Международные налоговые отношения являются важнейшим инструментом регулирования международных экономических отношений. С одной стороны, система налогообложения на международном уровне должна стимулировать иностранных инвесторов, способствовать привлечению высококвалифицированных специалистов. В то же время, международные налоговые отношения не должны подавлять нормальное развитие национальных экономик. В России действующие нормы налогового законодательства практически решают указанные задачи. Однако они могут быть усовершенствованы.
Ключевые слова: двойное налогообложение, международные налоговые отношения, международные налоговые соглашения, налоговые резиденты, уклонение от налогов.
В условиях глобализации экономики международные экономические отношения играют ключевую роль. При этом субъекты международных экономических отношений одновременно становятся участниками международных налоговых отношений.
Международные налоговые отношения — это отношения между государствами по поводу взаимного регулирования пределов налоговой юрисдикции (сферы применения налогового законодательства) и другим вопросам налогообложения [2, с. 105].
Такое регулирование необходимо, поскольку субъекты международных экономических отношений вовлекаются в систему налогообложения различных государств, что, в первую очередь, связано с возникновением проблем ухода от налогов и двойного налогообложения. В то же время, международные сделки, как часть международных экономических отношений, зачастую являются крупными, представляя собой важный источник доходов для бюджетов соответствующих государств. Кроме того, чрезмерное развитие международных экономических отношений не должно оказывать негативного влияния на национальные экономики (зарубежные партнеры не должны подавлять отечественных товаропроизводителей, наемных работников). Создавать необходимый баланс в данной сфере должна грамотная система международных налоговых отношений (ведь налоги могут выполнять как стимулирующую, так и дестимулирующую функции).
К числу основных сфер международных налоговых отношений относят:
- использование таможенных пошлин и других налогов и сборов, взимаемых при пересечении товарами таможенных границ;
- налогообложение международных перевозок, услуг по экспедированию и хранению товаров;
- налогообложение доходов, получаемых резидентами из-за рубежа (например, согласно российскому налоговому законодательству, резиденты — это физические лица, которые фактически находятся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев [1]; в международной практике система резидентства применяется и в отношении юридических лиц);
- налогообложение доходов нерезидентов (как физических, так и юридических лиц), получаемых из источников, которые расположены на территории страны;
- налогообложение имущества, расположенного за пределами территории данной страны, и доходов от реализации указанного имущества;
- налогообложение наследств и дарений, полученных из-за рубежа;
- налогообложение услуг в сфере международных экономических отношений, не относящихся к внешней торговле (банковских, страховых, инвестиционных и пр.);
- установление иммунитетов и привилегий для дипломатических представительств, консульских учреждений, международных организаций, a также их сотрудников в отношении таможенных пошлин, налогов нa доходы и имущество, a также в отношении отдельных видов внутренних налогов нa потребление и различного рода сборов;
- сотрудничество налоговых властей в области использования норм международных договоров и применения мeр против укрывательства oт налогов (международные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи пo вопросам соблюдения налогового законодательства).
В России применяются следующие основные виды налогов в сфере международные налоговых отношений:
- «ввозной» НДС (применяются дифференцированные налоговые ставки: 10 %, 18 %);
- «ввозные» акцизы (их перечень чрезвычайно разнообразен в зависимости от видов подакцизных товаров);
- налог на прибыль организаций (используются различные налоговые ставки: 0 %, 9 %, 10 %, 15 %, 20 %);
- НДФЛ (применяются дифференцированные налоговые ставки: 9 %, 13 %, 15 %, 30 %);
- налог на имущество организаций (используются налоговые ставки от 1 до 2,2 %).
