Для наиболее полного и качественного информационного обеспечения достижения стратегических национальных целей и решения задач на основе поступления и анализа полной, достоверной, научно обоснованной официальной статистической информации были успешно реализованы мероприятия по модернизации статистической методологии. Было осуществлено совершенствование традиционных, а также развитие новых направлений статистики, отражающих социально-экономические перемены, административной реформы, реформирования бюджетного процесса, перехода на международные стандарты финансовой отчётности. Реализованы принципиально новые подходы к официальной статистической деятельности, формированию гибкой, быстро реагирующей на изменение жизни общества системы информационно-статистического обеспечения.
В статистике внутренней и внешней торговли совершенствование федерального устройства страны требует развития методологии и практики проведения статистического наблюдения за социально-экономическим положением регионов Российской Федерации и развитием межрегиональных связей. Был проанализирован опыт зарубежных и отечественных исследований в области организации статистического наблюдения за межрегиональными товарными потоками и разработаны методологические положения по организации статистического наблюдения в соответствии с международными стандартами.
Разработанные методологические положения учтены при организации статистического наблюдения за межрегиональными товарными потоками. Внедрение в практику результатов научно-методологической работы позволило обеспечить пользователей более полной и достоверной информацией по данному вопросу.
В целях расширения информационных возможностей Росстата и повышения качества обеспечения пользователей была разработана информационно-аналитическая система по статистике внешней торговли (ИАС СВТ) на основе данных таможенной статистики, статистики внешней торговли с Республикой Беларусь, Банка России и Евростата. Были разработаны алгоритмы формирования аналитических таблиц на уровне 2-х,4-х,6-ти, 8-и и 10-ти знаков кодов ТН ВЭД ТС (в 2008 году ТН ВЭД России) по России и субъектам Российской Федерации в разрезе стран и товаров. Это позволило выполнять различные нерегламентные запросы к оперативной информации базы данных ИАС СВТ по макетам произвольной формы, повысило эффективность проведения сопоставительного анализа данных статистики внешней и взаимной торговли.
С 2014 года изменился список форм статистической отчетности. Одни формы были отменены, другие — изменены, для третьих была установлена другая периодичность сдачи.
Изменений, связанных со статистической отчетностью, довольно много, и они коснулись практически всех категорий респондентов, однако большинство форм остались без изменения, например:
- Периодичность представления формы «П-4 (НЗ)» «Сведения о неполной занятости и движении работников» изменена с месячной на квартальную. При этом увеличился круг отчитывающихся респондентов. Вместо ранее действовавших форм № 1-натура и № БМ, утверждена форма «1-натура-БМ» «Сведения о производстве, отгрузке продукции и балансе производственных мощностей». Форма годовая, вводится в действие с отчёта за 2013 год.
- В целях получения информации о сделках с основными фондами на вторичном рынке и доходах, получаемых от их аренды, введена форма «11-сделка», годовая.
- В форму № 1-торг «Сведения о продаже товаров в организациях оптовой и розничной торговли», представляемую крупными и средними предприятиями, осуществляющими оптовую или розничную торговлю, включен справочный раздел о розничной продаже легковых автомобилей в натуральном выражении.
- Изменена номенклатура алкогольной продукции, заполняемая в формах «1-алкоголь» («Сведения о производстве и отгрузке этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной продукции и розливе алкогольной продукции») и «1-учёт» («Учет объема розничной продажи алкогольной продукции»). Изменения связаны с приближением номенклатуры, заполняемой в формах, к классификатору видов продукции, который используется при представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
- В целях повышения качества информации об объеме розничной продажи продовольственных товаров в разрезе муниципальных образований, в форму № 1-ПМ (торг) «Сведения об обороте торговли малого предприятия», включен новый раздел «Оборот розничной торговли по муниципальным образованиям за предыдущий год».
- Также введены в действие и в статистическую практику новые версии Общероссийских классификаторов.
Особенностью общероссийских классификаторов является их применение практически во всех сферах управления экономикой, включая прогнозирование и мониторинг состояния и развития экономики, формирование официальной статистической информации, лицензирование видов экономической деятельности, налоговое администрирование, стандартизацию и сертификацию продукции и услуг.
Разработаны новые версии общероссийских классификаторов органов государственной власти и управления (ОКОГУ) и территорий муниципальных образований (ОКТМО). Целью модернизации ОКОГУ было обеспечить отражение в нём в полном объёме структуры федеральных органов исполнительной власти, устанавливаемой указами Президента Российской Федерации, с сохранением порядка их следования в процессе образования, реорганизации или ликвидации, что в условиях действия ОКОГУ (ОК 006–93) было затруднено в связи с его ограниченной классификационной ёмкостью. В новой версии ОКОГУ длина идентификационных кодов была увеличена с пяти до семи знаков.
На основании методологических рекомендаций была осуществлена разработка первой и окончательной редакций проекта новой версии Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО). В проекте новой версии ОКТМО обеспечивается кодирование и привязка всех населенных пунктов Российской Федерации к соответствующим муниципальным образованиям. Вся информация о муниципальных образованиях и населенных пунктах в новой версии ОКТМО сгруппирована по федеральным округам и по субъектам РФ, входящим в каждый федеральный округ, в порядке их следования в нем. Новая версия классификации муниципальных образований и входящих в их состав населенных пунктов позволит применять ОКТМО в системе государственной статистики для проведения Всероссийских переписей населения, текущих статистических наблюдений, а также для обработки статистических и других данных в разрезах муниципальных образований. Важность проведения этой работы обусловлена планируемым Минфином России переходом на применение ОКТМО в своей информационной системе.
В связи с организацией Таможенного союза в составе Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан с 1 июля 2010 года Росстатом была введена база данных «Статистика взаимной торговли» для обработки на федеральном уровне данных взаимной торговли с государствами-членами Таможенного союза, получаемых от ФТС России. Разработка и внедрение данной базы позволило в рамках существующей информационно-аналитической системы (ИАС СВТ) объединить информационный массив данных таможенной статистики с данными внешней торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в целях формирования информационно-аналитических материалов и проведения сопоставительного анализа данных.
Развитие электронной торговли потребовало новых решений в области статистического наблюдения. С целью единого подхода в организации статистического наблюдения за электронной торговлей был обобщен международный опыт в этой области, разработана концепция системы показателей и методология их формирования. В рамках этой работы подготовлены методологические рекомендации по организации федерального статистического наблюдения за объемами электронной торговли.
Статистические показатели, характеризующие объемы электронной торговли населению, введены в формы федерального статистического наблюдения № 1-торг, годовая «Сведения о продаже и запасах товаров в организациях оптовой и розничной торговли», с итогов за 2009 год; № ПМ-торг, месячная «Сведения об обороте торговли и общественного питания в малом предприятии», с итогов за 2011 год. Уточненное понятие «Электронная торговля» введено в унифицированные и специализированные формы федерального статистического наблюдения.
Развитие государственной статистики в первую очередь направлено на достижение стратегических целей развития Российской Федерации, прежде всего, на создание условий для повышения эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и призвано способствовать информационно-статистическому обеспечению реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, программ социально-экономического развития Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социально-экономической и демографической политики, а также выполнению международных информационных обязательств Российской Федерации в целях повышения открытости российской экономики, её более полной интеграции в мировое сообщество в соответствии с международными стандартами.