Армянские традиции воспитания детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 17.12.2014

Статья просмотрена: 18127 раз

Библиографическое описание:

Саргсян, А. Л. Армянские традиции воспитания детей / А. Л. Саргсян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 682-684. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14236/ (дата обращения: 19.11.2024).

Исключительно важное значение в процессе воспитания и развития детей имеет использование народных традиций и обычаев. Важной задачей современности является изучение традиций не только как источника познания материальной и духовной истории, но и как средства воспитания, выявления в них в них прогрессивных традиций народного воспитания.

Ключевые слова: армянские традиции, воспитание, дети.

 

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями [1]. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Основа армянского воспитания, является уважение к старшим. Каждому человеку старшего возраста необходимо было оказывать знаки внимания: вставать при его появлении, не садится без его позволения, уступить ему место, не говорить, а только почтительно отвечать на вопросы, выполнять его просьбы. Каждая услуга оказанная седине ставилась молодому человеку в честь [2].

Воспитание детей покоится на обычаях и традициях предков. Вся жизнедеятельность человека с момента его рождения и до смерти подчинена им. В силу безусловного подчинения младших к старшим по возрасту, личный пример благонравия старших, знание и неукоснительное следование обычаям, служит для молодых армян люстрацией должного поведения в быту и общественной жизни.

Армяне-отцы с любовью и терпением готовят своих сыновей к жизни, учат их трудится. Отец служит для сына примером поощряя стремление мальчика преодолевать слабость, боль, страх. По началу в игре, потом в реальных делах, дети учатся кормить и пасти лошадей и овец, ухаживать за скотом, выгонять его на летние пастбища, готовить продукты из молока, а те кто постарше работают в поле.

Если в младенческом возрасте дети познают мир в семье от матери, бабушек, дедушек слушают нравоучения, мифы, легенды, сказки, то с 6-7 лет их школой становится все окружение, весь род, природа, люди.

С детства мальчикам прививают желание вырасти достойным уважаемым человеком, умеющим брать на себя ответственность за свои поступки и за свою будущую семью. С наступлением подросткового возраста мальчику предъявляются особо строгие требования, в них воспитывают храбрость владения кинжалом. Как мальчиков так и девочек прививают к труду очень рано. Уже в 6-7 лет они умеют выполнять определенные хозяйственные функции. 6-7 летняя девочка приносит в дом воду, хворост, ходит по поручении матери к односельчанам, помогает готовить пищу, стирает одежду, учить прясть, ткать, работать на огороде и в поле. К 10-12 годам она, как правило, умеет делать все по дому и на огороде. С этого возраста начинается новый этап жизненного цикла — подростковый, когда она активно помогает матери при уходе за малышами, во всех домашних делах и другой работе.

Прежде всего армянская женщина, считается, хранительницей очага и семейных устоев, а потому она должна быть опорой мужу, верной женой и матерью. Ей не следует при посторонних проявлять свою печаль, относится с уважением к мужчине с которой ей полагалось вести себя скромно и не вступать в беседу на равных. Раньше женщина не вмешивалась в разговор мужчин, не присутствовала на застольях, не имела права ходить во многие чистилища. На ряду с этим женщина, как хранительница очага, пользовалась большим уважением и почетом. Она занимала свое особое место в структуре общества. С этим уважением связано много старых традиций. Красива и благородна, например, древняя традиция армян, немедленно прекращать поединок, если женщина бросает свой платок между дерущимися [4].

Девочек воспитывали скромными, сдержанными, целомудренными, женственными. Любая вольность, дерзость, проявление качеств присущих мужчине, могли покрыть имя девушки таким позором, что потом ни один достойный юноша не стал бы свататься к ней. Проявление повышенного внимания к мужчинам также всегда считалось большим позором. Молодые не бегали на свидания и не встречались прилюдно. Даже когда парень и девушка любили друг друга, они могли встречаться изредка вдали от взора окружающих. Но если об этом узнавал отец или братья девушки, ее избраннику могло несдобровать.

