Обогащение словарного запаса как средство развития младшего школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 12.11.2014

Статья просмотрена: 1685 раз

Библиографическое описание:

Рыжкова, Г. В. Обогащение словарного запаса как средство развития младшего школьника / Г. В. Рыжкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 607-610. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13544/ (дата обращения: 17.12.2024).

Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников. Рассмотрим приемы, которые признаны наиболее эффективными в развитии речи младших школьников. Условно их можно разделить на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании текста, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык.

Приемы первой группы:

1. Вопросы должны быть разнообразными по своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев. Предложив вопрос, учитель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа. Другие вопросы должны помочь учащимся почувствовать главную идею произведения. Так учитель, выяснив у учеников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (Сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо. Учитель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» — добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.

1.         Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?».

2.         Рассматривание иллюстраций и накапливание у младших школьников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение. Демонстрация рисунков (аппликационных панно). Например, учитель показывает рисунок яблони и спрашивает: «Как вы думаете, это волшебная яблоня?» (Занятие по сказке «Хаврошечка»). Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками. Учитель в подтверждение их слов зачитывает соответствующее описание из текста. Затем предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам в это время заменяет первый рисунок другим — с волшебной яблоней. С помощью этого приема младших школьников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом восприятии.

3.         Словесные зарисовки. Учащимся предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие они хотели бы нарисовать к тексту. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?».

В свободное от занятий время младшим школьникам предлагают нарисовать задуманные картинки. Учитель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в библиотеке. На следующий год ее обязательно показывают детям очередного класса, рассказывают, как она была сделана.

Приемы второй группы:

1.         Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении учащийся полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

2.         По просьбе учителя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пере- сказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.

3.         Учитель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее)?»

4.         Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны — сказка «Заяц-хваста»; отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» — со слов «сядут за стол — не нахвалятся» и др. Рассмотрим приемы, которые могут быть рекомендованы для подготовительной работы:

1)        Учитель показывает детям портрет писателя, предлагает вспомнить и назвать его произведения (по памяти, с опорой на наглядность). Такое вступление целесообразно делать на занятиях по произведениям К. Чуковского, С. Маршака, З. Александровой.

Оно даст ребенку возможность воспринять новое произведение не само по себе, а как стоящее в ряду других созданных писателем. Кроме того, дети лучше запоминают писателя, их представления о его творчестве становятся полнее. Учитель рассказывает детям о действительных событиях, фактах, которые нашли отражение в данном художественном произведении. Тогда авторский текст приобретает для ребенка значимость и весомость.

2)        Педагог выясняет, какие представления имеются у детей о профессии, описанной в тексте. А после прочтения интересуется, что нового для себя они узнали об этой профессии (например, о службе милиционера-регулировщика — рассказ «Едет, спешит мальчик» М. Коршунова).

3)        С младшими школьниками рассматривают картины и иллюстрации, помогающие легче представить описание природы, облик персонажей, о которых рассказано в произведении. Рассматривая иллюстративный материал, дети делятся друг с другом своими наблюдениями, педагог уточняет и конкретизирует их высказывания. 4. С детьми проводят целевую прогулку (прогулки), в процессе которой младшие школьники приобретают впечатления, позволяющие глубже понять содержание произведения, его идею.

4)        Проводится работа по закреплению номинативного значения новых слов. Предъявляются к изучению новые слова и ведется работа с толковым словарем. Осуществляется нахождение лексических значений слов.

Тема урока: «Умею ли я общаться?».

Цель урока: Научить использовать слова диалоговой лексики. — Сегодня будем учиться тому, как нужно общаться друг с другом. Узнаем, как можно разговаривать с людьми. Игры на установление и поддержание контакта. — Как вы думаете, что нужно для того, чтобы люди понимали нас? (Возможные ответы детей: не знаешь, что и как сказать, трудно подобрать слова). Подумайте и скажите, как выразить свое настроение, объяснить свои чувства словами, чтобы тебя поняли?

