Достижения современной китайской системы музыкального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 13. Народное образование и педагогика за рубежом

Опубликовано в

X международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Чита, апрель 2018)

Дата публикации: 29.03.2018

Статья просмотрена: 3521 раз

Библиографическое описание:

Савенко, С. В. Достижения современной китайской системы музыкального образования / С. В. Савенко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14053/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются достижения современной системы музыкального образования в Китае, а также факторы, оказавшие влияние на её становление и развитие.

Ключевые слова: музыкальное образование, Китай, педагогика, виртуозность.

Восточная культура, приближаясь к мировым стандартам в областях науки, искусства и образования, продолжает сохранять свою удивительную самобытность. Из всех стран востока, наибольшее «сопротивление» прямому европейскому влиянию долгое время оказывал Китай — первые музыкальные учебные заведения европейского типа появились в стране только в начале XX века. Но, не смотря на столь короткий путь становления и развития, на сегодняшний день система китайского музыкального образования является одним из авторитетов мировой педагогики. Родители хотят, чтобы их дети занимались музыкой, профессия музыканта является в стране одной из самых престижных и высокооплачиваемых. Успехи современных китайских педагогов и музыкантов обусловлены рядом факторов.

Прежде всего, развитие музыкального образования всецело поддерживается государством. Сегодня правительство КНР уделяет особое внимание этой отрасли педагогики, осознавая незаменимость музыки в воспитательном процессе. Практически в каждой провинции Китайской Республики существуют свои органы управления художественным образованием (как специальным, так и общеэстетическим, в рамках программы общеобразовательных школ).

В 80-е годы в школах была принята модель обучения, рассчитанная на 12 классов, а в консерваториях и институтах музыки создана международная система «бакалавриат — магистратура — докторантура».

Современная по форме, по содержанию система музыкального образования всё же является плодом традиций музыкального воспитания. В образовательном процессе, как и столетия назад, ключевой фигурой является педагог, что также официально подчёркивается правительством. Бывший премьер Госсовета КНР Вэнь Дзябао на праздновании Дня Учителя 2009 года отметил: «Для плана развития страны самое главное — образование, а в образовании самым главным является учитель» [2; с.10].

«Кодекс», определяющий отношения педагога и ученика, сформировался в Китае ещё со времён Конфуция (примерно V — IV вв. до н. э.). Одной из основ конфуцианской идеологии является безоговорочное почитание старшего, авторитет мнения педагога и доскональное выполнение его заданий. Это накладывает особую степень ответственности на учителя, который обязан быть образцовым примером для своих учеников.

Во время массового подъёма музыкального образования в стране 80-х годов и на волне «фортепианного бума» появилось множество «псевдо-учителей» музыки. Почти не умея играть на инструменте, они давали уроки за большие деньги. Поэтому в современном Китае существуют инстанции, контролирующие работу педагогов, занимающихся частной практикой: любой ученик, занимающийся частным образом, может сдать независимый экзамен, после чего получить документ, подтверждающий уровень своего мастерства. На основании этого документа можно поступить в консерваторию или институт музыки.

Требования к профессиональным качествам учителей музыки достаточно высоки. Преподаватель музыки в общеобразовательной школе должен знакомить детей с мировой историей музыки, с музыкальными стилями, жанрами, и творчеством выдающихся композиторов, а также обучать азам игры на инструменте. Преподаватель в специальных музыкальных учебных заведениях обязан не только обучать игре на инструменте, но и проделывать методическую работу — писать статьи, заниматься исследованиями и т. п.

С начала 90-х годов на музыкально-педагогических факультетах вводятся новые дисциплины, связанные с компьютеризацией музыкального образования: «Музыкальное творчество с помощью компьютера», «Основы компьютерной композиции», «Электронные музыкальные инструменты» и др. Эти предметы очень популярны среди нового поколения китайских студентов. Многие учебные заведения по всей стране имеют MIDI-лаборатории, студии звукозаписи и аудитории электронного пианино.

