Русский язык является одним из важнейших предметом в школе. Сформировать развитую речевую культуру у младшего школьника, отвечающую потребностям современного общества — это одна из ключевых задач учителя начальных классов.
Необычайно богат лексический запас русского языка: он обогащается все новыми и новыми лексическими единицами буквально каждый день, которые делают речь более привлекательной, разнообразной и универсальной. Язык при пополнении и взаимообмене словарного запаса позволяет участникам общения выразить более полно и доступно обмениваться мыслями, он выполняя при этом свою ключевую функцию — передачу и выражение мыслей в устной и письменной форме [3].
Основой содержания обогащения словарного запаса учащихся является словарь-минимум.
Цели обогащения словарного запаса младших школьников: 1) количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов; 2) обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.
Количественное расширение запаса слов у учащихся начальной школы выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам новых слов. Качественное совершенствование словарного запаса заключается, во-первых, в уточнении сферы использования известных детям слов и их лексического значения и, во-вторых, в замене нелитературных слов в словаре младших школьников литературными. Наконец, особую сторону количественно-качественного улучшения словарного запаса детей составляет работа над ознакомлением с неизвестными учащимся лексическими значениями уже имеющихся в их словаре многозначных слов [1].
Одним из средств обогащения словарного запаса младших школьников является речевые разминки — короткие по времени (2–3 минуты) динамичные речевые упражнения. Как правило они являются первой структурной составляющей урока.
Главная цель речевой разминки заключается в том, чтобы: настроить ребят на работу; привить определенную культуру пользования речевым аппаратом; воспитать у учащихся чувство ответственности и за то, что они говорят, и за то, как они произносят речь; дети осознали диапазон собственного голоса; дети научились фиксировать внимание на исполнительской стороне собственной и чужой речи [4].
Можно выделить несколько типов речевых разминок, в зависимости от цели упражнений различают:
1) вопрос-ответ: многие младшие школьники не умеют отвечать на вопросы. Это связано с неумением ребенка их формулировать и выражать в устной и письменной речи. Вместе с тем обучение в школе предусматривает постановку вопросов учителем, а не учеником. Дети в начале затрудняются в придумывании вопросов на свободную тему. В следствии этого на первых этапах обучения необходимо конкретизировать задание, педагог не должен предъявлять задание в слишком обобщенном виде.
2) игровой диалог: упражнения этого типа можно проводить в игровой форме, беря во внимание возрастную потребность в игре. Например, педагог раскладывает на столе картинки с изображением различных предметов. Вызванный ученик выбирает одну из них. Остальные пытаются угадать, что изображено на его картинке. Задают вопросы, на которые ученик у доски имеет возможность отвечать однозначно: «да» или «нет». Данная игра может научить точной постановке вопросов. Постепенно у детей вырабатывается умение задавать самые целесообразные вопросы, с помощью которых возможно быстро определить задуманный предмет или объект.
3) воображаемая ситуация: здесь усложняются не только графические задания, но и сами учебные задачи. Эти упражнения считаются переходными от диалога к монологу. В отличие от предшествующего типа они ставят детей в условия представляемой в воображении ситуации и требуют от них применения фантазии и речевого творчества [4].
Речевая разминка включает в себя несколько этапов:
Первый этапречевой разминки дыхательные упражнения, так как правильное речевое дыхание — основа речи. Данный этап решает следующие задачи: научить различать составляющие элементы речевого дыхания: вдох, выдох, задержка дыхания, добор воздуха; выработать умение делать правильный вдох — носом; развивать умение правильно выдыхать; научить «увеличивать объем легких» за счет правильно распределенного воздуха.
Второй этап — это артикуляционные упражнения, задача которых состоит в том, чтобы «разогреть» мышцы языка, щек, губ, что обеспечит им наибольшую подвижность при говорении («вкусное варенье», «почистим зубки», «лошадка» и т. д.).
На третьем этапе необходимо показать смыслоразличительную функцию четкого артикулирования звуков, уметь слышать артикуляционные недостатки в собственной и чужой речи, добиваться чёткого произнесения похожих по звуковому составу слов или групп слов.
