Общество ставит все возрастающие требования физическому, интеллектуальному, творческому, духовному потенциалу личности школьника. Отрыв процесса обучения и воспитания народных корней приводит к духовному обнищанию. В связи с внедрением концепции обновления и развития школы наметилась позитивная тенденция совершенствования учебно-воспитательного процесса путем возрождения народных традиций воспитания. Г.Н. Волков рассматривает этнопедагогику, как педагогику свободы и любви, как науку национального спасения. Им сформирована золотая формула: «Без памяти исторической нет традиций, без традиций нет и воспитаний, без воспитаний нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа (исторической личности) (2). В основе всякой культуры – традиционная культура воспитания, национальное самосознание, национальное достоинство и честь.
Все новое это хорошо забытое старое. Общество в последнее время все больше сталкивается с проблемами духовно-нравственного обнищания на фоне материального благополучия, а это нарушение жизненной гармонии благополучного существования человечества. Сохранение многолетнего опыта предыдущих поколений, а также использования этого опыта играет огромную роль, ибо этот опыт собирался веками, и может быть использован бесконечно.
Музыкальный инструмент варган (греч. organon) распространен у многих народов земли на всех континентах. Имеет свой специфический размер, форму и в зависимости от этого своеобразное звучание. Он изготовляется из металла, дерева, кости. В музыкальной системе по способу крепления язычка инструмента к его корпусу подразделяется на две разновидности: идеологический и гетероклитический.
Идеологические варганы (деревянные, костяные, медные, изготовленные из цельного материала) имеют ареал распространения в основном в Азии.
Гетероклитические (с креплением язычка к основанию корпуса) – в Евразии, Америке, Африке.
Возраст этого музыкального инструмента окончательно еще не уточнен, но некоторые археологические данные в Центральной Азии, Японии, Северной Европе свидетельствуют, что варган имеет не одну тысячелетнюю историю (П. Фокс, В. Крейн, В. Бакс, Л. Тадагава).
По материалам музыковедов нашего столетия инструмент этот широко бытовал в VII – VIII вв. в Средней Азии и Швейцарии, в XIV – XV вв. в Швейцарии и Румынии. В Европе с XVI в. До настоящего времени варган занимает высокое место среди иерархии музыкальных инструментов.
Рис.1. Различные образцы варгана
Сохранилось множество исторических фактов об исполнителях XVII -XIX вв. Играли на варгане и интересовались им такие великие личности, как А. Линкольн и Петр Первый. В европейских странах варган имел свой «золотой век», продолжавшийся до 1850 г. С 1765 г. Австрийский и органист, учитель Л. Бетховена Иоганн Георг Альбрехтсбергер написал несколько симфонических концертов для варгана. Музыковедами той и поздней эпохи величайшим всех времен варганистом признан Карл Ойленштейн (1803-1890 гг.).
Существует любопытное наблюдение охотников о том, что дребезжание щепы обломленного ствола привлекает внимание медведя, то есть иногда медведь специально оттягивает одну из щепок обломленного ствола дерева и опускает ее после чего стоит и долго прислушивается к дребезжанию древесины. При чем, по мере его затухания медведь снова защипывает эту же щепку и возобновляет ее колебания. Этот процесс, как нам кажется, отдаленно напоминает принцип звукоизвлечения на деревянном хомусе. Вполне возможно, что таежным охотникам, способ музыцирования на деревянном хомусе и был подсказан наблюдениями за живой природой.
Живые традиции народной музыкальной культуры всегда способствуют сближению и взаимопониманию людей, благодаря тому, что язык музыки интернационален и по своей природе понятен человеку любой национальности. В частности, чарующие звуки варгана (хомуса), темиркомуза, готуза, пармупиля, пымеля, кумаза, и др., раздающиеся из разных континентов земли, имеют, словно магическую силу, объединяющую и настраивающую людей на творческое созидание.
Этот музыкальный инструмент дошел до наших дней из глубины веков благодаря якутским кузнецам. С незапамятных времен якуты славились искусными мастерами кузнецами. Об этом свидетельствуют многочисленные легенды, сказки и олонхо.
