Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 30.11.2015

Статья просмотрена: 6497 раз

Библиографическое описание:

Киселёва, Е. А. Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников / Е. А. Киселёва, Т. В. Царькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 966-969. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23901/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Русский язык является одним из важнейших предметом в школе. Сформировать развитую речевую культуру у младшего школьника, отвечающую потребностям современного общества — это одна из ключевых задач учителя начальных классов.

Необычайно богат лексический запас русского языка: он обогащается все новыми и новыми лексическими единицами буквально каждый день, которые делают речь более привлекательной, разнообразной и универсальной. Язык при пополнении и взаимообмене словарного запаса позволяет участникам общения выразить более полно и доступно обмениваться мыслями, он выполняя при этом свою ключевую функцию — передачу и выражение мыслей в устной и письменной форме [3].

Основой содержания обогащения словарного запаса учащихся является словарь-минимум.

Цели обогащения словарного запаса младших школьников: 1) количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов; 2) обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.

Количественное расширение запаса слов у учащихся начальной школы выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам новых слов. Качественное совершенствование словарного запаса заключается, во-первых, в уточнении сферы использования известных детям слов и их лексического значения и, во-вторых, в замене нелитературных слов в словаре младших школьников литературными. Наконец, особую сторону количественно-качественного улучшения словарного запаса детей составляет работа над ознакомлением с неизвестными учащимся лексическими значениями уже имеющихся в их словаре многозначных слов [1].

Одним из средств обогащения словарного запаса младших школьников является речевые разминки — короткие по времени (2–3 минуты) динамичные речевые упражнения. Как правило они являются первой структурной составляющей урока.

Главная цель речевой разминки заключается в том, чтобы: настроить ребят на работу; привить определенную культуру пользования речевым аппаратом; воспитать у учащихся чувство ответственности и за то, что они говорят, и за то, как они произносят речь; дети осознали диапазон собственного голоса; дети научились фиксировать внимание на исполнительской стороне собственной и чужой речи [4].

Можно выделить несколько типов речевых разминок, в зависимости от цели упражнений различают:

1)        вопрос-ответ: многие младшие школьники не умеют отвечать на вопросы. Это связано с неумением ребенка их формулировать и выражать в устной и письменной речи. Вместе с тем обучение в школе предусматривает постановку вопросов учителем, а не учеником. Дети в начале затрудняются в придумывании вопросов на свободную тему. В следствии этого на первых этапах обучения необходимо конкретизировать задание, педагог не должен предъявлять задание в слишком обобщенном виде.

2)        игровой диалог: упражнения этого типа можно проводить в игровой форме, беря во внимание возрастную потребность в игре. Например, педагог раскладывает на столе картинки с изображением различных предметов. Вызванный ученик выбирает одну из них. Остальные пытаются угадать, что изображено на его картинке. Задают вопросы, на которые ученик у доски имеет возможность отвечать однозначно: «да» или «нет». Данная игра может научить точной постановке вопросов. Постепенно у детей вырабатывается умение задавать самые целесообразные вопросы, с помощью которых возможно быстро определить задуманный предмет или объект.

3)        воображаемая ситуация: здесь усложняются не только графические задания, но и сами учебные задачи. Эти упражнения считаются переходными от диалога к монологу. В отличие от предшествующего типа они ставят детей в условия представляемой в воображении ситуации и требуют от них применения фантазии и речевого творчества [4].

Речевая разминка включает в себя несколько этапов:

Первый этапречевой разминки дыхательные упражнения, так как правильное речевое дыхание — основа речи. Данный этап решает следующие задачи: научить различать составляющие элементы речевого дыхания: вдох, выдох, задержка дыхания, добор воздуха; выработать умение делать правильный вдох — носом; развивать умение правильно выдыхать; научить «увеличивать объем легких» за счет правильно распределенного воздуха.

Второй этап — это артикуляционные упражнения, задача которых состоит в том, чтобы «разогреть» мышцы языка, щек, губ, что обеспечит им наибольшую подвижность при говорении («вкусное варенье», «почистим зубки», «лошадка» и т. д.).

На третьем этапе необходимо показать смыслоразличительную функцию четкого артикулирования звуков, уметь слышать артикуляционные недостатки в собственной и чужой речи, добиваться чёткого произнесения похожих по звуковому составу слов или групп слов.

На четвертом этапе: организуется работа над произнесением различных сочетаний звуков; презентация образцов четкого проговаривания скороговорок в любом темпе. Ключевая задача: научить отчетливо проговаривать каждый звук, обращать внимание на работу губ, положение языка, правильное дыхание. Начинать работу нужно с коротких легких текстов.

