Социальные резервы, социальная диагностика и социальное проектирование в трудовом коллективе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 13.11.2015

Статья просмотрена: 461 раз

Библиографическое описание:

Скриган М. И., Кармызова Д. Д. Социальные резервы, социальная диагностика и социальное проектирование в трудовом коллективе // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 691-693. — URL https://moluch.ru/archive/102/23331/ (дата обращения: 21.10.2018).

 

 

Понятие «социальные резервы» возникло в социологии как результат оценки исследователей возможностей трудового коллектива выполнять свои функции — его совокупный потенциал — и реальный уровень использования, реализации этих возможностей. Потенциал коллектива, наряду с социальным включает в себя экономический, производственно-технический, организационно-управленческий, духовно-творческий потенциал, а также способность коллектива его реализовать сочетается с низкой включенностью коллектива в освоение, реализацию и развитие этого совокупного потенциала. Речь идет, прежде всего, о невостребованном социальном потенциале трудового коллектива, т. е. о его социальных резервах [4]. Социальные резервы отличаются от других (экономических, технических и т. п.) практической неисчерпаемостью. Чем активнее используются они в деятельности коллектива, тем более возрастает его социальный потенциал, способный к самореализации. Ведь основными резервоносителями являются люди, трудовые общности, коллективы [4].

Резервообразующие факторы целесообразно увязать с основными видами и формами жизнедеятельности трудовых коллективов: производственно-трудовой, социальной, общественно-политической и духовной. В соответствии с этим социальные резервы трудового коллектива можно представить в виде системы, состоящей из четырех подсистем жизнедеятельности: резервов производственно-трудовой деятельности, потребительской, общественно-политической и духовно-идеологической. В системной классификации социальных резервов также следует учитывать структуру конкретных резервоносителей. Речь идет о выделении по этому признаку социальных резервов индивида (рабочих, инженерно-технических работников, служащих, руководящего звена), трудового коллектива предприятия, цеха, участка и первичного коллектива бригады. По уровню социальной зрелости трудового коллектива различают резервы складывающегося (формирующегося) коллектива, стабильного — устойчиво функционирующего и самоуправляющегося, достигшего оптимального уровня и темпов развития. По характеру и направленности действия социальные резервы: локальные (местного воздействия), системные (способствующие функционированию коллектива как социальной ценности) и стратегические (ориентированные на гармонизацию социальных процессов в коллективе) [4].

В качестве главных компонентов социальных резервов в каждой из сфер деятельности трудового коллектива различают [1]:

        резервы личности — потребности в самовыражении, в творчестве, в управлении производственными и общественными делами, в овладении культурными и духовными ценностями; интересы, стремления, наклонности; знания, умения, опыт, организаторские способности, профессиональные навыки;

        резервы коллективности — единство, способность к разрешению конфликтов, лидерство, товарищеская взаимопомощь, сознательность;

        состояние социальной активности — самоуправление, самостоятельность, самодисциплина, предприимчивость и т. п.;

        факторы социально-экономического развития трудового коллектива — техническая среда;

        технико-производственные условия;

        экономические возможности развития производства;

        социально-классовая, профессиональная, демографическая структура, образовательный потенциал;

        социально-психологическая обстановка;

        организационно-управленческая обстановка;

        культура труда и производства.

Главные компоненты социальных резервов проявляются в конкретных коллективах как совокупности социальных характеристик и свойств (модулей или резервоносителей). Каждый из модулей может быть представлен в виде совокупности социальных показателей. Основными резервоносителям трудовых коллективов являются [4]:

        личностный потенциал работника;

        использование средств производства и результатов труда;

        предприимчивость;

        диапазон социального руководства, видение перспектив работы коллектива;

        творческое содержание труда, культура труда;

        включенность членов коллектива в управление;

        сплоченность коллектива;

        духовно-идеологический комплекс.

Такое понимание резервов предполагает социальную диагностику резервов на основе выделения показателей (индикаторов) социальной зрелости коллектива. Важное значение в области подъема социального потенциала имеет выявление следующих резервов [4]:

        демографических: сбалансированная расстановка и использование кадров, органичное сочетание мужского и женского труда, труда молодежи и работников более зрелого возраста;

        функциональных: уменьшение профессиональных заболеваний, улучшение условий труда;

        профессиональных: подготовка и переподготовка кадров;

        социально-психологических: повышение уровня сотрудничества и взаимопомощи, создание здорового психологического климата;

        управленческих: совершенствование форм и методов руководства;

        непроизводственных факторов в деятельности трудовых коллективов.

