Физкультурно-оздоровительная работа как фактор социализации личности младшего школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 13.01.2015

Статья просмотрена: 1973 раза

Библиографическое описание:

Поворов, А. М. Физкультурно-оздоровительная работа как фактор социализации личности младшего школьника / А. М. Поворов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14738/ (дата обращения: 16.12.2024).

Тенденция к падению уровня здоровья среди школьников продолжается и в наше время. За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Школа реагирует на эти изменения. Педагоги осознают необходимость использования всех возможностей образовательного учреждения для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Поэтому в последние годы проблема сохранения здоровья и развития детей физически является проблемой социальной.

В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию, направленному на формирование физической культуры личности школьника и сохранение его здоровья. Установка  на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой, являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Конкретными задачами учителя физкультуры в начальной школы являются:

¾                формирование у учащихся интереса к занятиям физической культурой;

¾                формирование понимания смысла занятий физической культурой и спортом;

¾                обучение школьников навыкам и умениям использования средств физической культуры в повседневной деятельности;

¾                обучение навыкам рациональной двигательной деятельности.

В рамках реализации ФГОС изменился подход к формированию физической культуры. До ФГОС преимущественно совершенствовалась физическая деятельность и меньше внимания уделялось культуре этой деятельности. Сейчас необходимо совершенствовать вторую составляющую – культуру (культуру движений, спортивного поведения, внешнего вида, взаимоотношений «учитель-ученик» и «ученик- одноклассники»)

В течение многолетней педагогической деятельности я занимаюсь формированием физической культуры на уроках физкультуры, в массовой внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности, привлекая к таким мероприятиям родителей и организовал тренировки определенным видом спорта – бадминтоном.

Формирование двигательных умений и навыков на уроках в начальных классах проводится согласно учебной программе, которая предусматривает обучение учеников упражнениям основной гимнастики, легкой атлетики, игр. Эффективность обучения двигательным действиям зависит от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность учеников, включается в этот процесс мышление, насколько сознательно относятся они к усвоению двигательных действий. Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физического воспитания. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии, что они правильно выполняются. К тому же, рациональная техника исполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненно важных движений, развивает умения целесообразно распределять усилие и эффективно осуществлять движения, воспитывает у них готовность усваивать новые двигательные действия.  Учитывая всё это,  я на уроках поддерживаю высокую степень двигательной активности.

Кроме того, многолетний опыт работы с учащимися показывает, что однообразие и однотипность и уроков, и этапов на уроке отбивает интерес  и желание заниматься физкультурой у школьников, а лучший, и учебный, и воспитательный результат получается тогда, когда опираешься на успех ученика.

Таким образом, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:

¾                работа должна проводится систематически;

¾                важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы;

¾                отсутствие однообразия на уроке;

¾                задания должны быть посильными;

¾                индивидуальная форма оценивания;

¾                создание ситуации успеха.

Сегодняшний день физической культуры – не погоня за результатами, а кропотливая работа учителей и родителей учащихся над укреплением здоровья детей. Элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры используются на других уроках и переменах: физкультминутки, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены. Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности, активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе, упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.

Второе направление работы учителя физической культуры: внеурочные занятия и массовые спортивные мероприятия, которые способствуют повышению уровня двигательной активности детей; содействуют  организации активного  отдыха школьников; удовлетворяют их индивидуальные интересы в физическом совершенствовании и формируют интерес к занятиям спортом; развивают социальную активность школьников.

Внеурочная работа является составной частью общей системы физического воспитания детей школьного возраста, обогащает последнюю специфическим содержанием и разнообразием форм организации занятий,  и при единстве целевой направленности отличается от нее следующими особенностями:

Внеурочная работа осуществляется на добровольных началах. Содержание и формы организации занятий определяются с учетом интересов учащихся и условий школы: учащимся предоставляется возможность  выбора видов занятий в соответствии с их желаниями.

Внеурочная работа строится на основе общественной активности самих школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при постоянном контроле и руководстве их деятельностью со стороны администрации, учителя физического воспитания.

Педагогическое руководство в процессе внеурочной работы приобретает в большей мере инструктивно-методический и консультативно-рекомендательный характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся в проведении различных форм внеклассной работы.

Организация внеурочных занятий физической культурой и спортом в школе вменяется в обязанность учителю физической культуры как специалисту-профессионалу и оплачивается в ус­тановленном порядке.

Для внеурочных занятий физическими упражнения­ми характерна спортивная направленность. Если занятия в режиме учебного дня объединяют учеников преимущественно одного класса, то внеклассные занятия охватывают детей различных классов.

Успешной организации внеурочной работы по физической культуре  и спорту способствует создание некоторых условий:

¾                тесная связь с учебной работой, как в содержательном, так и в организационном плане;

¾                доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих возможность привлечения широкого круга школьников к занятиям физической культурой и спортом;

¾                включение внеурочных занятий по физической культуре и спорту в систему всей внеурочной образовательно-воспитательной работы школы с соблюдением преемственности принципов и методов, при широком участии ученического актива;

¾                использование помощи родителей,  спонсоров в содействии материально-техническому обеспечению  спортивной базы; организации внеурочных физкультурных мероприятий и занятий в секциях, командах, кружках.