Структура речевой разминки: постановка учебной задачи педагогом; проведение инструктажа (или показ образца); решение учащимися поставленной речевой задачи; анализ и оценка.

При подготовке и проведении речевых разминок необходимо выполнять следующие методические рекомендации: принимать во внимание психолого-педагогические особенности класса, степень предшествующей подготовленности учащихся; тщательно отбирать языковой материал для проведения упражнений; упражнения должны быть ориентированы на пополнение активного словаря учащихся новой лексикой, на развитие общего кругозора детей; соблюдать системность (в проведении речевых разминок); постепенно увеличивать сложность заданий: от простой загадки к шараде, от слова к фразе, от пословицы к рассказу; расширять общий круг знаний детей; использовать межпредметные связи; знакомить с устаревшей и экспрессивной лексикой, с которой можно столкнуться в художественных произведениях; упражнения обязаны развивать у младших школьников мышление, связную речь, внимание, фантазию и находчивость — они должны носить развивающий характер.

Речевые разминки способны решить следующие конкретные задачи развития речи: учить детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить свой вопрос, обращенный к разным людям — учителю, окружающим взрослым, одноклассникам, друзьям, незнакомым людям; формировать умения и навыки участия в диалоге; учить школьников разыгрывать маленькие сценки, участниками которых являются как реальные (родители, друзья, незнакомые люди), так и воображаемые герои (животные, растения, предметы), при выполнении роли учитывать и принимать во внимание её особенности (настроение, характер, поведение и др.); развивать умение понимать жесты, мимику, воспроизводить всевозможные жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки; развитие умения отвечать на вопрос и строить свой собственный вопрос [4].

В процессе речевых разминок дети узнают огромное количество полезной информации об окружающем мире, а не только учатся задавать вопросы. Кроме того, для ученика формулирование правильного вопроса — это прекрасный способ наладить контакт с учителем и получить ответы на свои вопросы. Использование мимики и жестов делает общение более выразительным, чувственным.

Речевые упражнения создают подходящие благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать с партнерами по учебному общению, то есть содействует развитию коммуникативной компетенции учащихся начальной школы [5].

На всех уроках необходимо применять данный приём развития речи. Уже после нескольких включений речевых разминок в структуру урока педагог убедится в том, что они благополучно решают речевые задачи и органично входят в совершенно любую тему урока. Динамичные и разнообразные, создавая обстановку интересного речевого общения, они с первых минут настраивают на рабочий лад. Речевые разминки легко вписываются в тему урока, так как гибки по своему тематическому содержанию. Они решают не только речевые, но и другие учебные задачи [2].

Методика работы по речевой разминки включает три этапа:

  1.                Учитель на одном-двух примерах демонстрирует, как выполняется задание (или произносит все слова, в случае если это потребуется, — в зависимости от задания и подготовки класса).
  2.                Ученики хором (где это возможно), индивидуально или парами выполняют задание.
  3.                Учитель обговаривает с детьми, как они выполняли работу.

Речевые разминки:

  1.                «Вопросы цепочкой».

Условия данной разминки дают возможность задавать вопросы, ответами на которые были бы короткие «да» и «нет». Ученики должны так сформулировать вопрос, чтобы соседу нужно было дать развёрнутый ответ.

  1.                Упражнения с использованием художественных произведений, к примеру стихотворений, где есть вопросы, на которые отвечают ученики.

— У меня зазвонил телефон. Кто говорит?

— Кто стучится в дверь ко мне?

— Чайки, чайки! Где ваш дом?

Работа с картинками с изображением всевозможных предметов включает следующие речевые разминки: педагог демонстрирует иллюстрацию с изображением животных, растений, предметов, предлагает задать всевозможные вопросы к данной картинке: Кто это? Где живёт? Чем питается? и др.; игра — соревнование «Кто больше задаст вопросов к «рисунку»; игра «Угадай». На столе разложены рисунки с изображением различных предметов. Ребёнок берёт одну иллюстрацию. Остальные пробуют угадать, что изображено на рисунке. Они задают такие вопросы, на которые ученик с карточкой имеет возможность ответить только «да» или «нет»; игра «Маска». На одного из учащихся надевается маска или ободок с изображением животного или же сказочного героя. Ребёнок должен отгадать кто он, задавая вопросы, на которые возможно ответить «да» или «нет».

Данные игры учат чёткой постановке вопросов. Постепенно у учащихся вырабатывается умение задавать самые целесообразные вопросы, с помощью которых можно быстро определить задуманный предмет или объект.

  1.                Ещё одним необходимым упражнением для речевой разминки считается разыгрывание диалогов.