Как полагают ученые, уже в X – XII вв. у племен, являющихся предками якутов, было развито кузнечное ремесло.
В старину у якутов, вплоть до XIX в. существовали различные разновидности варгана: «КулуЬунхомус» (камышовый хомус), «Масхомус» (деревянный хомус). Но постепенно на первый план выходит «Тимирхомус» (железный хомус) и «Иккитыллааххомус» (двуязычковый хомус). Первые три из них были известны только до середины XIX в. Двуязычковый хомус также не получил широкого распространения, по-видимому, из-за неотработанности технологии изготовления и приемов игры. [3]
Из написанного мы пришли к выводу, что кузнецы уже с древних времен усовершенствовали хомус на протяжении веков.
Рис.2. Изготовление хомуса
Традиционный классический одноязычковый железный хомус, широко распространенный в республике, состоит из подковообразного ободка в виде пиры с суживающимися двумя «щеками». Известно, что мастера выбирали материал корпуса и язычка по твердости, которые определяют по тому, насколько поддается материал напильнику с мелким наждаком, при этом у каждого мастера выработано свое чувство металла. Корпус изготовляется обычно путем холодной ковки из более мягкого материала, чем язычок. Ковка называется с позиций металловедения «холодной» даже когда заготовка нагревается до 600°С; ниже этой температуры не происходят так называемые рекристаллизационные процессы, т.е. после обработки металл продолжает сохранять полученные свойства. С позиций обеспечения звучания хомуса весьма важен выбор, материал язычка должен быть достаточно упругим и обладать достаточно высокой твердостью, в то же время не быть хрупким и обладать высокой сопротивляемостью малым пластическим деформациям. Якутские кузнецы при изготовлении языка хомуса следуют, в основном, двумя путями:
1. Путь, наиболее сложный требующий ярко выраженного чувства металла: выбирают металл, который нужно ковать, подвергать закалке в определенной среде, отпускать до требуемых механических характеристик;
2. Выбирают металл, уже имеющий соответствующие механические характеристики, доводят его до необходимых размеров и формы язычка (например, часто применяют ножовочные полотна, металл косы для кошения травы и т.д.). При этом требует минимальная термическая обработка, но опять-таки требующая достаточно развитого чувство металла. По нашему мнению, древние кузнецы, мастера в основном выбрали первый путь, так как в то время не было электрических точил. А ручное точило требовало много времени, поэтому они ковали и подвергали закалке язычок.
После изготовления корпуса и язычка серьезное значение имеет подгонка их друг к другу и способы крепления язычка к корпусу. Нарушением форм подгонки, соотношений зазоров между «губами» корпуса и язычком, неудачным креплением язычка к корпусу можно растерять все преимущество, которое добивались при механической и термической обработках язычка и корпуса.
Рис.3.Основные части хомуса
Основным требованием, предъявляемым к корпусу хомуса, является его достаточная прочность и массивность кольца для того, чтобы сделать к нему надежное крепление язычка, которое не должно ослабевать со временем, при этом важно соблюдать форму и размеры, пропорции, как корпуса, так и язычка, а также очень точно нужно подогнать язычок к «губам» корпуса, строго сохраняя определенный зазор. Загнутая на конце в прямой угол часть вибрирующей пластинки называется хохуора «птичка», на кончике которой имеется эминнэх «круглое ушко». Именно это крохотное отверстие (ушко) служит для настройки инструмента. В него закладывается кусочек свинца, и миллиграммовое уменьшение его веса путем скобления способствует изменению (увеличению) частоты колебания язычка. Так достигается искомое звучание хомуса. [4]
За последние годы якутский хомус претерпел серьезные изменения, как в отношении внешних конструктивных элементов, так и в части музыкальных качеств. Этому способствовали разные обстоятельства.
Во-первых, виртуозы-исполнители за сравнительно короткий срок резко расширили диапазон исполнительского мастерства, открыли широкий простор для творческой фантазии и сочинительской деятельности.