На четвертом этапе: организуется работа над произнесением различных сочетаний звуков; презентация образцов четкого проговаривания скороговорок в любом темпе. Ключевая задача: научить отчетливо проговаривать каждый звук, обращать внимание на работу губ, положение языка, правильное дыхание. Начинать работу нужно с коротких легких текстов.
Структура речевой разминки: постановка учебной задачи педагогом; проведение инструктажа (или показ образца); решение учащимися поставленной речевой задачи; анализ и оценка.
При подготовке и проведении речевых разминок необходимо выполнять следующие методические рекомендации: принимать во внимание психолого-педагогические особенности класса, степень предшествующей подготовленности учащихся; тщательно отбирать языковой материал для проведения упражнений; упражнения должны быть ориентированы на пополнение активного словаря учащихся новой лексикой, на развитие общего кругозора детей; соблюдать системность (в проведении речевых разминок); постепенно увеличивать сложность заданий: от простой загадки к шараде, от слова к фразе, от пословицы к рассказу; расширять общий круг знаний детей; использовать межпредметные связи; знакомить с устаревшей и экспрессивной лексикой, с которой можно столкнуться в художественных произведениях; упражнения обязаны развивать у младших школьников мышление, связную речь, внимание, фантазию и находчивость — они должны носить развивающий характер.
Речевые разминки способны решить следующие конкретные задачи развития речи: учить детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить свой вопрос, обращенный к разным людям — учителю, окружающим взрослым, одноклассникам, друзьям, незнакомым людям; формировать умения и навыки участия в диалоге; учить школьников разыгрывать маленькие сценки, участниками которых являются как реальные (родители, друзья, незнакомые люди), так и воображаемые герои (животные, растения, предметы), при выполнении роли учитывать и принимать во внимание её особенности (настроение, характер, поведение и др.); развивать умение понимать жесты, мимику, воспроизводить всевозможные жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки; развитие умения отвечать на вопрос и строить свой собственный вопрос [4].
В процессе речевых разминок дети узнают огромное количество полезной информации об окружающем мире, а не только учатся задавать вопросы. Кроме того, для ученика формулирование правильного вопроса — это прекрасный способ наладить контакт с учителем и получить ответы на свои вопросы. Использование мимики и жестов делает общение более выразительным, чувственным.
Речевые упражнения создают подходящие благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать с партнерами по учебному общению, то есть содействует развитию коммуникативной компетенции учащихся начальной школы [5].
На всех уроках необходимо применять данный приём развития речи. Уже после нескольких включений речевых разминок в структуру урока педагог убедится в том, что они благополучно решают речевые задачи и органично входят в совершенно любую тему урока. Динамичные и разнообразные, создавая обстановку интересного речевого общения, они с первых минут настраивают на рабочий лад. Речевые разминки легко вписываются в тему урока, так как гибки по своему тематическому содержанию. Они решают не только речевые, но и другие учебные задачи [2].
Методика работы по речевой разминки включает три этапа:
- Учитель на одном-двух примерах демонстрирует, как выполняется задание (или произносит все слова, в случае если это потребуется, — в зависимости от задания и подготовки класса).
- Ученики хором (где это возможно), индивидуально или парами выполняют задание.
- Учитель обговаривает с детьми, как они выполняли работу.
Речевые разминки:
- «Вопросы цепочкой».
Условия данной разминки дают возможность задавать вопросы, ответами на которые были бы короткие «да» и «нет». Ученики должны так сформулировать вопрос, чтобы соседу нужно было дать развёрнутый ответ.
- Упражнения с использованием художественных произведений, к примеру стихотворений, где есть вопросы, на которые отвечают ученики.
— У меня зазвонил телефон. Кто говорит?
— Кто стучится в дверь ко мне?
— Чайки, чайки! Где ваш дом?
Работа с картинками с изображением всевозможных предметов включает следующие речевые разминки: педагог демонстрирует иллюстрацию с изображением животных, растений, предметов, предлагает задать всевозможные вопросы к данной картинке: Кто это? Где живёт? Чем питается? и др.; игра — соревнование «Кто больше задаст вопросов к «рисунку»; игра «Угадай». На столе разложены рисунки с изображением различных предметов. Ребёнок берёт одну иллюстрацию. Остальные пробуют угадать, что изображено на рисунке. Они задают такие вопросы, на которые ученик с карточкой имеет возможность ответить только «да» или «нет»; игра «Маска». На одного из учащихся надевается маска или ободок с изображением животного или же сказочного героя. Ребёнок должен отгадать кто он, задавая вопросы, на которые возможно ответить «да» или «нет».
