На сегодняшний день в глазах международного сообщества вокруг России и стран СНГ сложилась непростая геополитическая ситуация. Под угрозой кризиса стоят внешнеторговые отношения между Россией и странами мира, что влечет за собой отсутствие гарантий надежности работы с российскими компаниями. Зарубежные компании ставят под сомнение отправку грузов в Россию и страны СНГ на тех же стандартных условиях, что и в другие страны мира — а именно условия гарантии сохранности грузов, страхования ответственности за продукцию перед своими клиентами, а также юридической защиты между контрагентами.
Характерная для стран постсоветского периода стагнация, падение объемов перевозок, связанных с политической ситуацией в стране, отток инвестиций в производство и развитие экономики влечет за собой разорение небольших логистических компаний и экспедиторов. Для предотвращения подобных сценариев в зарубежных странах активно практикуются бизнес-альянсы.
Ключевые слова:логистика; логистические компании; логистические экспедиторы; бизнес-альянс; стратегический альянс.
На сегодняшний день в глазах международного сообщества вокруг России и стран СНГ сложилась непростая геополитическая ситуация. Под угрозой кризиса стоят внешнеторговые отношения между Россией и странами мира, что влечет за собой отсутствие гарантий надежности работы с российскими компаниями. Зарубежные компании ставят под сомнение отправку грузов в Россию и страны СНГ на тех же стандартных условиях, что и в другие страны мира — а именно условия гарантии сохранности грузов, страхования ответственности за продукцию перед своими клиентами, а также юридической защиты между контрагентами. Для многих иностранных компаний Россия — зона высокого риска, где срываются сроки поставки продукции, аннулируются контракты, меняются цены на поставку в процессе транспортировки. Однако российский рынок остается высоко ориентированным на импорт, что является немаловажным фактором для увеличения интереса со стороны иностранных бизнесменов. Но все-таки иностранные компании доверяют только крупным проверенным крупным корпорациям стран ТС, что делает большинство экспедиторских компаний России неконкурентоспособными. [В. И. Воронов, А. В. Воронов, В. А. Лазарев, В. Г. Степанов. Международные аспекты логистики (учебное пособие). — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002 г. Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) — 34–37 с.]
Характерная для стран постсоветского периода стагнация, падение объемов перевозок, связанных с политической ситуацией в стране, отток инвестиций в производство и развитие экономики влечет за собой разорение небольших логистических компаний и экспедиторов. Для предотвращения подобных сценариев в зарубежных странах активно практикуются бизнес-альянсы. Одним из самых известных стратегических альянсов является альянс корпорации General Motors с автомобильными компаниями и поставщиками из Европы, Азии, и также Латинской Америки. Данный союз позволил не только улучшить продвижение продукции General Motors на зарубежный рынок, но и преобразовал его бизнес.
Для российских логистических компании важен стратегический альянс с иностранными компаниями для того, чтобы быть конкурентоспособными с крупными корпорациями. Союз позволит создать единую площадку для встреч и переговоров на территории «рынка сбыта», позволит определить и соединить цели бизнес-партнеров из различных стран и регионов, даст возможность оптимизировать цепочку поставок и сократить издержки на транспортировку и хранение готовой продукции. Большинство российских логистических компаний не решаются вступить в подобные бизнес-альянсы из-за отсутствия понимания целей партнеров и возможности полученных выгод. [Воронов В. И. Международная логистика. Электронный ресурс. ГУУ. Москва. 2004–2014 г.г.]
Для того чтобы положительный эффект вступления компании в стратегический альянс превалировал над отрицательным, необходимо учитывать следующие моменты:
- партнер по стратегическому альянсу должен быть совместимым с данной компанией;
- наиболее успешные альянсы характеризуются тем, что оказываемые логистические услуги на рынке партнера дополняют услуги данной компании, а не конкурируют с ними;
- не следует ждать от альянса немедленной отдачи, во многом результат зависит от доверия, существующего между компаниями;
- при заключении стратегического альянса рекомендуется быстро и детально ознакомиться с основными идеями и практикой партнера;
- стратегический альянс необходимо рассматривать как временное соглашение между партнерами, если он становится невыгодным, его целесообразно сразу же расторгать.
Так, в качестве одного из примеров возможностей коопераций в бизнесе был основан первый Российский Международный Альянс Associated Cargo Experts (ACEX), объединяющий независимых российских и иностранных экспедиторов, с целью развития совместного бизнеса, связанного с логистикой и таможенным оформлением на территории России и СНГ. В Альянс вошли как иностранные транспортно-экспедиторские компании, заинтересованные в развитии бизнеса в РФ и СНГ, так и транспортные компании из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на Дону, Новороссийска, Екатеринбурга и других ключевых транспортных регионов. Среди международных партнеров Альянса такие крупнейшие международные транспортные ассоциации, как WFA (World Freight Alliance), ACG(AirCargoGroup), WCM (Worldwide Cargo Marketing).
Целью альянса ACEX является помощь экспедиторским компаниям в формировании логистической цепочки поставок, а также обеспечение достойной конкуренции крупным иностранным глобальным корпорациям. [5]
Литература:
1. В. И. Воронов, А. В. Воронов, В. А. Лазарев, В. Г. Степанов. Международные аспекты логистики (учебное пособие). — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002 г. Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) — 67 с.
2. Воронов В. И. Международная логистика. Электронный ресурс. ГУУ. Москва. 2004–2014 г.г. — 700 с.
3. В. А. Лазарев, В. И. Воронов. Трансграничная логистика в таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана (учебное пособие)
4. Первый российский международный логистический альянс ACEX Alliance. http://www.dk.ru/firms/98672798/news/236831028
5. http://www.dk.ru/firms/98672798/news/236831028