Во-вторых, мастера-умельцы начали приоткрывать технологические секреты старых ремесленников.
В-третьих, хомусное искусство возрождается в атмосфере повышенного интереса к народной фольклорной музыке. В результате этих позитивных процессов созданы различные варианты сольных элементов: двуязычковые и тонированные хомусы на шарнирах, укомплектованные в цельный блок, а также специальные детские и концертные хомусы. Каждый умелец создает свою собственную модель конструктивного решения по виду и внешним признакам хомуса профессионалы-исполнители узнают почерк мастера кузнечного производства. Отдельные ремесленники технику и технологию изготовления инструмента доводят до ювелирного совершенства. Среди изготовителей якутских хомусов особым уважением и почетом пользуются мастера, создающие «говорящие» и «певучие» инструменты. По всей республике огромной популярностью пользуются хомусы М.И. Гоголева (с. Майя Мегино-Кангаласского района), Н.П. Бурцева (с. Соттинцы Усть-Алданского района), И.Ф. Захарова (г. Вилюйск Вилюйского района), П.М. Борисова (с. Верхневилюйск Верхневилюйского района). Каждый имеет свой тип модификаций, свой способ закаливания, только ему присущий художественно-эстетический вкус.
И.Е. Алексеев, став признанным мастером, обратился к изучению мастерства якутских кузнецов. Доверительные и творческие отношения сложились между Иваном Егоровичем и признанными старыми мастерами. И Семен Иннокентьевич Гоголев – Амынньыкы Уус, и учитель физики Николай Петрович Бурцев, и мастер-ювелир Иван Федорович Захаров –Кылыадьы Уус относились и относятся к Ивану Алексееву с особой почтительностью. Яркому таланту, к тому же еще и ученому, они всецело доверяли тайны своего ремесла, охотно показывали технологические приемы и секреты изготовления якутского хомуса. О каждом из них Иван Алексеев рассказывает часами.
Более двадцати лет Алексеев пользуется инструментом С.И. Гоголева. Все записи широко известных его выступлений записывались именно с его хомусом. С хомусом Амынньыккы он побывал во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. Старые мастера-изготовители хомуса всегда дорожили мнением Ивана Егоровича, и поэтому я хочу привести профессиональную оценку, данную Иваном Егоровичем трем известным мастерам хомусного производства.
«Более 50 лет славится талантливейший мастер Семен Иннокентьевич Гоголев, автор нескольких тысяч «певучих» хомусов традиционного образца, широко распространенных как музыкальный инструмент в нашей стране и за рубежом. Основным достоинством гоголевского хомуса является простота формы при соблюдении классических пропорций деталей, что способствует его «певучести». С именем С.И. Гоголева связано возрождение хомусного искусства в республике и варганной музыки в нашей стране, поскольку большинство известных хомусистов создают свои импровизации, композиции, пьесы именно на гоголевском инструменте.
Учитель труда Соттинской школы Николай Петрович Бурцев был инициатором, создания усовершенствованных, эстетическипривлекательных, но в то же время звучных хомусов. С годами его хомусы, основанные на расчетах закона упругих тел, акустики, стали отличаться высокой тональностью, а при настройке — своеобразной тембральностью. Хомусы Н.П. Бурцева экспонировались на различных выставках, в том числе и в Монреале. На бурцевских хомусах играют преимущественно девушки и женщины, они весьма удобны для использования в различных ансамблях.
Известный ювелирный мастер Иван Федорович Захаров в настоящее время, развивая идеи и творческий опыт своих предшественников, все свои знания и умения отдает изготовлению хомуса. Он, прежде всего, вместо ковки металла внес технологию литья корпуса инструмента из латуни, серебра и железа. И, наконец, И.Ф. Захаров остановился на оптимальном варианте корпуса из латуни с примесями железа. Хомус с таким корпусом и стальным язычком издает нежные звуки с мягкими обертонами. И с эстетической стороны захаровские хомусы стали весьма привлекательными. Иван Федорович – автор множества сувенирных хомусов, специально изготовленных для выставок и музеев. А массовые сольные его хомусы пользуются большим спросом. Кроме одноязычковых хомусов, И.Ф. Захаров возродил и двуязычковый, который постепенно входит в творческий арсенал якутских хомусистов-импровизаторов».