В случае же если парень, случайно или умышлено, хоть пальцем дотрагивался до девушки, он рисковал остаться без головы, потому что считался посягнувшим на честь рода. Единственным местом где молодежь встречалась и общалась, были места проведения праздников и свадеб. Уделом мужчин были тяжелый физический труд, обеспечение семьи всем необходимым, ответственность за семью и род, также их защита. Важными качествами для мужчины являлись твердость характера, хладнокровие, выносливость. Это подразумевало, что мужчина в любой ситуации должен был сохранить самообладание, быть невозмутимым, никогда не поддаваться панике и страху. Истинный армянин должен был быть сильнее своих естественных человеческих слабостей. Считалось позором и подвергалось осуждениям жалобы на усталость, недомогание, холод, жару или голод. Армянин не терпит любого принуждения, поэтому он с детства воспитывается защитником. Мужской этикет предполагает немногословие, неторопливость, осторожность в словах и высказываниях. Сдержанность это основное качество армянского мужчины, проявляющихся во всем, что касается его домашних дел. Армянин не будет хвастаться красотой своей жены или умом детей, но он строго следит за верностью своей жены, чтобы даже в его присутствии на нее не падали мужские взгляды. Долг армянина сохранить семью. Покушение на честь матери, жены или сестры, в понятии армян были самым сильным оскорблением, которое можно понести мужчине. Подобные посягательства на женщин могли закончится кровопролитием.

Мужчина всегда был главой семьи и женщина никогда не смела перечить ему, особенно на людях. Ведь этим самым она унижала его, а значит и себя и семью. Мудрая женщина всегда старалась возвысить своего мужа в глазах окружающих, а спорные вопросы решались дома.

Женщина наделена особыми правами. Об уважительном отношении к женщине свидетельствует обычай приветствовать ее стоя. Если проходит пожилая женщина, долг любого человека, независимо от возраста, поздороваться первым. Величайшим позором всегда считалось непочтение матери и ее родственников, а для зятя почитание родственников жены, засчитывается как добродетель. Правило родственных взаимоотношений предполагают обязанности младших перед старшими и наоборот. Старшие поколения ответственны за укрепление семейных уз, родители должны поддерживать атмосферу согласия и взаимопонимания в семьях сыновей. Непоколебимым правилом каждой армянской семьи являются уважительное отношение к старшим, особенно родителям. Обычно родители живут вместе с одним из сыновей. Дети порой могут ослушаться отца или мать, они могут простить, но ослушаться дедушки или бабушки, или старших родственников, это недопустимо. Совершенно невозможно не встать при появлении старших или же сесть без их настойчивого приглашения. Взрослые строго следят за тем, чтобы дети не спорили со старшими. В случае не согласия лучше промолчать или перевести разговор на другую тему.

В общих чертах этикет армянина заключается в умении строить свои отношения с людьми не демонстрируя своего превосходства перед ними, быть учтивым и приветливым, чтобы не задеть чужого самолюбия.

Армянская семья в большинстве своем многодетна. К тому же в одном дворе или в одном селе не редко живут со своими семьями несколько братьев. Правила родственных отношений между ними складываются веками. Дети знают, что в семье именно дядя откликнется на любую просьбу, и поможет. Скорее он откажет собственному ребенку, но никогда, без очень серьезных оснований не оставит без ответа просьбу детей своих братьев или сестер.

Весьма непристойным считались прилюдные ссоры между мужчиной и женщиной, или ругань детей. Уважающий себя мужчина никогда не поднимал руку на женщину и даже на свою жену. Но при этом мужчина всегда был беспрекословным хозяином и главой дома. Любое слово которого для домочадцев было законом, не подлежащим обсуждению [3].

У каждого народа — свои обычаи, песни, сказки, предания. В армянских народных преданиях, обычаях и традициях мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Важным для воспитания детей является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками. Педагогическая направленность выражается в общении, в искусстве, народном творчестве, традициях гостеприимства, уважении старших — все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.

