Менеджмент в социальной работе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 03.12.2014

Статья просмотрена: 2854 раза

Библиографическое описание:

Халикова Г. Р. Менеджмент в социальной работе // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 541-543. — URL https://moluch.ru/archive/79/14166/ (дата обращения: 24.09.2018).

Статья раскрывает менеджмент в социальной работе как один основных инструментов эффективного управления учреждением социального обслуживания населения. Приведены критерии оценивания эффективности менеджмента в социальной работе, определены проблемы и намечены перспективы его развития.

Ключевые слова:менеджмент, социальная работа, социальное учреждение, эффективность, эффективность социальной работы, социальное управление, менеджер, персонал.

 

Управление социальным учреждением на сегодняшний день является важнейшим критерием эффективности его работы. Управление в самом общем смысле означает воздействие на предмет, объект, процесс с тем, чтобы заставить его измениться в нужном направлении. Социальное же управление имеет свою специфику, обусловленную природой человека как объекта управления [4, с.11–12]. Эта специфика проявляется в «субъект-субъект» отношениях, складывающихся между менеджером и персоналом.

Таким образом, социальное управление характеризуется как процесс воздействия на общество, его отдельные группы и организации с целью либо сохранить их существующее состояние, либо добиться желаемых изменений [4, с.13].

Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации, деятельность которой сознательно координируется для достижения поставленных целей [2, с.755].

Можно раскрыть сущность менеджмента в социальной организации через его цели:

1)Увеличение степени самостоятельности клиентов путем делегирования им полномочий;

2)Создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

3)Адаптация или реадаптация людей в обществе;

4)Создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих [2, с.765].

Цели вытекают в основные положения, опираясь на которые можно определить приоритетные направления менеджмента социальной работы:

-        содействие развитию человека как самостоятельной и ответственной личности, способной решать свои проблемы, а также помощь в их саморазвитии, актуализации личностного и творческого потенциала;

-        правовая защищенность клиента, помощь в отстаивании его интересов и прав;

-        своевременная профилактика различного рода отклонений в развитии человека — нравственного, физического, психического, социального плана.

Таким образом, управление социальной работой направлено на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования [2, с.767].

Менеджмент в социальном учреждении охватывает разные аспекты работы организации: социальный аспект (удовлетворение потребности населения в социальных услугах); организационный аспект (организация и координирование работы в учреждении); кадровый аспект (профессионализм специалиста по социальной работе).

Организационный аспект проявляется в координированности и сплоченности, связи социальных служб и подразделений внутри учреждения. При разобщенной работе подразделений эффективность работы в разы снижается. В связи с этим необходимо акцентировать внимание на необходимости интегративности и межведомственности систем социальных служб федерального, регионального и местного значений, некоммерческих социальных и благотворительных организаций, волонтеров.

Кадровый аспект менеджмента в социальной организации предполагает профессионализм специалиста по социальной работе.

Профессионализм специалиста предполагает наличие знаний, умений и навыков, необходимых в данной профессии, а также его личностных, нравственных качеств. Эти характеристики, безусловно, являются главными критериями при профотборе. Вместе с тем, специалист по социальной работе — особая профессия, требующая от профессионала выполнения функций медиатора, посредника, психолога, юриста, консультанта, социального педагога, организатора, геронтолога. Компетентный менеджер обязан создавать программы, которые необходимы для развития профессионально важных качества личности, с помощью специальных программ повышать стрессоустойчивость работников и, соответственно, понижать у них риск развития эмоционального выгорания.

В процессе диагностики оценки эффективности социальной работы важнейшую роль играют количественные и качественные методы оценки эффективности социальной работы. Наибольшее распространение имеют количественные измерители задач и результатов — категории и численность обслуживаемых, виды предоставляемых услуг, их число за определенный период времени, стоимостное измерение предоставленных услуг. Качественные методы оценки эффективности более трудоемкие и сложно анализируемые, но вместе с тем выявляют мнение клиента о качестве услуг, о проблемах социальных учреждений и путях их решения путем анкетирования, тестирования, метода экспертных оценок и т. д.

