В исторических преданиях и легендах якутов, нередко упоминается понятие хоһуун [1; 342], [2; 22]. Понятие как феномен распространен в северных и вилюйских районах Якутии. Этимология понятия остается до конца не изученной. В этой связи изучение темы позволит идентифицировать этнический элемент присущий предкам северных и вилюйских якутов.
Впервые определение понятию дает Э. К. Пекарский как характеризующего человека смелого, отважного, храброго и удалого. [3; 3526–3527].
Аналогичное определение дает Г. В. Ксенофонтов, но также на уровне лингвистических и этнологических исследований приходит к выводу, что термин не имел отношения к тунгусам, а особое явление в диалекте окраинных якутов и что наиболее полно оно употреблялось в средневековье [1, c. 344].
Определение понятию также дается в преданиях о сортолах, где имеет аналогичное значение с вышеприведенными определениями [4].В отдельной статье о племени сортол представлено предположение о принадлежности Чэмпэрэ-хосуна к этому племени [6; 240–244]
Локальность распространения понятия хосун возможно объясняется, тем, что в период освоения якутами этих районов хосунами называли людей подпадавших под вышеуказанные критерии определения в особенности охотников и воинов.
Необходимо отметить, что в условиях освоения якутами северных районов Якутии, происходили процессы смешения, вызвавшие смену некоторых аспектов жизни, которые особенно диктовались природно-климатическими условиями.
Отдельной особенностью атрибутики хосунов является наличие длинной косы с латаханом, а также особый набор доспехов и вооружения. Традиция ношения длинной косы было широко распространено в период средневековья и нового времени в Центральной и Восточной Азии. Вполне возможно, что данная атрибутика хосунов могла иметь культурные корни именно из этих регионов Азии.
Многие исследователи на уровне этнологических и лингвистических исследований приходят к выводу, что первыми переселенцами на севере могли быть первоначально якуты с характерными монгольскими культурными чертами [1; 248;217;230], [5; 79].
Аналогичное определение понятию хосун присутствует в системе военной терминологии монголов времен Чингисхана. Так, монгольское слово «хошун» от корня «хош» обозначала передовой отряд и авангард монгольского войска [8]. Существует, также теория о трансформации «хошун»в этноним «хошоут» [9].
Итак, понятие хосун возможно является монгольского происхождения, на что указывают схожесть с термином «хошун», атрибутики, а также утверждения исследователей по поводу происхождения носителей «хосунной эпопеи».
Литература:
1. Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар. Т.1, Якутск: Нац. Изд-во РС(Я), 1992.
2. Эргис Г. У. Исторические предания и рассказы якутов. М.: АН СССР, 1960. Ч. I.
3. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка Т. I. Вып. 1–4
4. Николаева А. Е., 1931 г. р., (82 лет), с. Илбенгя, Вилюйский улус, РС (Я).
5. Гоголев А. И. Этническая история народов Якутии. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004.
6. Николаев Н. А. Этногенез сортолов// Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири: Мат. IV меж.науч. конф.: Чита: 2013. — Ч.II.
7. Егоров А. В. 1969 г. р., (49 лет), с. Мэйик, Верхневилюйский улус, РС (Я)
8. Кручкин Ю. Н. Большой современный русско-монгольский — монгольско-русский словарь. М.: 2006
9. Авляев Г. О., Санчиров В. П. К вопросу о происхождении торгоутов и хошоутов в этническом составе средневековых ойратов Джунгарии. Элиста 1984.