На сегодняшний день практически все учителя музыки в КНР имеют высшее образование. Упорный труд китайских педагогов непосредственно отражаются на творческих успехах их учеников.

Выступления китайских музыкантов на международной арене становятся всё более яркими и вызывают всё более значительный общественный резонанс. В частности, мировой знаменитостью является пианист Ланг Ланг, который, несомненно, обладает талантом. Его головокружительная карьера вдохновила многих юных граждан КНР выбрать для себя путь профессионального музыканта, он призывает детей «не бояться и сражаться до конца за свою мечту». [3; с. 64].

Показательны и конкурсные выступления китайских музыкантов и музыкантов китайского происхождения, выступающих за другие страны, но занимающихся по китайской системе музыкального образования. Приведём данные некоторых наиболее престижных музыкальных конкурсов за последние годы:

‒ на XV международном конкурсе имени П. И. Чайковского звание лауреатов получили скрипач Цзэнь Юй-Чень (вторая премия, первая не присуждалась), тенор Ван Чуаньюэ (вторая премия), американский пианист китайского происхождения Джорж Ли (вторая премия);

‒ на XIV фортепианном конкурсе имени Вана Клиберна обладателем третьей премии стал американец китайского происхождения Шон Чен, одним из финалистов конкурса была китайская пианистка Фей-Фей Донг (оба обучались в американской школе Джуллиард, которую закончил сам Ван Клиберн);

‒ в XVII международном конкурсе имени Шопена в Варшаве группа участников из Китая была одной из самых многочисленных — 15 человек (не считая пианистов китайского происхождения, представляющих другие страны); к сожалению, ни один из представителей Китая получил наград, но бронзовую медаль и специальный приз Польского радио за лучшее исполнение музурок выиграла американская пианистка китайского происхождения Кейт Лю.

Ещё четверть века назад никто всерьёз не верил в конкурентоспособность китайских музыкантов. Но тот уровень мастерства, который они показывают в настоящее время, не может оставить равнодушным. К сожалению, многие европейские и русские музыканты следят за успехами китайских пианистов отнюдь не с восхищением, воспринимая их как соперников. «Сегодня наше искусство переживает не лучшие времена, и, возможно, будет еще хуже. Вы только подумайте — на нас надвигается армия из 25 миллионов китайских профессиональных пианистов, и все они мечтают о карьере Ланг Ланга. Боюсь, здесь нет хороших прогнозов» — с горечью рассуждает о состоянии современного искусства пианистка Элисо Вирсаладзе [1].

Музыкант с мировым именем Дмитрий Башкиров также поделился впечатлениями в одном из своих интервью: «Я сидел на конкурсе в Америке в Неаполисе, у жюри просто челюсти отвалились, когда услышали, как они [китайские музыканты] играют на рояле. 18-летняя китаянка получила I премию. Она потрясающе играет и очень музыкальна. Сейчас и наши должны понять, что они уже не обгонят их <…>. Приедет какой-нибудь китайский мальчик лет 16 –18, сыграет в два раза быстрее и гораздо ловчее» [4; с. 6].

Приведённые выше высказывания отражают типичное мнение иностранных музыкантов, которые, как правило, отмечают механистичную виртуозность и при этом плоскость и схоластичность исполнения. По своему слушательскому опыту, автор данной статьи берёт на себя смелость утверждать, что это не так.

Действительно, интерпретация произведений европейской традиции является для китайских музыкантов непростой задачей. Культурные границы между цивилизациями Востока и Запада существуют до сих пор, и в подобном случае следует судить не о «схоластичности исполнения» а о недостаточном «попадании» в специфику стиля произведения. С этой проблемой сталкивается любой музыкант, работающий над произведением иностранного композитора. Не зря в среде музыкантов бытует расхожее мнение, что Дебюсси лучше играют французы, Баха — немцы, Чайковского — русские и т. д.