 

Литература:

 

1.      Тер-Нерсесян С.М., Быт. Религия. Культура, М.: Центрполиграф, 2008 — с.188

2.      Петросян С.Ф. Социально-психологические особенности формирования Армении и армянского народа как базы для моделирования имиджа страны. Историческое наследие и современность. Психология армянского народа как составная часть имиджа [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?archive=&category=2&id=1268250640&start_from=&subaction=showfull&ucat=2

3.      [Электронный ресурс] Режим доступа:http://k4500.com/history/142-normy-morali-i-prilichiya-kachestva-cenivshiesya.html

4.      Мелик-Шахназарян Л. Г. Характер армянского народа. Ереван, Тираст, 1999 г. — с. 100

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, мужчина, армянская семья, воспитание детей, мать, обычай, ребенок, семья, традиция, уважительное отношение, хранительница очага.


Ключевые слова

дети, дети, воспитание, армянские традиции

Похожие статьи

Значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников. Отмечается, что устное народное творчество являлось философским осмыслением окружающего мира, носителем фольклоризированной истории, кладезем мудрости, умным...

Национальная борьба «Кох» как устойчивый элемент традиционной этнокультуры армян (на примере Самцхе-Джавахского региона)

Предлагаемая статья представляет интерес не только как источник изучения культуры армян, но и согласно авторской интерпретации как осмысление роли армянской национальной борьбы «Кох» для передачи этнических стереотипов от поколения к поколению. Акцен...

Формирование педагогической культуры родителей посредством наглядно-информационных методов

Культурное ядро является общечеловеческими целями и ценностями, исторически сложившимися способами их осознания и реализации. Но в качестве всеобщего явления культуру воспринимают, осваивают, воспроизводят каждый человек индивидуально, определяя его ...

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)

В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы...

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Этнокультурные традиции семьи как фактор трудового воспитания младшего школьника

В статье раскрывается сущность проблемы трудового воспитания посредством этнокультурных традиций. Этнокультурные традиции играют важную роль в формировании и сохранении культурного наследия семей различных народов и этнических групп. Эти традиции явл...

Эстетическое воспитание средствами искусства в школе

В условиях духовно-нравственного возрождения общества эстетическое воспитание подрастающего поколения становится одной из значимых составляющих современного воспитательно-образовательного процесса любого образовательного учреждения.

Театральная деятельность и сказка как способ воспитания ребёнка

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального госуда...

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей с родным краем

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Похожие статьи

Значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников. Отмечается, что устное народное творчество являлось философским осмыслением окружающего мира, носителем фольклоризированной истории, кладезем мудрости, умным...

Национальная борьба «Кох» как устойчивый элемент традиционной этнокультуры армян (на примере Самцхе-Джавахского региона)

Предлагаемая статья представляет интерес не только как источник изучения культуры армян, но и согласно авторской интерпретации как осмысление роли армянской национальной борьбы «Кох» для передачи этнических стереотипов от поколения к поколению. Акцен...

Формирование педагогической культуры родителей посредством наглядно-информационных методов

Культурное ядро является общечеловеческими целями и ценностями, исторически сложившимися способами их осознания и реализации. Но в качестве всеобщего явления культуру воспринимают, осваивают, воспроизводят каждый человек индивидуально, определяя его ...

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)

В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы...

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Этнокультурные традиции семьи как фактор трудового воспитания младшего школьника

В статье раскрывается сущность проблемы трудового воспитания посредством этнокультурных традиций. Этнокультурные традиции играют важную роль в формировании и сохранении культурного наследия семей различных народов и этнических групп. Эти традиции явл...

Эстетическое воспитание средствами искусства в школе

В условиях духовно-нравственного возрождения общества эстетическое воспитание подрастающего поколения становится одной из значимых составляющих современного воспитательно-образовательного процесса любого образовательного учреждения.

Театральная деятельность и сказка как способ воспитания ребёнка

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального госуда...

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей с родным краем

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Задать вопрос