1.         Игра «Знакомство». Для игры подготовлены конверты с табличками, на которых написаны фразы. Дети по очереди знакомятся друг с другом, используя одну из фраз: «Я хочу с тобой познакомиться, меня зовут…» «Давай познакомимся. Как тебя зовут?» «Хочешь, будем играть вместе? Как тебя зовут? А меня зовут…» «Меня зовут…. А тебя как? Вот мой номер телефона, позвони мне». Итог игры. — Познакомились, а сейчас можно позвонить по телефону новому знакомому (знакомой).

2.         Игра «У меня зазвонил телефон». Для игры подготовлено несколько игрушечных телефонов на батарейках. Карточки с фразами, помогающими начать разговор. Дети делятся на пары и по очереди разговаривают друг с другом по телефону, используя данные фразы. Отрабатывается речевой этикет в ситуациях приветствия, просьбы, отказа, прощания. Начать разговор. «Ты можешь поговорить со мной?» «Я хочу с тобой посоветоваться…» Спросить, что случилось. «Что случилось? Я могу тебе помочь?» «Не хочешь ли ты мне рассказать?» Предложение. «Если хочешь, возьми… (пойдем)…» Принять предложение. «Спасибо, мне приятно, что ты это предложил» «Спасибо, я с удовольствием это сделаю» Попросить разрешение. «Ты не возражаешь, если я…» «Разреши мне, пожалуйста,…» Просьба. «Я очень хотел бы пойти…», «Не мог бы ты мне дать…» Отказ. «Спасибо, я не могу этого сделать» «Спасибо, но мне это не нравится» Предложить помощь. «Я готов тебе помочь» «Я могу помочь тебе» Поинтересоваться делами. «У тебя все в порядке?» «Как твои дела?» Итог игры.

Тема урока: Анализ басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Цель урока: Уточнение и расширение словаря через номинативное значение слов «стрекоза» и «муравей», развитие понимания функциональной направленности слов и их роли в предложении.

Задание 1. Одна стрекоза, а если их много? — (стрекозы) Один муравей, а если их много? — (муравьи) Одна стрекоза, а много кого? — (стрекоз) Один муравей, а много кого? — (муравьев) Дети, с опорой на предметные картинки, называют слова.

Задание 2. Слова, обозначающие предмет.

Кто? — стрекоза — стрекозы, муравей — муравьи. Слова, обозначающие действия предметов (детям нужно вспомнить слова из басни «Стрекоза и Муравей»).

— Стрекоза что делала? — Порхала, пела, резвилась, кружилась. — Муравей что делал? — Работал, трудился, строил, заполнял закрома. Слова, обозначающие признак предмета.

— Стрекоза какая? — Красивая, легкая, нежная, резвая, удрученная, печальная. — Муравей какой? — Трудолюбивый, работящий, вдумчивый, серьезный, запасливый.

Задание 3. Составить словосочетания. Подобрать слова, которые сочетаются со словом «стрекоза» («муравей»). — Стрекоза порхает, стрекозы кружатся, стрекозиные крылышки и др. — Муравей трудолюбивый, муравьиная тропа и т. д. Задание 4. Мораль басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей». («Ты все пела? Это дело. Так, поди, же, попляши!») — Какой пословицей можно выразить главную мысль басни? — Делу время — потехе час. — Сделал дело — гуляй смело. — Тяжело тому жить, кто от работы бежит. — Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Домашнее задание.

1.         Нарисовать клоунов по контуру и раскрасить так, чтобы один из них был веселым, а другой — грустным.

2.         Придумать устный рассказ на темы: — «Почему клоун веселый?»; — «Почему клоун грустный?».

3.         Выписать слова, обозначающие настроение клоунов.

4.         Придумать устные рассказы о том, кто бы мог рассмешить грустного клоуна и кого бы мог рассмешить веселый клоун.

Большая часть работы с детьми по обогащению словарного запаса ведется в специальных тетрадях по развитию речи, по которым осуществляется контроль за уровнем развития активного словаря младших школьников. Кроме того, в специальной рабочей папке каждый ученик последовательно собирает все развивающие задания, передаваемые ему учителем.

Задания-игры:

1.         Составить звуковую модель, например слов, называющих: животных Севера, насекомых, предметы интерьера и т. д.