Данные игры учат чёткой постановке вопросов. Постепенно у учащихся вырабатывается умение задавать самые целесообразные вопросы, с помощью которых можно быстро определить задуманный предмет или объект.
- Ещё одним необходимым упражнением для речевой разминки считается разыгрывание диалогов.
диалоги реальных лиц. Ситуациями для таких диалогов могут быть: приветствие знакомых; прощание с другом после завершения занятий; попроситься в игру; поблагодарить за помощь; познакомиться с новым одноклассником; попросить ручку у соседа по парте; приобрести тетрадь в магазине.
телефонные диалоги. Особенностью этих диалогов считается отсутствие зрительного контакта с собеседником. Обучение учащихся общению по телефону не только содействует развитию диалогической речи, но и знакомит с правилами ведения такого разговора.
Правила ведения телефонного диалога: вначале следует представиться; затем правильно поприветствовать собеседника; говорить необходимо чётко, понятно, довольно громко и выразительно; в случае если ошибся номером, следует извиниться; завершать разговор должен тот, кто звонил [5].
Для телефонных диалогов подойдут следующее темы: узнать у одноклассника причину отсутствия на уроке; пригласить приятеля на прогулку; поздравление с праздником; приглашение на день рождения и др.
Позже ситуации для разыгрывания усложняются. Необходимо позвонить в соответствующую службу и: вызвать скорую помощь больному; узнать когда приезжает электричка; послать по телефону телеграмму; заказать билеты в кинотеатр.
Далее предлагаются более сложные ситуации, когда: ребёнок звонит своему другу, а трубку берёт папа приятеля; позвонил знакомым, но ошибся номером.
диалоги животных и растений. К примеру: встреча в лукошке (беседуют грибы, ягоды или лекарственные растения); осенью на овощной грядке; встреча двух жучков; медведь и заяц; цветы в букете; ёж и мышка (подготовка к зиме).
диалоги неодушевлённых (оживших) предметов. Как-то раз в рюкзаке ученика разговорились тетради по математике и русскому языку (тетради, ручки). В ночь под Новый год ожили ёлочные игрушки (куклы, сувениры). Однажды ночью школьная доска жаловалась учительскому столу.
- Одни из самых интересных упражнений в речевых разминках — те, которые решают задачу ознакомления учеников со значением всевозможных мимических выражений, жестами, компонентами пантомимы.
Упражнения с использованием иллюстративного материала: картинки с разными выражениями лиц (удивление, радость, огорчение, восторг, страх и др.) или рисунки животных (грустных, веселых, испуганных и т. д.).
Упражнения, основанные на применении опорных графических изображений, упрощают поиск ответа, но в то же время настоятельно требуют четкости его формулировки.
Речевые разминки, используемые как на уроках русского языка, так и на литературном чтении, учат детей задавать вопросы, отвечать на них, принимать участие в диалоге со сверстниками, взрослыми и таким образом в процессе общения обогащать свой личный словарный запас.
Литература:
- Жесткова Е. А. Развитие речи младших школьников в процессе работы с толковыми словарями // В сборнике: Культура, наука, образование: проблемы и перспективы Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор А. В. Коричко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Нижневартовский государственный университет. 2014. С. 43–45.
- Жесткова Е. А., Стрижева К. Н. Формирование речевых умений младших школьников при создании сочинения-описания // Молодой ученый. 2014. № 21. С. 173.
- Жесткова Е. А. Устаревшая лексика сказок А. С. Пушкина в системе лексической работы в начальной школе/ Е. А. Жесткова, О. К. Малышева // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2;URL:www.science-education.ru/129–22110(дата обращения: 20.11.2015).
- Савова М. Р. Для чего нужна речевая разминка на уроках риторики? //Начальная школа. — 2009. — № 10. — С. 25–28.
- Филиппова Л. В. Словарная работа как средство формирования коммуникативных умений младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — № 11. 2014. С.800–803.