В статье обосновываются современные принципы обучения игре на пианино по китайским методикам. Анализируются недостатки в области практического обучения. Представлены концепции и методы оптимизации процесса обучения.
Ключевые слова: обучение игре на пианино, современные принципы и концепции обучения игре на пианино.
Article discusses the principles of teaching piano according to the Chinese experiences. Analyzing the shortage in the field of practical piano teaching. Submit important concept and ways to enhance piano teaching.
Keywords: Piano teaching, Modern principles and concept of piano teaching.
Методики обучения каждой специальности высшей школы имеют свои закономерности. Овладение принципами и методами обучения важно для совершенствования задач обучения и развития каждой специальности. В то же время, конечно, необходимо обращать внимание на специфику специальности. Специальность «пианино» является важным направлением музыкального факультета. Обучение игре на пианино, как сложная деятельность в области музыкального образования, занимает особое место в курсе данной специальности, и тесно связано со многими вопросами теории и практики пианино. Преподавателям пианино необходимо, на основе главных принципов обучения, сформировать современную концепцию обучения пианино и разработать соответствующую методику.
Полагаю, что принципы обучения пианино - это золотые правила работы преподавателей. От принципов работы зависят и результаты обучения. Рассмотрим их подробнее.
1) Научность. Искусство игры на пианино – это научная дисциплина, для которой характерны свои закономерности. Содержание, методология, организация обучения должны быть основаны на научных принципах, с учетом особенностей данного музыкального искусства. Для того чтобы студенты получили систематизированные научные знания о предмете, необходимо организовать обучение, разработав ряд соответствующих методик.
2) Практический принцип. Специальность пианино является практической дисциплиной. Для того чтобы студенты, в рамках изучения специальности, овладели основными квалификациями, такими как способность играть, анализировать и маневрировать, им необходимо затратить очень много времени и усилий для наработки практических навыков. Поэтому в процессе обучения преподавателям обязательно нужно соблюдать необходимый баланс, то есть с одной стороны учить студентов теории пианино, а с другой - создавать благоприятные условия для практики.
3) Эвристический принцип. Эвристический метод преподавания важен в процессе обучения игре на пианино. Преподаватели должны обратить внимание не только на свою роль, но и место студентов в данном процессе, понимая, что студенты не только объект, но и субъект деятельности. Преподаватель обязан оказывать студентам помощь в создании определенного эмоционального настроя, учить самостоятельно понимать и овладевать содержанием учебных программ и техникой пальцев, помогать разрешать возможные вопросы.
4) Нацеленность. Принцип нацеленности обучения игре на пианино требует от преподавателей комплексного анализа личности студентов, на основе которого используется та или иная методика обучения. Преподаватель должен способствовать развитию личности студентов. Поэтому важно разработать ориентированные в этом направлении цели и задачи обучения.
Как известно, число студентов специальности «пианино» в китайских вузах с каждым годом повышается. Формы обучения становятся все разнообразнее, например индивидуальные занятия (один преподаватель и один студент), групповая форма (один преподаватель и 2–5 студентов), коллективная форма (один преподаватель и один класс студентов), открытая форма (дополнительное присутствие слушателей-преподавателей и студентов на индивидуальных занятиях). Несмотря на совершенствование концепции и методов обучения, мы можем отметить и некоторые реальные проблемы обучения. Например, недостаточность занятий по теории пианино (в некоторых вузах еще не проводятся занятия по истории искусства пианино, методике пианино и др.), недостаточность практического цикла обучения игре на пианино, недостаточность научной деятельности, недостаток качества в работе преподавателей, кроме того, существует разница между реальным наполнением занятий студентов и целями обучения.
Для того чтобы разрешать эти актуальные проблемы, нам нужно обратить серьезное внимание на следующие рекомендации и сформировать инновационную концепцию обучения пианино.
Во-первых, повышать квалификацию и качество работы преподавателей. Уровень обучения пианино в вузах зависит от квалификации преподавателей, поэтому наши преподаватели должны непрерывно повышать уровень своих навыков, учиться теории и практике, выявлять и ликвидировать свои слабые звенья. Необходимо повышать способность управления процессом обучения, предоставлять студентам реальную помощь, организовывать для них благоприятную учебную среду.
Во-вторых, изменить концепцию обучения. В процессе обучения преподаватели должны варьировать свою концепцию обучения пианино. В начале обучения необходимо, ориентируясь на студентов, уровень их развития, специфику, выявить оптимальную модель преподавания. В то же время, необходимо выявлять свои недостатки в обучении и непрерывно развивать свою квалификацию. Кроме того, надо уделять внимание общению со студентами, не только передавая знания и искусство игры на пианино, но и помогая студентам почувствовать содержание и дух музыки, повышать уровень их музыкального сознания.
В третьих, улучшить музыкальное обучение в целом. Полагаю, что музыкальное обучение является основой изучения пианино, поэтому преподаватели должны повышать его качество. Для того чтобы вызвать более глубокий интерес студентов к пианино, преподаватели могут представлять студентам различную музыку, помогать им повысить свои способности к пониманию музыки, и искать эффективные методы занятий по своей специфике.