2.         Отметить соответствующей визуальной моделью слова: Слова-предметы: локомотив, судья, арест. Слова-действия: прислушался, уговорил. Слова-признаки: жесткий, шершавый, грузный.

3.         Составить предложения с данным словом. Например, со словом «гроздь». Выяснить значение слова по толковому словарю.

4.         Разделить слова на две группы. Слова: канат, брод, сноп, ласка. Выяснить значение слов в толковом словаре.

5.         Работа со словом «ветхая». Выяснение лексического значения. Подбор синонимов.

6.         Определение последовательности звуков в словах. Слова: флейта, нюх.

7.         Практическая работа. Обозначить моделью слова. Слова: насекомое, оплеуха, олово, озадачить, взвешивать, смешил, развернутый, багровая, семейный.

8.         Самостоятельная работа. Запись текстов о животных, их повадках, интересных моментах. Обсуждение текстов по содержанию.

9.         Игра: «Говори наоборот (подбор антонимов)». Подбери антонимы к словам: тусклый, рано, жесткий, юг, сладко, мелко.

10.     Раздели слова на группы: «Какой?», «Какая?», «Какое?». Слова: крещеный (ребенок), правильная (речь), мшистая (гора), обеденное (место), пасечное (поле).

11.     Раздели слова для переноса. Слова: маршал, магнолия, зимовье, бегемот, змея, нерв, сельдерей.

12.     Каллиграфическая разминка. Дети записывают заглавную и строчную букву, а затем одно-два слова, обогащающие словарный запас ребенка. Объясняются значения слов с помощью толкового словаря. Например:

Аа: алтарь, аллигатор.

Бб: брошь, бубен.

Вв: Византия, величие.

Гг: горница, грибница.

Дд: дирижабль, дирижер.

Ее: ермолка, егерь.

Ёѐ: ѐмкость, ѐжиться

Жж: женьшень, жужелица.

Каждое слово именует определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению. При занятиях с младшими школьниками для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения.

Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове. Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в развитии его первенствующую роль, значение же слова — второстепенное и вспомогательное. Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания начальной школе является культура наблюдательности. Многие достояния культурной жизни людей не могут быть изучены путем опыта и личного наблюдения. Тогда слово перестает быть лишь средством к осмыслению материала, приобретаемого наглядностью. Оно служит возникновению новых представлений, чувств человека. Жизнь, захватывая все новые русла, расширяясь, отражаясь на развитии мысли ребенка, выдвигает и новые, более разнообразные пути для развития его речи.

Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звуки. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Формирование возможностей речевого общения младших дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в начальных классах специально спроектированых ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых учитель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решение общей задачи — в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще. Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самых первых уроков развития речи. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача учителя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления младших школьников. Обладая развитой речью, ребенок будет более готов к дальнейшему развитию на средней ступени общеобразовательной школы. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему учителями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски. Исходя из вышеперечисленного можно заключить, что словарь ребенка является основой развития речи детей.

 

Литература:

 

1.                          Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Школ. педагогика и психология».

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, Муравей, развитие речи, Стрекоза, толковый словарь, учитель, один, школьник, волшебная яблоня.


Похожие статьи

Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников

Обогащение словарного запаса младших школьников

Отображение регионального компонента в изобразительной деятельности как способ развития речи дошкольников

Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника

Система работы над словарными словами на уроках русского языка как средство обогащения лексического запаса и повышения грамотности младших школьников

Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку

Развитие словарного запаса как условие подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие речи и обогащение словарного запаса у дошкольников с задержкой психического развития через театрализованные игры

Система работы с лингвистическими терминами как условие эффективной языковой подготовки учащихся

Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников

Похожие статьи

Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников

Обогащение словарного запаса младших школьников

Отображение регионального компонента в изобразительной деятельности как способ развития речи дошкольников

Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника

Система работы над словарными словами на уроках русского языка как средство обогащения лексического запаса и повышения грамотности младших школьников

Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку

Развитие словарного запаса как условие подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие речи и обогащение словарного запаса у дошкольников с задержкой психического развития через театрализованные игры

Система работы с лингвистическими терминами как условие эффективной языковой подготовки учащихся

Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников

Задать вопрос