Именно поэтому многие исполнители получают начальное музыкальное образование в родной стране, а после уезжают завершать обучение за рубежом, для того чтобы как можно глубже изучить культурные традиции других стран. И, иной раз, китайцы, вдумчиво и кропотливо изучая европейские сочинения, открывают в них новые смыслы и поражают общественность необыкновенной художественной трактовкой.

В чём же секрет успешных выступлений многих китайский музыкантов? Обращает на себя внимание тот факт, что, даже воспитываясь в иностранной культурной среде, дети, имеющие китайское происхождение, добиваются превосходных результатов. Следовательно, дело не только во внешней среде обучения, но ещё и в том, как происходит воспитание в семье.

Традиционно, в китайском обществе принято считать, что за ответственность за воспитание ребёнка полностью лежит на родителях. Они должны воспитать в своих детях такие качества, как самостоятельность, трудолюбие, ответственность, уважение к старшим, любовь к родной стране, честность и вежливость.

Ребёнка в семье, как правило, не балуют. Также родители очень внимательно относятся к тому, с кем общается ребёнок, в какую школу ходит, с какими педагогами занимается и где проводит время, поскольку существует китайская мудрость: «Окружающая среда воспитывает без слов».

В автобиографической книге профессор Юридической школы Йельского университета Эми Чуа (китаянка по происхождению) описывает опыт воспитания своих дочерей:

«Вот список вещей, которые моим дочерям Софии и Луизе запрещено было делать: ночевать у друзей; ходить на детские праздники; участвовать в школьных постановках; жаловаться на то, что им нельзя участвовать в школьных постановках; смотреть телевизор или играть в компьютерные игры; выбирать внеклассные занятия по своему усмотрению; получать любую оценку, кроме пятёрки; не быть отличницами по всем предметам, кроме физкультуры и драмы; играть на любом другом инструменте, кроме фортепиано и скрипки; не играть на фортепиано и скрипке» [5; с. 9].

Вероятно, европейскому (да и русскому) человеку способы воспитания, основанные на принуждении, психологическом давлении и запретах покажутся антигуманными. Поскольку в XXI веке наиболее прогрессивные европейские родители считают, что принуждение приводит только к негативным последствиям, а учёба должна, прежде всего, заинтересовывать и развлекать ребёнка.

Но если не концентрироваться на настоящем моменте, а заглянуть в будущее, то результаты такого воспитания действительно впечатляют. Дети, с трёх лет занимаясь игрой на инструменте по 3–4 часа в день, через некоторое время становятся маленькими виртуозами. При этом старания ребёнка щедро вознаграждаются со стороны родителей (после успешных выступлений дочери Эми Чуа получали в подарок то, что им хотелось), и он также испытывает огромное чувство гордости за свои результаты.

Свою роль сыграла и демографическая политика страны, позволяющая иметь семье только одного ребёнка[1]. Старшее поколение стремилось дать своему единственному наследнику всё лучшее из того, что могло себе позволить. Экономика Китая очень активно развивалась, начиная с 80-х годов, поэтому с каждым годом жители могли позволять себе всё больше, и покупка дорогостоящего музыкального инструмента уже не составляла проблемы, так же как и оплата обучения (оно в Китае даже в государственных учебных заведениях имеет определённую стоимость).

Обучение музыке, как правило, начинают с самого раннего возраста, иногда даже с внутриутробного периода жизни: часто будущие мамы для развития своего малыша слушают классическую музыку. Распространена система дошкольного музыкального образования.

С 3–4 лет ребёнка начинают обучать игре на инструменте. Репертуар, который подбирается, не всегда комфортен для детской психики. Чаще всего занятия начинаются с упражнений и этюдов для развития техники. Разумеется, такая «муштра» не вызывает энтузиазма у малышей, но они подчиняются воле родителей. Упражнения и этюды сопровождают весь период обучения. После того, как технический аппарат сформирован, детям подбирают несложные пьесы композиторов-классиков (для пианистов это, как правило «Детский альбом» Чайковского, «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» и др.).