Социальная диагностика представляет собой анализ состояния объектов и процессов, выявления проблем их функционирования и развития. Социальная диагностика трудового коллектива подразумевает комплексное обследование состояния дел в трудовой организации, оценку «болезненных мест» в деятельности коллектива и выявления уровня сплоченности или напряженности в социальных отношениях [2].

На основе социальной диагностики определяется состояние каждой стадии социального развития трудового коллектива, его потенциал и социальный резерв. Единицей измерения в диагностике выступают конкретные модули [1]. Модули могут быть внешние (отношения с министерствами, городом, областью, страной в целом) и внутренние, т. е. внутренне коллективные. Так, для диагностирования личностного потенциала работника социальными критериями выступают: степень удовлетворения материальных и духовных потребностей членов коллектива за счет собственных источников, отношение к труду, инициатива, мотивация, степень использования личностного потенциала [1]. Разработка системы социальных показателей такого типа для каждого отдельного модуля дает возможность по совокупности критериев оценить степень социальной зрелости трудового коллектива и дифференцировать коллективы по этому признаку на три уровня: низкий, средний, высокий. При низком уровне социальной зрелости, комплекс мероприятий для реализации социальных резервов направлен на достижение уровня социальной стабилизации [5].

Значение диагностики в области социальных отношений и процессов определяется тем, что если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения социальной проблемы, то можно надеяться на благополучный ход протекающих процессов и положительные результаты [5].

На первом этапе социальной диагностики проводится [4]:

        выявление социально соотносительной нормы;

        сравнение с прежними результатами деятельности (свойствами и т. д.).

Второй этап включает анализ полученных измерений, классификация данных по интересующим признакам, цель которой — определение причинно-следственных связей. На основе полученной разнородной информации на третьем этапе происходит интерпретация данных [4].

Социальное проектирование представляет собой форму социального управления, сущность которого заключается в научно обоснованном конструировании системы социальных параметров будущего объекта или качественно нового состояния существующего объекта. Так, проектирование развития трудового коллектива на основе диагностики социальных резервов позволяет определить границы социального развития, а также средств их достижения [5]. При проектировании социальных объектов учитывается субъективный фактор, что во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры, т. е. необходимо помнить, что [6]:

        социальный объект противоречив;

        у социального объекта существует несколько путей развития;

        невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальной теории;

        на социальный объект влияет много объективных факторов;

        существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект, например, исследователь может по-разному оценить зрелость развития социального объекта и т. п.

Социальное проектирование дает возможность разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. [6]. Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности — создание с помощью информационного массива социальных проектов. Социальный проект представляет собой источник информации, предоставляющий знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы (возникает при целенаправленных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных). Социальный проект должен содержать систему общих параметров проектируемого объекта и систему параметров его подсистем, элементов, их связей [4]. Перспективная цель социального проекта — создание сбалансированных коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп.

Таким образом, для систематического анализа состояния социальной зрелости необходимо использовать систему мониторинга социальных резервов. Суть этой системы заключается в регулярных (годовых и промежуточных) измерениях резервов посредством методов социальной диагностики и построения моделей. Полученные результаты являются основой для социальной проектирования развития трудового коллектива [5].

 

 Литература:

 

  1.                Аверьянов, Н. Я. Социология: что она знает и может / Н. Я. Аверьянов // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://society.polbu.ru/averianov_sociology/ch26_all.html — Дата доступа: 03.10.2015.
  2.                Бутрим, Г. А. Социальная диагностика — важнейший технологический этап в решении социальных проблем / Г. А. Бутрим // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.simst.bsu.by/main/guide/butrim/20.pdf — Дата доступа: 02.10.2015.
  3.                Иванов, В. Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В. Н. Иванов // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vuzlib.org/beta3/html/1/4864/4887/ — Дата доступа: 02.10.2015.

4.                  Луков, В. A. Социальное проектирование / В. А. Луков // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-50161.html?page=8 — Дата доступа: 03.10.2015.