Иван Егорович Алексеев на основе личной коллекции варганов народов мира, неоднократных встреч с мастерами-кузнецами других стран изучает технологические и структурные особенности якутского хомуса. В это сложное и тонкое дело в качестве научных консультантов он привлекает специалистов разного профиля. Особенно плодотворны и перспективны совместные работы с членом-корреспондентом академии наук России, председателем научного Центра Якутии В.П. Ларионовым. Владимир Петрович исследует металлографические структуры якутских хомусов, вариативность их конструктивных особенностей.
Искусству хомусных мастеров серьезное внимание уделяют и другие ученые, в основном молодые. Видимо, будут и другие исследователи, возможно и мирового уровня. Но во всех этих научно-творческих изысканиях будет значительна роль первого исследователя якутского хомуса – ученого И.Е. Алексеева. [3]
Разрабатывая данный проект, мы задались целью привлечь внимание и интерес школьников к одной из древнейших промыслов наших предков, опираясь на гипотезу воспитания школьников на народных традициях. Понимая эффективность этих методов, в ходе разработки провели исследование знаний и представлений обществом по отношению к хомусу. Изучили проблемы, сделали обобщение, обзор соответствующей литературы и пришли к выводам что:
1. Данная тема мало освещена в средствах информации, в основном поверхностная информация.
2. Мало русскоязычной литературы, упоминающей хомус.
На основе полученных сведений узнали:
1. Нет абсолютно одинаковых хомусов, особенно среди кустарно изготовленных изделий.
2. Один и тот же хомус звучит по-разному у разных людей, в виду индивидуальности физиологии каждого человека в частности движения рук, строения челюстей, зубов, гортани, дыхательных путей и музыкального слуха.
В ходе разработок вывели условно статистические размеры якутского хомуса на основе данных также решили задачи:
1. Сущности эстетического воспитания на традициях народов Саха;
2. Привлечение школьников к изучению народных традиций саха в русскоязычной школе;
3. Привлечение и усиление заинтересованности школьников к изучению информации по материальной и духовной культуре;
4. Повышение интереса учащихся к мастерам по изготовлению хомуса.
Литература:
- Аржаков Н.Н.-БолоУус «Амынньыксымичээрэ» хомусуустарыыкурэhэ (Аржаков Н.Н.Дьокуускай: 2014. – 40 с.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. Для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176с.
- Уткин К.Д. Железоделательное производство якутов. ЧИФ «Ситим», Якутск, 1994.
- Уткин К.Д. Голосом живой природы. – КИФ «Ситам», Якутск, 1993.
- Уткин К.Д. Культура народа Саха: Этнофилософский аспект /Художник М.Г. Старостин – Якутск: Бичик, 1998 – 368с.
- Христофоров Иван Ильич. Пособие по изготовлению Якутского музыкального инструмента хомус – И.И. Христофоров – УусКириhээн; (авт. предисл. Г.Д. Семенова) – Якутск, 2011 – 48 с.
- Шишигин С.С. Играйте на хомусе. ЦИТИД. г. Покровск, 2003г.
- Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. — М., 1974.
- Борисов Е. Сатауустарын туhунан. – Газ «Коммунизм Суола» (Путь к коммунизму), 1961
- Боло С.Н. Прошлое якутов до прихода русских на Лену. — М., 1938.
- Гоголев З.В. Якутия на рубеже XIХ-ХХ вв. – Новосибирск, 1970
- Емельянов Н.В. Сюжеты Якутских олонхо. – М., 1980. – с 341.
- Константинов И.В. Ранний железный век Якутии. – Новосибирск, 1976.
- Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII в. -Якутск, 1971