Также эффективность социального управления определяется тем, насколько правильно определены цели органов управления и регламент их взаимодействия [1, с.4].

Менеджмент в нашей стране — пока весьма новый термин, мало применяемый руководителями социальных учреждений. Это связано с тем, что данная профессия возникла за рубежом изначально преимущественно в организациях, работающих на получение прибыли. Однако зарекомендовав себя как необходимых специалистов для повышения эффективности корпорации, менеджеры распространились и на другие общественные сферы: политическую, социальную, духовную. Таким образом, менеджмент в социальной работе — весьма перспективная отрасль науки, требующая исследования и развития, поскольку именно от качества управления социальными организациями зависит эффективность социальной работы, а соответственно, благосостояние и благополучие населения нашей страны.

 

Литература:

 

1. Новикова К. Н. Управление системой социальной защиты населения: региональный аспект/ К. Н. Новикова//Отечественный журнал социальной работы. — 2004г. — № 4. — с.4–13.

2. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. — 6-е изд. — М.: «Дашков и К», 2009. — 860с.

3. Менеджмент: учебник для бакалавров /под общ. ред. А. Л. Гапоненко. –М.: Издательство Юрайт, 2013. — 396с.

4. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Е. И. Комарова, О. Г. Прохоровой. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 425с.

5. Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. –М.: «Дашков и К», 2009. — 364с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, социальное учреждение, социальное управление, профессионализм специалиста, социальная организация, Создание условий, развитие человека, организационный аспект, менеджмент, качественный метод оценки эффективности.


Ключевые слова

персонал, эффективность, социальное управление, менеджмент, менеджер, социальная работа, социальное учреждение, эффективность социальной работы

Похожие статьи

Социальное развитие персонала организации

В процессе управления социальным развитием организации, социальное проектирование позволяет определить стратегию поведения и методы постепенного и планомерного осуществления изменений.

Условия повышения эффективности управления...

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников...

Сущность и функции управления социальным развитием...

социальное управление, социальное развитие, социальное развитие организации, управление, мое мнение, социальная среда, социальная инфраструктура, социальная система, социальная сфера, научная деятельность.

Социально-психологический климат в организации и его влияние...

Иными словами, социально-психологический климат, проявляющийся в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий работы личности в трудовом коллективе, влияет на самочувствие сотрудников...

Методы оценки управленческой деятельности служащих органов...

Таким образом, применение разработанных методов оценки эффективности МСУ, создание условий для реализации указанных методов

Они владеют знаниями в области объекта управления, но недостаточна их квалификация в области государственного менеджмента.

Социальные резервы, социальная диагностика и социальное...

Социальное проектирование представляет собой форму социального управления, сущность которого заключается в научно обоснованном конструировании системы социальных параметров будущего объекта или качественно нового состояния существующего объекта.

Особенности стиля управления в медицинском учреждении

Создание и улучшение социально-психологического климата — это систематическая задача ежедневной работы любых руководителей.

Эффективность стиля управления зависит от особенностей организационной культуры подразделения и может проявляться в разном...

Управление профессиональной карьерой как способ повышения...

С точки зрения психологического аспекта профессиональная карьера рассматривается как

Проведение распродаж в целях повышения эффективности деятельности организации на примере ООО «Бауцентр рус».

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Сущность, структура и условия формирования профессиональной...

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы.

Социальное развитие персонала организации

В процессе управления социальным развитием организации, социальное проектирование позволяет определить стратегию поведения и методы постепенного и планомерного осуществления изменений.

Условия повышения эффективности управления...

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников...

Сущность и функции управления социальным развитием...

социальное управление, социальное развитие, социальное развитие организации, управление, мое мнение, социальная среда, социальная инфраструктура, социальная система, социальная сфера, научная деятельность.

Социально-психологический климат в организации и его влияние...

Иными словами, социально-психологический климат, проявляющийся в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий работы личности в трудовом коллективе, влияет на самочувствие сотрудников...

Методы оценки управленческой деятельности служащих органов...

Таким образом, применение разработанных методов оценки эффективности МСУ, создание условий для реализации указанных методов

Они владеют знаниями в области объекта управления, но недостаточна их квалификация в области государственного менеджмента.