  1.                Лукашевич, М. П. Социология труда / М. П. Лукашевич // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://uchebnikionline.ru/soziologia/sotsiologiya_pratsi_lukashevich_mp/sotsialni_rezervi_sotsialna_diagnostika_sotsialne_proektuvannya_trudovomu_kolektivi.htm — Дата доступа: 03.10.2015.
  2.                Лысакова, Г. М. Управление социальным проектированием организаций / Г. М. Лысакова // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gendocs.ru/v35270/?cc=10 — Дата доступа: 02.10.2015.
Основные термины (генерируются автоматически): трудовой коллектив, социальное проектирование, резерв, социальная диагностика, социальная зрелость, коллектив, социальное развитие, социальный проект, совокупный потенциал, будущее желаемое состояние.


Похожие статьи

Социальное развитие персонала организации

Социальные условия труда. Социальная инфраструктура.

персонал, проект, цели организации, социальное развитие, проектирование, развитие персонала, технология, управление, развитие.

Влияние социально-психологического климата на...

социально-психологический климат, удовлетворенность трудом, трудовой коллектив, благоприятный социально-психологический климат, психологический климат, персонал организации, работа, коллектив, сотрудник...

Социально-психологический климат в организации и его влияние...

Совершенствование социально-психологического климата коллектива — это задача развертывания социального психологического потенциала общества и личности и создания наиболее благоприятного образа жизни людей.

Сущность и функции управления социальным развитием...

В термин «социальное развитие» входят такие части как: ‒ Социальные процессы, которые сопряжены с функционированием общественных отношений; ‒ Социальные процессы, которые определяются развитием общественных отношений

Социальное проектирование как средство профессионального...

социальное проектирование, профессиональное самоопределение, социальный проект, проект, адаптационный потенциал, роль организатора, решение проблем, общественная жизнь, выбор профессии, трудовая...

Условия и инструменты управления кадровым потенциалом...

потенциал, мотивационный потенциал, социально-психологический потенциал.

потенциал личности, кадровый потенциал, развитие персонала, инновационная среда, кадровый резерв, политика в области поддержки инициатив.

Определение социального эффекта от реконструкции...

Оценка социальной эффективности проводится с помощью системы показателей социальной эффективности инвестиционного проекта.

9) Развитие социальной сферы. В зависимости от сферы применения может быть рассчитан социальный эффект.

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного уровня...

Основные термины (генерируются автоматически): социальная...

Социальное взаимодействие (взаимосвязь личности с социумом, которая проявляется в социально продуктивной деятельности, общении, познании, результатом чего является развитие личности и изменение социальной среды). Таким образом, социальная активность...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Социальное развитие персонала организации

Социальные условия труда. Социальная инфраструктура.

персонал, проект, цели организации, социальное развитие, проектирование, развитие персонала, технология, управление, развитие.

Влияние социально-психологического климата на...

социально-психологический климат, удовлетворенность трудом, трудовой коллектив, благоприятный социально-психологический климат, психологический климат, персонал организации, работа, коллектив, сотрудник...

Социально-психологический климат в организации и его влияние...

Совершенствование социально-психологического климата коллектива — это задача развертывания социального психологического потенциала общества и личности и создания наиболее благоприятного образа жизни людей.

Сущность и функции управления социальным развитием...

В термин «социальное развитие» входят такие части как: ‒ Социальные процессы, которые сопряжены с функционированием общественных отношений; ‒ Социальные процессы, которые определяются развитием общественных отношений

Социальное проектирование как средство профессионального...

социальное проектирование, профессиональное самоопределение, социальный проект, проект, адаптационный потенциал, роль организатора, решение проблем, общественная жизнь, выбор профессии, трудовая...

Условия и инструменты управления кадровым потенциалом...

потенциал, мотивационный потенциал, социально-психологический потенциал.

потенциал личности, кадровый потенциал, развитие персонала, инновационная среда, кадровый резерв, политика в области поддержки инициатив.

Определение социального эффекта от реконструкции...

Оценка социальной эффективности проводится с помощью системы показателей социальной эффективности инвестиционного проекта.

9) Развитие социальной сферы. В зависимости от сферы применения может быть рассчитан социальный эффект.

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного уровня...

Основные термины (генерируются автоматически): социальная...

Социальное взаимодействие (взаимосвязь личности с социумом, которая проявляется в социально продуктивной деятельности, общении, познании, результатом чего является развитие личности и изменение социальной среды). Таким образом, социальная активность...

Задать вопрос