Перспективы создания Центров здоровья на базе университетских структур | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 07.11.2014

Статья просмотрена: 440 раз

Библиографическое описание:

Тарасов, А. М. Перспективы создания Центров здоровья на базе университетских структур / А. М. Тарасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1 (77.1). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13219/ (дата обращения: 19.12.2024).

В последние годы возросло количество предпринимаемых государственными и общественными организациями ограничительных, пропагандистских, организационных мер и инициатив по формированию здорового образа жизни и профилактике развития неинфекционных заболеваний (НИЗ). По оценкам экспертов ВОЗ, к 2030 г. на долю последних будет приходиться до 75% случаев смертей в мире [1]. Среди прочих, все более очевидными становятся усилия государства, направленные на выявление лиц с высоким риском и коррекцию факторов риска неинфекционных заболеваний на индивидуальном и групповом уровнях в рамках первичной медико-санитарной помощи. Широкомасштабные мероприятия по их реализации отражены в Государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и направлены, в том числе, на снижение распространенности наиболее значимых факторов риска: курения, употребления алкоголя, низкого уровня физической активности, нерационального питания [2].

Важнейшим условием своевременного выявления индивидуальных рисков развития НИЗ является охват периодическим эффективным скринингом целевых групп населения. По мнению некоторых ученых, возможности отечественных скрининговых исследований трудоспособного населения и детского контингента, мониторинга факторов риска заболеваний и реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни существенно возросли с вводом в эксплуатацию национальной сети Центров здоровья[1] [3]. Охват широких слоев населения, а также единство используемого инструментария и технологий диагностики позволили аккумулировать в Центрах здоровья значительный массив объективных данных о состоянии здоровья различных целевых групп: впервые обратившихся в отчетном году для проведения комплексного обследования, в том числе детей 0-17 лет в Центрах здоровья для детей и от 18 и старше для Центров здоровья для взрослых, в том числе, направленных медицинскими работниками образовательных учреждений. По данным масштабного исследования, проведенного на основе анализа и обработки первичных данных Центров здоровья, собранных в 2010-2012 годах, основной пик посещаемости среди взрослого населения России пришёлся на возраст 50‐60 лет, при этом подростки и лица юношеского возраста обследовались гораздо чаще молодых женщин и мужчин, что объясняется, в том числе, развитием сети детских Центров здоровья [3].

Очевидно, что комплексное обследование в Центрах здоровья на текущий момент является не достаточно активным элементом медицинской профилактики обучающейся в вузах молодежи - одной из наиболее уязвимых категорий населения, подверженных влиянию факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний. При этом, высокие показатели заболеваемости, по-прежнему, отмечаются среди студенческой молодежи [4, 5].

             Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ №597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака», Центры здоровья создаются на функциональной основе в государственных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждениях здравоохранения муниципальных образований (далее – ЛПУ), включая учреждения здравоохранения для детей. В целом в основополагающих документах, регламентирующих деятельность Центров здоровья, не прописаны возможности их создания на базе университетских структур. Полномочия образовательных организаций ограничиваются лишь функциями направляющих органов.

             Между тем, университеты имеют ряд преимуществ, которые могут быть приняты во внимание государственными структурами в процессе дальнейшего развития и расширения сети Центров здоровья.

1. Наличие опыта медико-профилактической и оздоровительной деятельности. Располагая серьезным диагностическим инструментарием, Центры здоровья нередко испытывают трудности с разработкой и внедрением современных технологий обучения и формирования принципов приверженности к здоровому образу жизни. Напротив, во многих вузах накоплен значительный опыт по формированию приверженности студентов к здоровому образу жизни, разработано и апробировано множество методик, технологий, моделей и организационных форм, что соответствует функционалу Центров Здоровья в части:

 - информирования населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;

 - групповой и индивидуальной пропаганды здорового образа жизни, профилактики возникновения и развития факторов риска различных заболеваний (курение, алкоголь, гиподинамия и др.);

 - обучения граждан гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек;

 - обучения эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей;

 - оценки функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей;

 - консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по занятиям физической культурой и спортом, режиму сна, условиям быта и отдыха;

 - осуществлению мониторинга реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, факторов риска развития заболеваний.