Социальные резервы, социальная диагностика и социальное...

Социальное проектирование представляет собой форму социального управления, сущность которого заключается в научно обоснованном конструировании системы социальных параметров будущего объекта или качественно нового состояния существующего объекта.

Особенности стиля управления в медицинском учреждении

Создание и улучшение социально-психологического климата — это систематическая задача ежедневной работы любых руководителей.

Эффективность стиля управления зависит от особенностей организационной культуры подразделения и может проявляться в разном...

Управление профессиональной карьерой как способ повышения...

С точки зрения психологического аспекта профессиональная карьера рассматривается как

Проведение распродаж в целях повышения эффективности деятельности организации на примере ООО «Бауцентр рус».

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Сущность, структура и условия формирования профессиональной...

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Социальное развитие персонала организации

В процессе управления социальным развитием организации, социальное проектирование позволяет определить стратегию поведения и методы постепенного и планомерного осуществления изменений.

Условия повышения эффективности управления...

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников...

Сущность и функции управления социальным развитием...

социальное управление, социальное развитие, социальное развитие организации, управление, мое мнение, социальная среда, социальная инфраструктура, социальная система, социальная сфера, научная деятельность.

Социально-психологический климат в организации и его влияние...

Иными словами, социально-психологический климат, проявляющийся в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий работы личности в трудовом коллективе, влияет на самочувствие сотрудников...

Методы оценки управленческой деятельности служащих органов...

Таким образом, применение разработанных методов оценки эффективности МСУ, создание условий для реализации указанных методов

Они владеют знаниями в области объекта управления, но недостаточна их квалификация в области государственного менеджмента.

Социальные резервы, социальная диагностика и социальное...

Социальное проектирование представляет собой форму социального управления, сущность которого заключается в научно обоснованном конструировании системы социальных параметров будущего объекта или качественно нового состояния существующего объекта.

Особенности стиля управления в медицинском учреждении

Создание и улучшение социально-психологического климата — это систематическая задача ежедневной работы любых руководителей.

Эффективность стиля управления зависит от особенностей организационной культуры подразделения и может проявляться в разном...

Управление профессиональной карьерой как способ повышения...

С точки зрения психологического аспекта профессиональная карьера рассматривается как

Проведение распродаж в целях повышения эффективности деятельности организации на примере ООО «Бауцентр рус».

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Сущность, структура и условия формирования профессиональной...

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы.

Социальное развитие персонала организации

В процессе управления социальным развитием организации, социальное проектирование позволяет определить стратегию поведения и методы постепенного и планомерного осуществления изменений.

Условия повышения эффективности управления...

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников...

Сущность и функции управления социальным развитием...

социальное управление, социальное развитие, социальное развитие организации, управление, мое мнение, социальная среда, социальная инфраструктура, социальная система, социальная сфера, научная деятельность.

Социально-психологический климат в организации и его влияние...

Иными словами, социально-психологический климат, проявляющийся в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий работы личности в трудовом коллективе, влияет на самочувствие сотрудников...

Методы оценки управленческой деятельности служащих органов...

Таким образом, применение разработанных методов оценки эффективности МСУ, создание условий для реализации указанных методов

Они владеют знаниями в области объекта управления, но недостаточна их квалификация в области государственного менеджмента.

Социальные резервы, социальная диагностика и социальное...

Социальное проектирование представляет собой форму социального управления, сущность которого заключается в научно обоснованном конструировании системы социальных параметров будущего объекта или качественно нового состояния существующего объекта.

Особенности стиля управления в медицинском учреждении

Создание и улучшение социально-психологического климата — это систематическая задача ежедневной работы любых руководителей.

Эффективность стиля управления зависит от особенностей организационной культуры подразделения и может проявляться в разном...

Управление профессиональной карьерой как способ повышения...

С точки зрения психологического аспекта профессиональная карьера рассматривается как

Проведение распродаж в целях повышения эффективности деятельности организации на примере ООО «Бауцентр рус».

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Сущность, структура и условия формирования профессиональной...

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы.

Задать вопрос