В современной традиционной культуре якутов вызывает большой интерес сохранившийся элемент в танцевальной культуре движения «Дьиэрэнкэй». Это движение несет в себе свою историю, значение и смысл. Но в современной хореографии в связи с модернизацией культуры, забываются истинные первоначальные значения движений, и их к сожалению начинают использовать не по предназначению.
Целью данного исследования является изучить семантику движения «дьиэрэнкэй» у якутов.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить термин
2. Изучить фольклорные тексты, где дается описание термина.
3. рассмотреть использование прыжков в современном сценическом танце.
Как пишет Г. В. Попов в этимологическом якутском словаре, «Дьиэрэнкэй» — это бег с подскоками на одной ноге (прыжки). Якутский национальный танец. Изображающий бег лошадей». С этим термином тесно связано название одного из основных божеств якутского пантеона — Дьөhөгөй, который является покровителем скотоводства. И этот факт не удивителен, так как якуты считаются скотоводческим народом.
Как всем известно, вербальная и не вербальная культуры связаны между собой, и поэтому неотъемлемым источником информации являются якутские мифы, сказки и олонхо. В которых описываются якутские танцы и движения. В якутском героическом эпосе «Кыыс Дэбилийэ» упоминается дьиэрэнкэй:
|
||
|
В этом же героическом эпосе также имеется аналогичное сравнение ступание человека с бегом лошади. Например? выражение:
Сэттэ уоннары туолбут
Симэх син эмээхситтер
Сиэлэн сэгэйэн иhэллэрин курдук…
Подобные семидяситилетним
Дряхлым старушкам Симэхсин,
Трусцой сменяющим — бегающим…
А теперь рассмотрим, кто начал впервые использовать танец «Дьиэрэнкэй». Ими являлись шаманы, так как шаманы являлись проводниками между верхним, средним и нижним мирами. После того как приносили жертвоприношение, шаман превращался в то животное, которое умерло и провожал его на тот свет в его обличие. Как мы уже раннее упоминали, якуты — это скотоводческий народ, культ лошади был не только в танцевальной культуре, но и в материальной и вербальной. По материалам Г. В. Ксенофонтова Айыы ойууну на празднике изображали самого коня, а помощник главного шамана — кутуруксут. Белый шаман надевал на себя лошадиную шкуру с гривой, ушами и т. д. Примеры почитания божества солнца в облике животного, можно найти практически во всех частях мира — в Древнем Египте, Передней Азии, Мексике, Южной, Юго-Восточной, Восточной Азии.
Но в современных якутских сценических танцах дьиэрэнкэй теперь используется практически во всех танцах с быстрым темпом. А именно рассмотрим на примере ансамбля «Молодость Эркээни» Хангаласского улуса. У них это движение используется в таких танцах как: Якутский молодежный, «Дьиэрэнкэй», «Дьохогой», «Узор», танец подснежников, «Күөлэкэчэн», «сардаана»(танец цветков лилии), «капельки». Детские танцы несут в себе веселый характер и быстрый темп музыки, поэтому в них стали использовать прыжковые движения «Дьиэрэнкэй». В наше время он ассоциируется с радостью и играми.
Из всех вышеперечисленных танцев, именно изображающим бег лошадей являются такие постановки как: «Дьиэрэнэкэй» (прыжки) и «Дьохогой» (танец лошадей), «Удаганки» (шаманы), танец «Шаманов». В танце подснежников дети изображают танец цветков, радости и весны. Все остальные танцы ни как ни связаны с лошадьми.
Как мы выяснили танец «Дьиэрэнкэй» изначально являлся обрядовым танцем, но со временем его стали использовать в многих других якутских танцах, но не по своему значению. В связи с введением нового в танцевальную культуру произошла трансформация и модернизация несущая эстетический характер, и это таким образом повлияло на то, что стали забываться истинные предназначения движений. И поэтому стоит обратить внимание не только на то, что забывается значение движения дьиэрэнэкэй, но и любых других традиционных танцевальных движений в танцевальной культуре якутов.
Литература:
1. Стручкова Н. А. Формирование кинетического компонента в ритуальной практике: На примере генезиса якутского кругового хороводного танца осуохай / Отв. ред. А. И. Гоголев. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. с. 234
2. Стручкова Н. А. Олонхо и основы кинетической культуры народа саха / Н. А. Стручкова. — Новосибирск: Наука, 2008. с. 119
3. Попов Г. В. Этимологический словарь якутского языка. — Новосибирск: Наука, 2003. с. 180
4. Жорницкая М. Я. Народные танцы Якутии. Изд-во: «Наука». М. — 1966. 166-с.
5. Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос. — Новосибирск: К97 ВоО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. с.330 — (памятники фольклора народов Сибири «Дальнего востока»).