Здоровьесберегающая технология учебных циклов в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 07.11.2014

Статья просмотрена: 368 раз

Библиографическое описание:

Ермоленко, С. Л. Здоровьесберегающая технология учебных циклов в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях реализации ФГОС / С. Л. Ермоленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1 (77.1). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13207/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Здоровьесберегающие технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология позволяет учителю создать здоровьесберегающую и экологически безопасную среду обучения ребенка на уроке (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания), рационально организовать учебный процесс (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями), т.е. максимально способствовать осуществлению своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья учащихся. 

Основная часть

Технологию учебных циклов описал Герман Григорьевич Левитас, д.п.н., профессор кафедры образовательной технологии АПКиПРО г. Москва. Г.Г. Левитас утверждал: «…технология относится к преподаванию тех предметов и их разделов, в которых ведущим элементом являются точные знания. Это курсы математики 1-11 классов. Это многие разделы информатики, физики, химии, биологии, географии, истории». Технология учебных циклов позволяет избежать переутомления учащихся на уроке, обеспечивая при этом постоянную занятость и непрерывную работу».

Технология учебных циклов способствует становлению адекватной самооценки, рефлексии, дает реальную возможность самоутверждения и самореализации в рамках урока для каждого ученика, исключая стрессовые ситуации в процессе опроса, прекрасно подходит для учащихся с высоким уровнем школьной тревожности и со страхом ошибки. Учитывая последние неутешительные данные о состоянии здоровья школьников и новые требования к результатам образования, принципиально меняется деятельность учителя, реализующего ФГОС. Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед преподавателем ОБЖ новые цели. Теперь преподавателю необходимо сформировать у обучающихся две группы новых умений:

во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться; во-вторых, формировать у детей мотивацию к сохранению и укреплению своего здоровья, получить необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и научиться использовать полученные знания в повседневной жизни.
 На первый план сегодня выходят образовательные метапредметные результаты. Изучая предмет ОБЖ, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Планируя свою работу по формированию знаний, различных видов познавательной деятельности, за основу я беру не урок, а цикл обучения (цикл управления процессом). Под циклом обучения понимается вся необходимая совокупность действий учителя и учащегося, которая приводит последнего к усвоению определенного фрагмента содержания обучения с заранее заданными показателями, то есть к достижению поставленной цели. Организационно учебный цикл начинается с совместного определения учебных задач и завершается контролем уровня их достижения. Весь период такого изучения, состоящий из одного или из нескольких уроков, естественно назвать учебным циклом.

Примерное содержание учебного цикла ОБЖ в 8 классе по теме: «Взрывы и пожары».

1. Учебный материал разбивается на 6-ти часовой учебный цикл, в состав которого входят: проверка знания предыдущего материала, сообщение нового, закрепление, контроль теоретических знаний и итоговое закрепление.

 2. На уроках, проводимых в рамках технологии, проверка усвоения пройденного материала осуществляется в ходе экспресс диагностики, содержащей вопросы, имеющие точный, однозначный ответ. Проверка осуществляется с опорой на эталон самими обучающимися или в рамках взаимопроверки одноклассниками.

3. В процессе объяснения нового материала составляется конспект, после чего материал еще раз коротко проговаривается сильными учениками.

4. В качестве активизации внимания в ходе объяснения нового материала или фронтального повторения до диктанта учитель использует систему «да - нет».

 На I этапе (постановка учебной задачи) происходит мотивация и целеполагание.

 На II этапе (открытия нового знания) решается проблема, которая была поставлена на предыдущем этапе. Для этого используется дискуссия, учебный диалог, коллективное анализирующее наблюдение, небольшие исследовательские работы в группах по готовому плану. Учебным содержанием являются существенные признаки нового. Диалог завершается четкой формулировкой найденного знания, имеющего описательно-словесную форму. Результат сверяется по эталону и составляется систематизирующая таблица.

В ходе первичного закрепления (III этап) происходит усвоение нового понятия. Используются ситуативные задачи на распознавание существенных признаков нового понятия и разные виды упражнений на сопоставление теоретических знаний и практических задач, которые позволяют перевести новое знание с уровня внешней речи на внутренний. Результатом работы на итоговом этапе является овладение обучающимися необходимыми учебными действиями по организации своей деятельности для достижения собственной учебной задачи, а также способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачу всего учебного цикла, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Домашнее задание дается дифференцированно. Предметные результаты обучающихся заносятся в лист индивидуальных достижений, метапредметные результаты отмечаются в личных портфолио.

Пример: Тема: «Взрывы и пожары».

1.                  Определение количества часов на изучение темы. (6 часов)

2.                  Определение содержания учебного цикла.

(Формулируется характеристика деятельности обучающихся)

Таблица 1

Лист индивидуальных достижений

1

2

3

Получить представление - о взрывах и пожарах

Проанализировать и сформулировать: причины взрывов и пожаров, условия распространения пожаров, поражающие факторы взрывов

Отработать действия по эвакуации при пожаре

  

3.                   Контроль при изучении темы (на опережение).

а) На последнем уроке по теме проверка наличия 6 конспектов.

б) Экспресс диагностика: «Классификация и характеристика пожаров», «Зоны действия взрывов и их характеристика», «Ситуационные задания».

