Совершенствование таможенно-логистических систем | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Расколенко, В. А. Совершенствование таможенно-логистических систем / В. А. Расколенко, О. А. Немченко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/219/11362/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время большое количество фирм совершенствуются и представляют собой открытые или «сквозные» системы, подразумевающие широкое использование таможенной логистики при совершении внешнеторговых операций. Благородя развитию логистической инфраструктуры, пропадает барьер, который разделяет производственную и хозяйственную сферы в техническом отношении. Главную роль в развитии рынка услуг играют таможенно-складские и таможенно-логистические услуги, которые в свою очередь имеют большое значение при определении стоимости сырья и конечного продукта.

Рыночная экономика постоянно эволюционирует, изучаются новые формулы и методы развития таможенно-логистических систем и их инфраструктуры. Стоит отметить тот факт, что большой эффективностью обладает создание регулируемого рынка таможенно-логистических услуг с применением информационных технологий, связанных с перевозкой, хранением, перераспределением грузов, для передачи информации заказчикам. При этом большую роль играет именно эффективное управление товарными, информационными и материальными потоками таможенно-логистических терминалов. Использование таможенной логистики существенно облегчает взаимодействие международных организаций и фирм при перемещении товаров через таможенную границу, повышает рентабельность предприятий, а также дает возможность расширить круг обслуживаемых объектов, увеличивает ассортимент и привлекает большое количество новых заказчиков. При этом развитие экономики влечет за собой расширение внешнеторговых потоков, реализацию транзитного потенциала РФ, которые требуют современных подходов к развитию транспортных услуг, расширенному использованию логистики.

В современной науке существует несколько понятий логистики, рассмотрим более значимые:

Логистика в широком понимании — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, хранением и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до про производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, и материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации [1].

Таможенная логистика — это раздел логистики, обеспечивающий доставку грузов между странами и направленный, в том числе, наоптимизацию внешнеэкономической деятельности [2].

Проанализировав данные определения, можно сделать вывод, что таможенная логистика это одна из составляющих логистики, которая отвечает за каждое звено в логистической цепи, от сырья до конечного потребителя.

Таможенный логист осуществляет управление материальными потоками на протяжении всей цепи с расчетом всех затрат, издержек и составлением маршрута до конечного потребителя.

К основным задачам логистики можно отнести оптимизацию взаимодействия различных видов транспорта, сокращение времени простоя техники, сокращение логистических издержек, повышение качества логистических услуг и др. [3].

Логистика внешнеэкономической деятельности — наука об управлении материальными и связанными с ними документальными, финансовыми, информационными и другими потоками в рамках международного обмена товарами с целью эффективного использования всех видов ресурсов [4].

Рассмотрим основную таможенно-логистическую цепь, применяемую ко всем товарам, пересекающим таможенную границу.

Рис. 1. Таможенно-логистическая цепь

В зависимости от области функционирования материальный поток проходит определенные стадии. В момент оформления сделки поток обозначатся как «товар», который сопровождают пакетом документов (контракт, договор и др.). Финансовые потоки представляют собой информационные данные, которые характеризуются набором классификаторов, сведений о товаре. Для доставки «товаров» на склад фирмы и растаможивания используются посредники: экспедитор и таможенный представитель. Экспедитор, принимая «товар» к перевозке заключает договор, в котором используется понятие «груз». Основными документами на данном этапе являются перевозочные грузовые накладные, грузовые манифесты, различные перевозочные(коммерческие) документы, которые составляют в совокупности документальный поток международной перевозки, который также сопровождают соответствующие финансовые и информационные потоки [5].

В логистической цепи могут решаться следующие задачи: выбор экспедитора и таможенного представителя, замена нескольких посредников одним, расчет издержек, построение маршрута, временные затраты, издержки на складирование товаров и др.