К числу традиционных проблем международных налоговых отношений следует отнести следующие:
- практические проблемы реализации односторонних, двусторонних и многосторонних соглашений об избежании двойного налогообложения;
- унификация порядка исчисления налогооблагаемой прибыли юридических лиц и налогооблагаемых доходов физических лиц, полученных за пределами страны постоянного пребывания;
- влияние изменений валютного курса на налогооблагаемый доход (проблема налогообложения курсовых разниц);
- влияние инфляции на налогообложение и использование методов индексации налогов;
- ликвидация налоговых препятствий международному движению капитала и формирование условий для международной экономической интеграции;
- использование налоговых льгот с целью привлечения иностранного капитала;
- зачет убытков, понесенных в одном государстве, для целей налогообложения прибыли в другой государстве;
- избежание дискриминации в национальном и международном налогообложении;
- унификация внутренних налогов на потребление;
- трансфертное ценообразование и использование мeр против укрывательства налогов, как при наличии, так и при отсутствии информации о сравнимых рыночных ценах;
- проблемы в трактовке понятия «постоянное представительство» для целей налогообложения;
- налогообложение объектов интеллектуальной собственности и доходов от ее эксплуатации в международных экономических отношениях (налогообложение импорта и экспорта технологий, ноу-хау, патентов и других неосязаемых активов и технической помощи);
- международные налоговые проблемы, касающиеся взаимного участия в капитале и реорганизаций дочерних иностранных компаний;
- налоговые проблемы международного сотрудничества развитых и развивающихся государств (использование режима наиболее благоприятствуемой нации, режимов предоставляемых развивающимся странам — пользователям схемой преференций и наименее развитым странам — пользователям схемой преференций, а также предоставление иностранного налогового кредита лицам, получающим доходы из развивающихся стран);
- стандартизация мeр по борьбе с укрывательством от налогов, применяемых в отношении дивидендов, процентов и роялти, выплачиваемых взаимозависимым лицам;
- тонкая капитализация и единообразное применение мeр против избежания налогов при выплате процентов;
- налогообложение недвижимого имущества и доходов oт его использования и продажи в международных экономических отношениях;
- устранение международного двойного налогообложения наследств и дарений при различиях методологии налогообложения в стране постоянного проживания донора и стране постоянного проживания реципиента;
- избежание двойного налогообложения доходов oт капитала в международных экономических отношениях при использовании в государстве — источнике дохода и государстве — регистрации фирмы (стране постоянного места жительства физического лица) различных методов налогообложения;
- разграничение понятий «избежание налога» и «уклонение от налогов» для целей применения норм национальных налоговых законодательств, международных соглашений об избежании двойного налогообложения, международных соглашений o сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства.
Кроме того, следует выделить следующие новейшие проблемы международного двойного налогообложения:
- использование мер против избежания налогов в отношении налогоплательщиков, которые применяют схемы с участием компаний и международных трастов, учрежденных в офшорных зонах и странах (территориях) с льготными режимами налогообложения;
- налогообложение компьютерного программного обеспечения и доходов от его реализации (продажи и сдачи в аренду);
- проблема защиты конфиденциальности информации, используемой в рамках международного сотрудничества налоговых властей различных стран;
- налогообложение доходов от операций c производными финансовыми инструментами;
- налогообложение инвестиционных фондов и доходов от вложений в данные фонды.
Важным направлением устранения обозначенных проблем является разработка и заключение различных международных налоговых соглашений. Россия активно участвует в данном процессе.
В настоящее время действует Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами. К их числу относится большинство государств: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Египет, США, Франция, Армения, Азербайджан, Белоруссия и др.
Кроме того, Приказом Минфина России утвержден Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) — Ангилья; Княжество Андорра; Королевство Бахрейн; Белиз; Бермуды; Гибралтар; Гренада; Китайская Народная Республика: Специальный административный район Гонконг (Сянган); Специальный административный район Макао (Аомынь); Мальдивская Республика; Республика Мальта и др.
К числу важнейших нормативных актов в сфере международных налоговых отношений, действующих на территории РФ, относятся:
- Письмо Минфина России от 24.03.2014г. № 03–08-РЗ/12843 «О порядке налогообложения прибыли организаций в случае оказания российской компанией услуг японской организации;
В то же время, необходимо оптимизировать систему налогообложения иностранных юридических лиц и наемных работников, получающих доходы и имеющих имущество на территории Российской Федерации. Кроме того, России необходимо включиться в систему международного обмена налоговой информацией с оффшорными зонам. Пока соответствующих соглашений между РФ и оффшорами нет. Но именно на данных территориях зачастую создаются условия для ухода от налогообложения.
Следовательно, международные налоговые отношения нуждаются в дальнейшем совершенствовании нормативно-правового обеспечения.
Литература:
1. Налоговый кодек Российской Федерации (ч. II) // http://base.garant.ru/10900200/.
2. Дворецкий А. Л. Налоговая система государства. Налоги и их виды. — М.: Лаборатория книги, 2012. — 121 с.