать и поддерживать сервисы электронной образовательной среды, организовать работу службу поддержки пользователей по вопросам организации учебного процесса, проводить регулярный анализ современных систем электронного обучения с целью выявления новых программных решений и их внедрения.
4. Формирование нормативной базы.
Процесс смешанного обучения должен быть обеспечен нормативной и организационно-методической документацией, на основе которой должен осуществляться постоянный мониторинг учебного процесса. При этом на стадии создания все электронные курсы должны проходить методико-технологическую экспертизу по единому стандарту и требованиям. Поэтому необходимо заранее подготовить набор элементов учебного комплекса, который будет определять состав и возможности электронного курса. Авторы-разработчики должны также знать требования к дизайну и расположению материала, им может быть предоставлена возможность использования единых шаблонов, созданных техническими специалистами.
5. Обеспечение методической поддержки преподавателей, внедряющих смешанное обучение.
Успех смешанной модели лежит в правильном выборе методики проведения обучения, поэтому своевременная методическая поддержка преподавателей со стороны соответствующего отдела вуза будет способствовать эффективной реализации смешанного обучения. В процессе внедрения смешанного обучения у преподавателей может возникать много вопросов, таких как: Каково должно быть соотношение аудиторных и онлайн занятий? Какого рода задания лучше размещать в электронном курсе, а какие целесообразнее прорабатывать со студентами при очной встрече? и т. д. Все эти вопросы должны быть своевременно сняты и не должны препятствовать работе.
Деятельность преподавателя, использующего модель смешанного обучения, носит часто экспериментальный характер, поскольку даже при очень тщательном проектировании курса постоянно требуется его текущий анализ, корректировка и обновление [7, c. 190]. При эксплуатации электронного курса преподаватели-тьюторы должны обеспечивать его регулярную актуализацию с учетом опыта использования в учебном процессе и новых научных данных.
В заключение хочется добавить, что смешанная модель обучения предоставляет широкие возможности преподавателям и студентам, перестраивая коренным образом весь учебный процесс. Для успешного внедрения данной модели необходимо предпринять целый комплекс работ, который приведет в конечном счете к повышению качества образования, что обеспечит максимально высокий уровень конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.
Литература:
1. Варенина Л. П. Эффективность смешанного метода обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова. Педагогика и психология. 2012. № 2. С.48–52.
2. Краснова Т. И. Смешанное обучение: опыт, проблемы, перспективы // В мире научных открытий. 2014. № 11. с. 10–26.
3. Краснова Т. И., Сидоренко Т. В. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе // Образовательные технологии и общество. 2014. № 17(2). с. 403–414.
4. Поползина Н. С. Апробация модели смешанного обучения для решения проблемы качественной подготовки специалистов на студентах магистратуры // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7(1). С. 36–38.
5. Краснова Т. И. Принцип индивидуализации в контексте смешанного обучения иностранному языку в вузе // Молодой ученый. 2014.№ 7(66). С. 519–521.
6. Гильмутдинов А. Х., Ибрагимов Р. А., Цивильский И. В. Электронное образование на платформе Moodle. — Казань: Изд-во КГУб 2008.
7. Мацкевич Е. Э., Флаксман А. А. Использование модели смешанного обучения (blended learning) в преподавании иностранного языка для студентов нелингвистических специальностей // Вестник НГЛУ. Межкультурная коммуникация и обучение иностранным языкам. Актуальные проблемы образования. 2013. № 22. С. 186–194.