          диалоги реальных лиц. Ситуациями для таких диалогов могут быть: приветствие знакомых; прощание с другом после завершения занятий; попроситься в игру; поблагодарить за помощь; познакомиться с новым одноклассником; попросить ручку у соседа по парте; приобрести тетрадь в магазине.

          телефонные диалоги. Особенностью этих диалогов считается отсутствие зрительного контакта с собеседником. Обучение учащихся общению по телефону не только содействует развитию диалогической речи, но и знакомит с правилами ведения такого разговора.

Правила ведения телефонного диалога: вначале следует представиться; затем правильно поприветствовать собеседника; говорить необходимо чётко, понятно, довольно громко и выразительно; в случае если ошибся номером, следует извиниться; завершать разговор должен тот, кто звонил [5].

Для телефонных диалогов подойдут следующее темы: узнать у одноклассника причину отсутствия на уроке; пригласить приятеля на прогулку; поздравление с праздником; приглашение на день рождения и др.

Позже ситуации для разыгрывания усложняются. Необходимо позвонить в соответствующую службу и: вызвать скорую помощь больному; узнать когда приезжает электричка; послать по телефону телеграмму; заказать билеты в кинотеатр.

Далее предлагаются более сложные ситуации, когда: ребёнок звонит своему другу, а трубку берёт папа приятеля; позвонил знакомым, но ошибся номером.

          диалоги животных и растений. К примеру: встреча в лукошке (беседуют грибы, ягоды или лекарственные растения); осенью на овощной грядке; встреча двух жучков; медведь и заяц; цветы в букете; ёж и мышка (подготовка к зиме).

          диалоги неодушевлённых (оживших) предметов. Как-то раз в рюкзаке ученика разговорились тетради по математике и русскому языку (тетради, ручки). В ночь под Новый год ожили ёлочные игрушки (куклы, сувениры). Однажды ночью школьная доска жаловалась учительскому столу.

  1.                Одни из самых интересных упражнений в речевых разминках — те, которые решают задачу ознакомления учеников со значением всевозможных мимических выражений, жестами, компонентами пантомимы.

Упражнения с использованием иллюстративного материала: картинки с разными выражениями лиц (удивление, радость, огорчение, восторг, страх и др.) или рисунки животных (грустных, веселых, испуганных и т. д.).

Упражнения, основанные на применении опорных графических изображений, упрощают поиск ответа, но в то же время настоятельно требуют четкости его формулировки.

Речевые разминки, используемые как на уроках русского языка, так и на литературном чтении, учат детей задавать вопросы, отвечать на них, принимать участие в диалоге со сверстниками, взрослыми и таким образом в процессе общения обогащать свой личный словарный запас.

 

Литература:

 

  1.                Жесткова Е. А. Развитие речи младших школьников в процессе работы с толковыми словарями // В сборнике: Культура, наука, образование: проблемы и перспективы Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор А. В. Коричко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Нижневартовский государственный университет. 2014. С. 43–45.
  2.                Жесткова Е. А., Стрижева К. Н. Формирование речевых умений младших школьников при создании сочинения-описания // Молодой ученый. 2014. № 21. С. 173.
  3.                Жесткова Е. А. Устаревшая лексика сказок А. С. Пушкина в системе лексической работы в начальной школе/ Е. А. Жесткова, О. К. Малышева // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2;URL:www.science-education.ru/129–22110(дата обращения: 20.11.2015).
  4.                Савова М. Р. Для чего нужна речевая разминка на уроках риторики? //Начальная школа. — 2009. — № 10. — С. 25–28.
  5.                Филиппова Л. В. Словарная работа как средство формирования коммуникативных умений младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — № 11. 2014. С.800–803.
Основные термины (генерируются автоматически): речевая разминка, разминка, русский язык, словарный запас, упражнение, диалог, ребенок, качественное совершенствование, начальная школа, чужая речь.


Похожие статьи

Речевые игры как средство развития творческих способностей детей

Обогащение словарного запаса как средство развития младшего школьника

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Картинно-графическая наглядность как средство формирования лингвистической компетенции у младших школьников

Мультстудия как средство развития связной речи у старших дошкольников

Краеведение как средство воспитания толерантной личности на уроках английского языка

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Загадки как средство развития связной доказательной речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Знакомство с татарской национальной куклой как средство развития диалогического общения у дошкольников

Похожие статьи

Речевые игры как средство развития творческих способностей детей

Обогащение словарного запаса как средство развития младшего школьника

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Картинно-графическая наглядность как средство формирования лингвистической компетенции у младших школьников

Мультстудия как средство развития связной речи у старших дошкольников

Краеведение как средство воспитания толерантной личности на уроках английского языка

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Загадки как средство развития связной доказательной речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Знакомство с татарской национальной куклой как средство развития диалогического общения у дошкольников

Задать вопрос