Особая роль технической составляющей уделяется в средних и высших учебных заведениях. Такая методика позволяет добиться крепкой технической оснащённости, беглости пальцев и свободы движения рук. Недаром китайские пианисты изумляют жюри конкурсов своей механистичной виртуозностью. Именно этот критерий является основным на внутренних китайских конкурсах.

Для того, чтобы принимать участие в конкурсах международного уровня, необходимо серьёзно заниматься также и проблемами выразительности. Эту задачу музыкальная педагогика КНР решает путём детального анализа произведения, изучения истории его создания и прослушивания различных его исполнений (лучше всего, если на записи будет играть пианист с мировым именем). Анализ интерпретаций произведения играет очень большую роль в обучении музыкантов. Творчество выдающихся исполнителей тщательно изучается, и служит основой для работы над собственным стилем.

Не смотря на общие образовательные критерии и строгость (вероятно, даже в какой-то степени жёсткость) системы музыкального образования, педагоги огромное внимание уделяют личности ученика. Они стремятся развить его природные способности и положительные склонности, прибегая к индивидуальному подходу.

Безусловно, за последнее столетие европейская культура оказала колоссальное влияние на национальное музыкальное образование Китая. И китайский народ сам стремится «окунуться» в мир западного искусства, многие студенты желают получить образование за рубежом, часть из них остаётся там жить. При этом, европейская культура не поглощает китайскую, а обогащает её, подчёркивая её сложность и многогранность. В сочетании с дисциплинированностью, терпением, настойчивостью и другими духовными качествами, которые воспитывают даосизм и конфуцианство, обучение приносит богатые плоды. Система музыкального образования Китая выходит на новый уровень, завоёвывая авторитет среди ведущих педагогических систем мира.

Литература:

1. Аршинова М.Интервью с Элисо Вирсаладзе 28 марта 2010 года [Эл.рес.] / ClassicalForum http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3002.0

2. Го Мэн. Развитие высшего музыкального образования в Китае (вторая половина ХХ — начало XXI вв.) [Текст] / Го Мэн // Педагогика и психология образования. — 2012. — № 3. — С. 5–11.

3. Сюй Бо. Китайские пианисты на рубеже XX-XXI веков: исполнительские достижения и система обучения [Текст] / Сюй Бо // Южно-Российский музыкальный альманах. — 2011. — № 1. — С. 59–68.

4. Тушишвили Д. Романтический пианист современной формации — Д. А. Башкиров [Текст]: беседа с музыкантом Д. А. Башкировым / Д. Тушишвили // Музыкант-классик. — 2009. — № 6. — С. 2–6

5. Чуа Эми. Боевой гимн матери-тигрицы [Текст] / Эми Чуа. — М.: ACT: CORPUS, 2013. — 288 с.


[1] Политики «одна семья – один ребёнок» была введена с 1979 года и отменена в декабре 2015 года.

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное образование, Китай, китайское происхождение, музыкант, европейская культура, международный конкурс имени, механистичная виртуозность, мировое имя, родная страна, Чайковский.

Ключевые слова

Китай, педагогика, музыкальное образование, виртуозность

Похожие статьи

Интернационализация высшего образования в Китае: стратегии, механизмы и перспективы

Данная статья рассматривает историю высшего образования в Китае, стратегии и механизмы его развития и феномен интернационализации.

Английский язык в Китае

В данной статье рассматриваются краткая история развития английского языка на территории современного Китая, вопросы интерференции китайского языка и английского, вопросы, проблемы современной межкультурной коммуникации носителей английского и китайс...

Классификация традиционной хореографической культуры узбекского танца

В данной статье автор раскрывает и даёт краткий обзор узбекского танца в исторической перспективе, а также этап развития узбекской хореографии в области этнохореогафии.