в) Индивидуальные задания по желанию: «Статистика пожаров жилых помещений и общественных зданий в Московском районе», «Пожаро- и взрывоопасные объекты в Московском районе».

г) Практические действия: «Эвакуация через задымленный коридор, при опасной концентрации дыма».

4.                  Завершающий контроль – Зачет (тестирование). Задания дифференцированы по степени сложности.

5.                  Оценивание:

 а) Суммируются все отметки текущего и завершающего контроля и делятся на кол-во выполненных работ. Округляем в пользу ученика.

 б) Если сумма отметок по текущему контролю 25 и более, то обучающийся освобождается от завершающего контроля (зачета).

 

Литература:

1.                  Левитас Г.Г., Технология учебных циклов, М: Илекса, 2002г.

2.                  Левитас Г.Г., Технология учебных циклов. Журнал «Завуч» № 2, 2002г.

3.                  Левитас Г.Г., Технология учебных циклов или как улучшить классно-урочную систему обучения,.М: АРКТИ, 2006г.

4.                  Аксенова И.А., Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г. — СПб: Реноме, 2012. — С. 140-142.

5.                  Журнал "Практика образования" №2, 2008 г.

6.                  http://www.livelib.ru/book/1000417794

Основные термины (генерируются автоматически): учебный цикл, завершающий контроль, III, действие, достижение, здоровый образ жизни, знание, Московский район, существенный признак нового, цикл обучения.


Похожие статьи

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

Статья содержит материал, позволяющий педагогам организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС. Автором выделяются основные условия, требования и принципы, необходимые для повышения качества коррекционной работы. Актуальность выбра...

Концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа и повышение устойчивости к стрессовым факторам

Задачи. В статье предлагается концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа им. Г. А. Илизарова. Материалы и методы. Изучена медицинская литература, разработана модель совладания студентов, названная «копинг-ресурсом». Результа...

Физическое воспитание дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе

Статья посвящена вопросам физического воспитания дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе. Авторы рассматривают важность физической подготовки для успешного обучения и развития ребенка, а также предлагают методы и подходы, которые ...

Применение игровых технологий в младшем школьном возрасте и их влияние на процесс занятий хоккеем

Использование игр в психолого-педагогическом контексте имеет большое значение для детей. Игровые технологии являются мощным стимулом повышения заинтересованности и стимуляции желания учащихся младших классов в занятиях хоккеем. От педагога зависит во...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

Экологическое образование молодежи как процесс обучения, воспитания и развития личности

В статье авторы проводят всестороннее исследование феномена экологического образования молодежи, рассматриваемого как многоаспектный процесс, охватывающий обучение, воспитание и всестороннее развитие личности. Основной целью этого процесса является ф...

Значение военного образования в поддержании физического благополучия и здоровья обучаемого на этапе получения военного образования

Проанализированы данные социологического исследования по субъективной оценке курсантов на этапе получения военного образования уровня здоровья, образа жизни, медицинской грамотности; показателям удовлетворенности выбранной профессией: физического раз...

Физическое воспитание дошкольников 4–5 лет

Физическое воспитание является одним из важных аспектов развития ребенка. Особенно важно начинать заниматься спортом и физической активностью с самого раннего детства. Дети в возрасте 4–5 лет находятся на стадии активного физического и психического р...

Похожие статьи

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

Статья содержит материал, позволяющий педагогам организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС. Автором выделяются основные условия, требования и принципы, необходимые для повышения качества коррекционной работы. Актуальность выбра...

Концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа и повышение устойчивости к стрессовым факторам

Задачи. В статье предлагается концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа им. Г. А. Илизарова. Материалы и методы. Изучена медицинская литература, разработана модель совладания студентов, названная «копинг-ресурсом». Результа...

Физическое воспитание дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе

Статья посвящена вопросам физического воспитания дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе. Авторы рассматривают важность физической подготовки для успешного обучения и развития ребенка, а также предлагают методы и подходы, которые ...

Применение игровых технологий в младшем школьном возрасте и их влияние на процесс занятий хоккеем

Использование игр в психолого-педагогическом контексте имеет большое значение для детей. Игровые технологии являются мощным стимулом повышения заинтересованности и стимуляции желания учащихся младших классов в занятиях хоккеем. От педагога зависит во...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

Экологическое образование молодежи как процесс обучения, воспитания и развития личности

В статье авторы проводят всестороннее исследование феномена экологического образования молодежи, рассматриваемого как многоаспектный процесс, охватывающий обучение, воспитание и всестороннее развитие личности. Основной целью этого процесса является ф...

Значение военного образования в поддержании физического благополучия и здоровья обучаемого на этапе получения военного образования

Проанализированы данные социологического исследования по субъективной оценке курсантов на этапе получения военного образования уровня здоровья, образа жизни, медицинской грамотности; показателям удовлетворенности выбранной профессией: физического раз...

Физическое воспитание дошкольников 4–5 лет

Физическое воспитание является одним из важных аспектов развития ребенка. Особенно важно начинать заниматься спортом и физической активностью с самого раннего детства. Дети в возрасте 4–5 лет находятся на стадии активного физического и психического р...

Задать вопрос