            Кроме того, в ряде случаев образовательные учреждение вправе самостоятельно организовывать проведение периодических осмотров в структурном подразделении образовательного учреждения, осуществляющем медицинскую деятельность, при наличии соответствующей лицензии [6].

2. Наличие инфраструктуры и диагностического оборудования. Многие университеты имеют в своем составе структурные подразделения медико-профилактической направленности, в том числе, кафедры, медико-оздоровительные центры, профилактории, нередко располагающие аналогичным Центрам здоровья комплексным оборудованием для проведения скрининговых и диагностических процедур.

            3. Доступность студенческих целевых групп в университетских Центрах здоровья значительно увеличивает шансы проведения повторных скрининговых и диагностических исследований. Обеспечение достаточного количества динамических наблюдений – необходимое условие эффективности индивидуальной профилактики и формирования приверженности к здоровому образу жизни.

            4. Повышение доли представителей трудоспособного населения из числа молодежи среди обследуемых Центрами здоровья групп населения. В основе философии деятельности Центров здоровья - устранение основных факторов риска развития неинфекционных заболеваний среди здоровых людей. Между тем, по данным некоторых Центров здоровья типичный портрет взрослого посетителя представлен женщинами среднего возраста 53 года (более 79%) и мужчинами среднего возраста 45 лет (более 20%) [7]. Очевидно, что в большинстве случаев, результатами обследования становится не выявление факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний, а констатация наличия заболеваний.

Заинтересованность университетов в сотрудничестве с Центрами здоровья или создании аналогичных структур на собственной базе также вполне очевидна. Организация периодического сбора и анализа первичных данных инструментально-диагностических и лабораторных методов, применяемых в университетских Центрах здоровья, может стать основой углубленного мониторинга эффективности программ профилактики и дальнейшего совершенствования управленческих решений, направленных на снижение влияния факторов риска НИЗ и повышения качества жизни студентов. Кроме того университеты расширяют возможности собственного участия в исследованиях уровня и динамики показателей распространенности основных факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, а также оказания услуг сторонним организациям в сфере формирования здорового образа жизни и профилактики хронических неинфекционных заболеваний.

Очевидно, что дальнейшее повышение эффективности деятельности Центров здоровья по профилактике и устранению рисков развития хронических неинфекционных заболеваний среди различных групп населения связано с необходимостью более тесной координации с немедицинскими учреждениями (как одной из задач Центра здоровья). Выполнение этих задач в рамках только системы здравоохранения невозможно и требует широкого межсекторального многоуровневого взаимодействия [8].

Университетские Центры здоровья – не единственно возможная форма участия вузов в осуществлении медико-профилактической деятельности. Частичные полномочия, (например, по проведению скрининговых исследований) могут быть возложены на центры коллективного пользования. Данная структура представляет собой имущественный комплекс (как правило, на базе высших учебных или научно-исследовательских организаций), обеспечивающих режим коллективного пользования прецизионным дорогостоящим научным и технологическим оборудованием структурными подразделениями базовой организации, а также сторонними пользователями [9].

Основной характерной чертой центров коллективного пользования является наличие приборов, обеспечивающих проведение многометодовых и междисциплинарных исследований, в том числе, по заказам внешних организаций на платной основе. Применительно к задачам Центров здоровья, предметом заказов и договоров, заключенных с центрами коллективного пользования университетов могут быть скрининговые исследования, функциональная диагностика, индивидуальное консультирование и др.

Таким образом, создание Центров здоровья на базе университетских структур, оказание аналогичных услуг на договорной основе в соответствующих структурных подразделениях университета, могут стать логичным продолжением государственной политики по профилактике хронических неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни среди населения и, в частности, обучающейся молодежи.