Уже четвертый год в школе ведется курс внеурочной деятельности «Корригирующая гимнастика». Этими занятиями в начальной школе ежегодно охвачены все 100% учеников 1 - 2 классов; ребята из 3-4 классов занимаются в секциях боевых искусств..

В рамках реализации регионального проекта «Спортивная суббота» проводятся мероприятия по параллелям. Наиболее крупные: «День спорта», «День здоровья», соревнования «Большие прыгалки», «Веселые старты», «Быстрее, выше, сильнее», соревнования по детскому спортивному многоборью, смотр строя и песни. Все мероприятия проходят с обязательным участием родителей, которые являются не только пассивными наблюдателями и болельщиками, но и активными участниками.

Все эти мероприятия кроме спортивно-оздоровительного эффекта, помогают детям обрести уверенность в себе; самостоятельность, независимость; активность; формируют лидерские качества. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным общим спортивным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха

Особенностью внеурочной работы в нашей школе является организация освоения учащимися, первую очередь учащими начальных классов, вида спорта - бадминтона.

Бадминтон идеально приспособлен для общефизической подготовки школьников .

Бадминтон позволяет в игровой форме привлечь детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, научить их правильному овладению большим арсеналом основных двигательных навыков (ходьбой, бегом, прыжками, ударами, приседаниями, выпадами и т.д.), поможет укрепить вестибулярный аппарат и здоровье в целом. Бадминтон развивает физическую реакцию, острое зрение, повышает скорость мыслительных процессов, способствует нормализации веса, дает детям необходимую энергетическую разрядку.

Важно заметить, что бадминтон не требует больших финансовых затрат и те возможности, которые существуют в нашей школе, вполне приемлемы для его организации. Бадминтонные площадки помещаются в школьном спортивном зале. При правильной постановке обучающего процесса в зале могут одновременно заниматься более 20 человек. Бадминтон является своеобразным университетом движения человеческого тела, средством обучения многообразным двигательным навыкам. Чем они выше по своему уровню и чем богаче их запас, тем успешнее человек справляется с незнакомыми для него двигательными задачами. Высокая культура двигательных навыков позволяет быстро довести нужные движения до автоматизма и тем самым освободить сознание для решения других задач.

Пожалуй, ни один вид спорта не обладает такой богатой палитрой движения кисти, микродвижений пальцев, как бадминтон. Надо отметить, что мелкие движения пальцев – довольно сложный вид деятельности: они требуют гораздо большей координации со стороны нервной системы, чем простые силовые движения всей руки. Для успеха игры в бадминтон почти каждое движение должно быть «умным». У бадминтонистов есть такая поговорка: «Играй сначала головой, затем – ногами и только потом – рукой». Здесь не надо бежать раньше, чем сообразит голова. Более того, она должна побольше думать, чтобы давать иногда покой ногам. Это способствует расслаблению мышц, восстановлению физических и духовных сил.

Значительное интеллектуальное начало бадминтона определяется и тем, что это игра рукой, роль которой в умственном развитии человека общеизвестна. Недаром И. Кант определял значение руки как «вышедшего наружу мозга». Считается, что движение кисти в момент соприкосновения ее с ручкой ракетки активизирует деятельность коры больших полушарий мозга.

Основателями российского бадминтона были в основном люди умственного труда. Игра прельщает их тем, что в ней они видят хорошую возможность переключиться с одной «умственной» деятельности на другую – спортивную.

Бадминтон – вид спорта не травматичный, неконтактный, он демократичен и доступен всем: и маленьким, и большим, и толстым, и тонким.

Бадминтон — это семейная игра. Развитие его в школе – это возможность «расшевелить» как родителей, так и детей, дать им тот вид спорта, которым может заниматься каждый.

Таким образом, главными критериями эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в школе необходимо считать:

¾                отношение детей и родителей к различным формам физкультурно-спортивной деятельности;

¾                степень включенности в занятия различными, ими выбранными, видами физической культуры и спорта;

¾                рост (или сохранение) индивидуальных показателей физической подготовленности.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, внеурочная работа, бадминтон, вид спорта, физическое воспитание, занятие, навык, школа, начальная школа, рамка реализации.


Похожие статьи

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Культурно-гигиенические навыки как средство приобщения к здоровому образу жизни детей второй младшей группы

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Поликультурное воспитание как фактор социализации младших школьников с ОВЗ

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как формирование гражданской позиции

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Внеклассная воспитательная работа по иностранному языку как средство эстетического воспитания школьников

Похожие статьи

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Культурно-гигиенические навыки как средство приобщения к здоровому образу жизни детей второй младшей группы

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Поликультурное воспитание как фактор социализации младших школьников с ОВЗ

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как формирование гражданской позиции

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Внеклассная воспитательная работа по иностранному языку как средство эстетического воспитания школьников

Задать вопрос