Повышение эффективности и качества образования — одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития. Приоритеты государственной политики в сфере образования определены для каждого уровня образования.
Ключевые слова: система, образование, бюджет, финансы, совершенствование, концепция, реформа, эффект.
Improving the efficiency and quality of education is one of the basic directions of realization of the state policy, the General frame of those systemic changes that will contribute to the solution of socio-economic development. The priorities of the state policy in the sphere of education are defined for each level of education.
Key words: system, education, budget, Finance, development, concept, reform effect.
В результате использования затратного, ориентированного только на издержки, государственного механизма финансирования образовательной отрасли, проявились следующие тенденции: сохранение избыточной образовательной сети (при крайне высоких удельных затратах в малокомплектных школах), рост числа школьных преподавателей при уменьшении численности учащихся и острой нехватке средств на ремонт и учебные пособия, хроническое недофинансирование отрасли и отсутствие необходимого материально-технического уровня в большей части учебных учреждений [3].
Все вышесказанное стало основной проблемой на пути совершенствования системы образования и вызвало острую необходимость в проведении реформы отрасли, которая осуществляется сегодня наряду с реформированием всей бюджетной системы государства. В числе ее основных задач — изменение системы финансирования в рамках программно-целевого планирования бюджета в целом и разработка новых подходов к финансированию каждого образовательного учреждения с учетом изменения его типа (казенное, бюджетное или автономное образовательное учреждение) [3].
На данный момент необходимая нормативная база федерального уровня, которая обеспечивала бы основу для дальнейшего развития системы образования, отсутствует. Действующий Закон об образовании не отвечает современным требованиям и не способен эффективно регулировать отношения в сфере образования. Новый нормативный документ ещё не вступил в юридическую силу, поэтому данный период можно характеризовать как переходный от одной системы финансирования системы образования к новой, находящейся в доработке.
Для того чтобы повысить эффективность механизма финансирования необходимы структурные реформы, направленные как на рационализацию бюджетных расходов, так и на оптимизацию внебюджетного финансирования и привлечение других источников [7].
Расходы на образование, начиная с 1999 г. растут опережающими темпами по сравнению с общим темпом роста бюджетных расходов, т. к. понятно, что основная цель реформы в сфере образования — повышение его качества и доступности — не может быть решена без увеличения бюджетных расходов. Система финансирования образования должна коренным образом измениться, иначе результаты такого роста могут оказаться ничтожными. Важно разработать эффективный механизм привлечения в отрасль частных инвестиций. Для этого необходимо развивать систему образовательного кредитования для поступающих в вузы, использовать целенаправленную политику привлечения средств из внебюджетных источников, отсутствующую в большинстве школ. Необходимо использовать все имеющиеся ресурсы, для повышения эффективности расходования средств с ориентацией на конечный результат — на выполнение государственного задания [5].
В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в России планирование бюджетных расходов должно происходить на основании оценки результативности бюджетных расходов, ориентированных на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов. Оценка эффективности бюджетных услуг предполагает сопоставление полученных результатов с ресурсами, затраченными на их достижение. Повышение экономической эффективности заключается в сокращении расходов при сохранении прежнего объема услуг или увеличении объема услуг при сохранении того же объема финансирования. Кроме того, необходимо оценивать и социальную эффективность как соотношение достигнутого социально значимого результата и потраченных ресурсов. Оптимизация механизма управления бюджетными ресурсами сводится к переходу от ассигнований на текущее содержание учреждений образования к финансированию оказываемых ими услуг на основе государственного задания учредителя. Государственное задание должно связывать показатели объемов и качества услуг с размерами направляемых на эти цели средств бюджета соответствующего уровня [6].
Ключевыми для реформы образования приоритетами наряду с общими для всей социальной сферы задачами реформирования бюджетных учреждений и формирования системы стимулов можно выделить [7]:
1) повышение эффективности расходования бюджетных средств;
2) реструктуризация сети учреждений образования (прежде всего сельских и малокомплектных школ);
3) эффективная конкуренция учреждений образования, основанная на принципе «деньги следуют за учеником»;
4) открытость процесса бюджетного финансирования.
Основными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:
1) введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования;
2) последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений;
3) выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;
4) достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования;
5) развитие механизмов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований с учетом требований модернизации образования;
6) обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней;
7) введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования;
8) создание системы государственного образовательного кредита для отдаленных территорий;
9) обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности;
10) создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых;
11) расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения;
12) создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных, медико-оздоровительных центров;
13) поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений.
Ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов, повышения экономической эффективности образовательных учреждений.
С принятием нового законодательства, связанного с изменением принципов разграничения бюджетных полномочий и реформой административной системы, меняется и представление о бюджетных нормативах финансирования в образовании. Законом вводится новый порядок, при котором финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных образовательных учреждениях должно идти путем выделения целевых субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации государственного стандарта общего образования. Субвенции должны выделяться в соответствии с утвержденными законами субъектов РФ нормативами расходов на реализацию государственного стандарта общего образования. Суть предлагаемых изменений в законодательстве состоит в том, что предоставление общего образования — полномочие субъекта федерации, которое исполняется местным уровнем.
Литература:
1. Александрова О.А. Образование: доступность или качество — последствия выбора//Знание. Понимание. Умение. — 2013. — № 2. — С. 83–93.
2. Большаков М.С., Васильев Ф. П. Функционирование государственных органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием//Административное право и процесс. — 2012. — № 6. — С. 20–22.
3. Братановская М.С. Общественная система управления образованием: правовые основы организации и деятельности //Вестник Саратовской государственной академии права. — 2013. — № 3 (73). — С. 60–63.
4. Бурлакова И.И. Управление качеством образования как объект правового регулирования// Право и образование. — 2014. — № 2. — С. 18–23.
5. Гуревич П.С. Личностный аспект образования //Знание. Понимание. Умение. — 2013. — № 2 — С. 98–102.
6. Дубровина С.Ю. Государственное управление в сфере образования //Право и образование. — 2014. — № 3. — С. 76–82.
7. Щербак Е.Н. Становление и развитие управления образованием в России //Образование и право. — 2014. — № 4 (8). — С. 6–22.