Управление организационной культурой современных компаний в Китае

В статье проводится анализ специфики организационной культуры китайских компаний, факторов, влияющих на организационную культуру. Выделяются характерные черты китайской организационной культуры: клановость, неприятие западных ценностей, почитание рук...

Музыка Запада и Востока. Сходства и различия

В данной статье автор рассматривает культурные особенности музыкального искусства Запада и Востока, определяет и анализирует их сходства и различия.

Становление военного образования в России во второй половине XIX века

В статье рассматриваются основные направления становления военного образования в России во второй половине XIX века. Автором выделены ключевые аспекты и направления военной педагогической мысли, определен контекст происходящих в военной педагогике из...

История танца как инструмента человеческого общества

В статье рассматривается значение танца как необходимого инструмента человеческого общества. Раскрываются доминирующие прикладные функции танца как феномена, выходящего за рамки искусства, в разные исторические эпохи. Анализируются особенности бытия ...

Особенности управления персоналом в Китае

В статье определяется основное содержание понятия управления персоналом. Проводится анализ особенностей модели управления персоналом в организациях Китае. Показываются четыре программы обучения специалистов в Китае. Рассматриваются основные ценности ...

Особенности китайской модели менеджмента

Для определения особенностей китайской модели менеджмента в статье описаны традиционные китайские предприятия и особенности управления внутри них, рассмотрено понятие “менеджера”, присущее китайской культуре, описаны взаимоотношения между руководител...

Инновационные технологии как явление и их особенности при обучении хореографии

В статье анализируются представления ученых о понятии «инновация». Дается систематический анализ инноваций в хореографии, описываются закономерности развития нововведений и условия для их результативного применения.

Похожие статьи

Интернационализация высшего образования в Китае: стратегии, механизмы и перспективы

Данная статья рассматривает историю высшего образования в Китае, стратегии и механизмы его развития и феномен интернационализации.

Английский язык в Китае

В данной статье рассматриваются краткая история развития английского языка на территории современного Китая, вопросы интерференции китайского языка и английского, вопросы, проблемы современной межкультурной коммуникации носителей английского и китайс...

Классификация традиционной хореографической культуры узбекского танца

В данной статье автор раскрывает и даёт краткий обзор узбекского танца в исторической перспективе, а также этап развития узбекской хореографии в области этнохореогафии.

Управление организационной культурой современных компаний в Китае

В статье проводится анализ специфики организационной культуры китайских компаний, факторов, влияющих на организационную культуру. Выделяются характерные черты китайской организационной культуры: клановость, неприятие западных ценностей, почитание рук...

Музыка Запада и Востока. Сходства и различия

В данной статье автор рассматривает культурные особенности музыкального искусства Запада и Востока, определяет и анализирует их сходства и различия.

Становление военного образования в России во второй половине XIX века

В статье рассматриваются основные направления становления военного образования в России во второй половине XIX века. Автором выделены ключевые аспекты и направления военной педагогической мысли, определен контекст происходящих в военной педагогике из...

История танца как инструмента человеческого общества

В статье рассматривается значение танца как необходимого инструмента человеческого общества. Раскрываются доминирующие прикладные функции танца как феномена, выходящего за рамки искусства, в разные исторические эпохи. Анализируются особенности бытия ...

Особенности управления персоналом в Китае

В статье определяется основное содержание понятия управления персоналом. Проводится анализ особенностей модели управления персоналом в организациях Китае. Показываются четыре программы обучения специалистов в Китае. Рассматриваются основные ценности ...

Особенности китайской модели менеджмента

Для определения особенностей китайской модели менеджмента в статье описаны традиционные китайские предприятия и особенности управления внутри них, рассмотрено понятие “менеджера”, присущее китайской культуре, описаны взаимоотношения между руководител...

Инновационные технологии как явление и их особенности при обучении хореографии

В статье анализируются представления ученых о понятии «инновация». Дается систематический анализ инноваций в хореографии, описываются закономерности развития нововведений и условия для их результативного применения.