Предложения по совершенствованию административно-правового регулирования системы общего и дополнительного образования в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 03.02.2016

Статья просмотрена: 2176 раз

Библиографическое описание:

Дуброва, А. Н. Предложения по совершенствованию административно-правового регулирования системы общего и дополнительного образования в Российской Федерации / А. Н. Дуброва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 686-688. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25776/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей. Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Собственно опора на содержание основного образования и является главной ролью развития дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.

Другая важная роль дополнительного образования детей — его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. [1, с. 57]

С этим положением тесно связана еще одна отличительная роль системы дополнительного образования детей — компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного».

Эмоциональная насыщенность — еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие ребенка. [2, с. 37]

Дополнительное образование детей выполняет еще одну важную роль — расширяет культурное пространство школы. Культурологический подход к образованию дает возможность противостоять перенасыщению ребенка информацией и, как следствие, обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно-исторического опыта, разобщению поколений, утрате традиций.

Особое место имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Роль дополнительного образования — помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаше можно встретить различные курсы практической направленности (вождение автомобиля, ремонт теле — и радиоаппаратуры, вязание, дизайн, и др.). Еще больший успех, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством, азами бухгалтерского учета и т. п.).

Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Таковы основные особенности дополнительного образования детей, развивающегося в условиях общеобразовательного учреждения. Совершенно очевидно, что во многом они перекликаются с теми положениями, которые характеризуют деятельность учреждения дополнительного образования детей, однако есть все основания говорить об особенностях развития дополнительного образования детей в школе.

На практике значительное число муниципальных образований не имеют достаточных ресурсов для финансирования учреждений дополнительного образования детей. Для органов местного самоуправления характерны недостаточность управления и выстраивания долгосрочной политики, механизмы учета заказа местного сообщества не выстроены. Остаточный принцип финансирования на местах не обеспечивает достаточных условий для развития, материально-технического оснащения учреждений. [3, ст. 10]

Вопросы модернизации и дальнейшего развития системы образования связаны, в первую очередь, с вопросами создания и развития культурно-образовательной среды. В решении этой проблемы мощным инструментом является дополнительное образование детей. Поэтому необходимо выстраивать сетевую инфраструктуру для дополнительного образования детей. Возрастает также необходимость в выстраивании и обустройстве дистанционных технологий предоставления услуг дополнительного образования детей, повышающих доступность этих услуг и расширяющих охват детей услугами дополнительного образования.

Актуальным представляется легализовать в качестве организационно-финансовой основы в дополнительном образовании деятельность (вид деятельности), а не программу. Для этого, вопреки расхожему мнению, на самом деле есть адекватные формы финансирования образовательных организаций в рамках 83-ФЗ — финансирование не услуг, а работ. В этом случае нормативно-подушевое финансирование останется возможным, но создаст абсолютно иные эффекты в системе дополнительного образования детей. Муниципальные (государственные) работы как объект финансирования позволяют легализовать непрограммный подход к регламентации основной деятельности организаций дополнительного образования детей.

Негативный опыт ряда субъектов РФ показывает пример неэффективного управления организациями ДОД. Так примерами деятельности отдельных руководителей служат: требования медицинской справки для возможности занятий подростка в клубе общения, шахматном кружке или кружке квиллинга-бумагопластики, требование заявления от родителей, злоупотребляющих алкоголем, что не предусмотрено законодательством РФ. [4, с. 13]

Таким образом, на сегодняшний день очевидной представляется необходимость внесения изменений в действующий порядок ДОД: потребовались годы для осознания и принятия того факта, что дополнительное образование детей — это «образование», ядром которого является регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях разных типов.

Предложения по улучшению законодательства: поправка к пункту 3 приложения Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г., внести в число направлений деятельности учреждений ДОД пункт о доступности для всех категорий детей, и соответственно поправку к пункту20 приложения Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. увеличивать состав платной группы дополнительного образования за счет включения туда на безвозмездной основе одного ребенка из многодетной семьи. [5, с. 13]

Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.

 

Литература:

 

  1.              Голованов В. П. Ценности дополнительного образования детей на современном этапе // Воспитание школьников. 2010. № 8. С.57–62;
  2.              Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сборник научных трудов / Редколлегия: М. Б. Коваль и др. М., 2009. 107 с.;
  3.              Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст.10, п.6. // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».;
  4.              Дополнительное образование детей в Российской Федерации. Сборник нормативно-правовых документов. М.: Наука, 1995. 68 с.$
  5.              Семенов Г. С. О проблемах модернизации системы дополнительного образования детей // Воспитание школьников. 2011. № 2. С.13–16;
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование детей, дополнительное образование, общеобразовательное учреждение, особенность развития, приложение Приказа Министерства образования, развитие, ребенок, Российская Федерация, Россия, создание условий.


Похожие статьи

Основы нормативно-правового обеспечения в сфере водоснабжения и водоотведения

Конституционно-правовые основы защиты прав педагогических работников в Российской Федерации

К вопросу о принципах международного сотрудничества и взаимодействия государств в сфере уголовного судопроизводства

Особенности становления и развития правосудия в Российской Федерации

Правовое регулирование общего и дополнительного образования в Российской Федерации

Теоретические основы и принципы организации и функционирования государственно-частного партнерства в процессе реализации жилищной политики государства

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации

Особенности бухгалтерского учета процессов инновационной деятельности и рекомендации по его совершенствованию

Принципы правового статуса личности в Российской Федерации

Административно-правовой режим государственной тайны Российской Федерации. Проблемы правового регулирования и пути их решения

Похожие статьи

Основы нормативно-правового обеспечения в сфере водоснабжения и водоотведения

Конституционно-правовые основы защиты прав педагогических работников в Российской Федерации

К вопросу о принципах международного сотрудничества и взаимодействия государств в сфере уголовного судопроизводства

Особенности становления и развития правосудия в Российской Федерации

Правовое регулирование общего и дополнительного образования в Российской Федерации

Теоретические основы и принципы организации и функционирования государственно-частного партнерства в процессе реализации жилищной политики государства

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации

Особенности бухгалтерского учета процессов инновационной деятельности и рекомендации по его совершенствованию

Принципы правового статуса личности в Российской Федерации

Административно-правовой режим государственной тайны Российской Федерации. Проблемы правового регулирования и пути их решения

Задать вопрос