 

Литература:

1.    Московская декларация / Первая глобальная министерская конференция по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям (Москва, 28–29 апреля 2011 г.). Электронный ресурс: http://www.who.int/nmh/events/moscow_ncds_2011/ru. Дата обращения: 16.10.2014.

2.    Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения". Постановление Правительства Российской Федерации N 294 от 15.04.2014.

3.    Биоимпедансное исследование состава тела населения России / С.Г. Руднев, Н.П. Соболева, С.А. Стерликов, Д.В. Николаев, О.А. Старунова, С.П. Черных, Т.А. Ерюкова, В.А. Колесников, О.А. Мельниченко, Е.Г. Пономарева. М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2014. – 493с.

4.    Таранцова А.В. Результаты интегральной скрининг-оценки состояния уровня здоровья молодежи (на примере Центра здоровья Ростовской области). Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке. 2010. Т. 2012. N1. С. 78-80.

5.    Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи [Текст] : монография / Л. В. Нефедовская; под ред. В. Ю. Альбицкого. - М. : Литтерра, 2007. - 189с.

6.    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1346н
"О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них".

7.    Глуховская С.В. Центры здоровья Свердловской области. Возможности, перспективы, опыт работы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Центры здоровья - новая профилактическая технология. Перспективы развития». (Москва, 15-17 сентября 2011). Электронный ресурс: URL:http://depzdrav.yanao.ru/sites/default/files/dzo/forums/vserossijsky/health_nation-basis_prosperity_russia/08_centry_zdorovya.pdf . Дата обращения: 20.02.2012.

8.    Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Неинфекционные заболевания и здоровье населения России» Неинфекционные заболевания и здоровье населения России» 15-16 мая 2014 года. Электронный ресурс: http://gnicpm-conf.ru/arhiv/2014/otchet.html. Дата обращения: 10.10.2014.

9.    Центр коллективного пользования. Описание элемента инфраструктуры инновационной деятельности. М.: НИАЦ МИРИС, 2006. Электронный ресурс: //projects.innovbusiness.ru. Дата обращения: 10.10.2014.



[1] Центры здоровья созданы согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ №597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».

Основные термины (генерируются автоматически): Центр здоровья, здоровый образ жизни, заболевание, коллективное пользование, Российская Федерация, университетский Центр здоровья, комплексное обследование, риск развития, трудоспособное население, учреждение здравоохранения.


Похожие статьи

Перспективы развития информационных порталов национально-культурных автономий

Перспективы использования программно-технического комплекса «Электронная школа» в системе начального образования

Теоретические предпосылки для разработки электронных учебных комплексов для средних школ

Перспективы использования многофункционального культиватора для проведения уходов за лесными культурами

Критерии выбора тематики проектов в условиях дополнительного образования детей

Создание единой образовательной платформы с семьями воспитанников на основе технологии сотрудничества

Перспективы развития музыкального образования

Перспективы расширения роли особых экономических зон в условиях осуществлении стратегии нового Узбекистана

Развитие рефлексивной компетенции у будущих бакалавров психологии

Формирование ИКТ-компетенций на уроках информатики

Похожие статьи

Перспективы развития информационных порталов национально-культурных автономий

Перспективы использования программно-технического комплекса «Электронная школа» в системе начального образования

Теоретические предпосылки для разработки электронных учебных комплексов для средних школ

Перспективы использования многофункционального культиватора для проведения уходов за лесными культурами

Критерии выбора тематики проектов в условиях дополнительного образования детей

Создание единой образовательной платформы с семьями воспитанников на основе технологии сотрудничества

Перспективы развития музыкального образования

Перспективы расширения роли особых экономических зон в условиях осуществлении стратегии нового Узбекистана

Развитие рефлексивной компетенции у будущих бакалавров психологии

Формирование ИКТ-компетенций на уроках информатики

Задать вопрос