Формирование логистических цепей в информационные, материальные и финансовые потоки несет в себе большое значение, так как большинство организаций привыкли к традиционному подходу организации производства, который значительно отличается от логистического и рассматривает звенья логистической цепи как отдельные части производства.

Одной из главных проблем таможенно-логистических систем на современном этапе является отсутствие информационных систем всех субъектов логистической цепи, которые позволили бы уменьшить уровень издержек и повысить качество предоставляемых услуг в заданные сроки с использованием оптимального маршрута, в нужную точку.

На основе рассмотренных данных можно предложить вариант оптимизации логистической системы, который будет включать в себя несколько элементов.

При этом следует отметить, что совершенствование информационной инфраструктуры повысит показатели эффективности деятельности таможенных органов за счет создания информационной базы подчиненной ЕИАС ФТС России. Данная база будет предусматривать заполнение электронного документа, с последующим отправлением данных на сайт ФТС России в раздел предварительного информирования при условии заполнения всех данных.

Информационная система будет включать в себя следующие элементы:

– сведения о договорах и контрактах, датах их подписания;

– сведения об экспедиторах и таможенных представителях, участвующих в данной логистической операции;

– сведения о логистической цепи, маршруте, материальном потоке;

– сведения об изменениях в случаях форс-мажорных ситуациях (разгрузка, перегрузка, перевалка товаров)

– сведения о звене логистической цепи, на каком этапе находиться выполнение договора, сроки окончания поставки.

Все данные, которые будут отображаться в данной информационной базе, могут заполняться как таможенным логистам (сведения о договорах, этапе выполнения заказа, сроки) так и должностным лицом таможенного органа (перемещение через таможенную границу, помещение под выбранную таможенную процедуру, согласование маршрута следования товаров, если это необходимо).

Создание информационной системы позволит заказчику получить все интересующие сведенья о товаре: отследить выполнения каждого этапа (звена) в логистической цепи; стадию завершения этапа; место нахождения товара; под какую таможенную процедуру помещен товар, какие операции и виды контроля с ним проводились.

Несомненным плюсом будет являться автоматическое отправление «предварительного информирования» на сайт ФТС России после заполнения всех данных в информационной системе, что существенно сократит работу таможенному представителю.

Таможенный орган также может использовать информационную систему в своих целях. Например, если товар помещен под процедуру таможенного транзита и в отношении такого товара надо устанавливать меру обеспечения таможенного транзита. В данном случае с помощью информационной системы, возможно, просмотреть маршрут перевозки и заранее выбрать меру обеспечения таможенного транзита (таможенное сопровождение или установление маршрута перевозки), рассчитать предельный срок действия таможенного транзита, а также при необходимости составить новый маршрут и внести данные коррективы в информационную систему.

Взаимодействие всех элементов в информационной системе обеспечит высокую скорость и качество поступления информации, поможет мобильно реагировать на изменения внешней среды.

Литература:

  1. Что такое логистика? // логистика. URL: http://www.ec-logistics.ru/logistika.htm (дата обращения: 05.11.2016).
  2. Таможенная логистика // vsetreningi.ru. URL: vsetreningi.ru/schools/tamozhennaya_logistika/#ixzz4MqTDaUV1 (дата обращения: 05.11.2016).
  3. Транспортная логистика: понятие, виды транспорта, типы перевозок // galyautdinov.ru. URL: http://galyautdinov.ru/post/transportnaya-logistika (дата обращения: 05.11.2016).
  4. Современная таможенная логистика // Карголинг Биржа. URL: https://cargolink.ru/ls/blog/782.html (дата обращения: 08.11.2016).
  5. Логистическая цепь. Примеры логистической цепи. // Умный логист. URL: www.umniylogist.ru/poleznoe/handbook/20130516104626–6722.html (дата обращения: 08.11.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): информационная система, логистическая цепь, таможенная логистика, таможенный транзит, поток, Россия, таможенная граница, таможенный представитель, внешнеэкономическая деятельность, конечный потребитель.