Здоровьесберегающие технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология позволяет учителю создать здоровьесберегающую и экологически безопасную среду обучения ребенка на уроке (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания), рационально организовать учебный процесс (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями), т.е. максимально способствовать осуществлению своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Основная часть
Технологию учебных циклов описал Герман Григорьевич Левитас, д.п.н., профессор кафедры образовательной технологии АПКиПРО г. Москва. Г.Г. Левитас утверждал: «…технология относится к преподаванию тех предметов и их разделов, в которых ведущим элементом являются точные знания. Это курсы математики 1-11 классов. Это многие разделы информатики, физики, химии, биологии, географии, истории». Технология учебных циклов позволяет избежать переутомления учащихся на уроке, обеспечивая при этом постоянную занятость и непрерывную работу».
Технология учебных циклов способствует становлению адекватной самооценки, рефлексии, дает реальную возможность самоутверждения и самореализации в рамках урока для каждого ученика, исключая стрессовые ситуации в процессе опроса, прекрасно подходит для учащихся с высоким уровнем школьной тревожности и со страхом ошибки. Учитывая последние неутешительные данные о состоянии здоровья школьников и новые требования к результатам образования, принципиально меняется деятельность учителя, реализующего ФГОС. Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед преподавателем ОБЖ новые цели. Теперь преподавателю необходимо сформировать у обучающихся две группы новых умений:
во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться; во-вторых, формировать у детей мотивацию к сохранению и укреплению своего здоровья, получить необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и научиться использовать полученные знания в повседневной жизни.
На первый план сегодня выходят образовательные метапредметные результаты. Изучая предмет ОБЖ, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Планируя свою работу по формированию знаний, различных видов познавательной деятельности, за основу я беру не урок, а цикл обучения (цикл управления процессом). Под циклом обучения понимается вся необходимая совокупность действий учителя и учащегося, которая приводит последнего к усвоению определенного фрагмента содержания обучения с заранее заданными показателями, то есть к достижению поставленной цели. Организационно учебный цикл начинается с совместного определения учебных задач и завершается контролем уровня их достижения. Весь период такого изучения, состоящий из одного или из нескольких уроков, естественно назвать учебным циклом.
Примерное содержание учебного цикла ОБЖ в 8 классе по теме: «Взрывы и пожары».
1. Учебный материал разбивается на 6-ти часовой учебный цикл, в состав которого входят: проверка знания предыдущего материала, сообщение нового, закрепление, контроль теоретических знаний и итоговое закрепление.
2. На уроках, проводимых в рамках технологии, проверка усвоения пройденного материала осуществляется в ходе экспресс диагностики, содержащей вопросы, имеющие точный, однозначный ответ. Проверка осуществляется с опорой на эталон самими обучающимися или в рамках взаимопроверки одноклассниками.
3. В процессе объяснения нового материала составляется конспект, после чего материал еще раз коротко проговаривается сильными учениками.
4. В качестве активизации внимания в ходе объяснения нового материала или фронтального повторения до диктанта учитель использует систему «да - нет».
На I этапе (постановка учебной задачи) происходит мотивация и целеполагание.
На II этапе (открытия нового знания) решается проблема, которая была поставлена на предыдущем этапе. Для этого используется дискуссия, учебный диалог, коллективное анализирующее наблюдение, небольшие исследовательские работы в группах по готовому плану. Учебным содержанием являются существенные признаки нового. Диалог завершается четкой формулировкой найденного знания, имеющего описательно-словесную форму. Результат сверяется по эталону и составляется систематизирующая таблица.
В ходе первичного закрепления (III этап) происходит усвоение нового понятия. Используются ситуативные задачи на распознавание существенных признаков нового понятия и разные виды упражнений на сопоставление теоретических знаний и практических задач, которые позволяют перевести новое знание с уровня внешней речи на внутренний. Результатом работы на итоговом этапе является овладение обучающимися необходимыми учебными действиями по организации своей деятельности для достижения собственной учебной задачи, а также способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачу всего учебного цикла, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Домашнее задание дается дифференцированно. Предметные результаты обучающихся заносятся в лист индивидуальных достижений, метапредметные результаты отмечаются в личных портфолио.
Пример: Тема: «Взрывы и пожары».
1. Определение количества часов на изучение темы. (6 часов)
2. Определение содержания учебного цикла.
(Формулируется характеристика деятельности обучающихся)
Таблица 1
Лист индивидуальных достижений
1 |
2 |
3 |
Получить представление - о взрывах и пожарах |
Проанализировать и сформулировать: причины взрывов и пожаров, условия распространения пожаров, поражающие факторы взрывов |
Отработать действия по эвакуации при пожаре |
3. Контроль при изучении темы (на опережение).
а) На последнем уроке по теме проверка наличия 6 конспектов.
б) Экспресс диагностика: «Классификация и характеристика пожаров», «Зоны действия взрывов и их характеристика», «Ситуационные задания».
в) Индивидуальные задания по желанию: «Статистика пожаров жилых помещений и общественных зданий в Московском районе», «Пожаро- и взрывоопасные объекты в Московском районе».
г) Практические действия: «Эвакуация через задымленный коридор, при опасной концентрации дыма».
4. Завершающий контроль – Зачет (тестирование). Задания дифференцированы по степени сложности.
5. Оценивание:
а) Суммируются все отметки текущего и завершающего контроля и делятся на кол-во выполненных работ. Округляем в пользу ученика.
б) Если сумма отметок по текущему контролю 25 и более, то обучающийся освобождается от завершающего контроля (зачета).
Литература:
1. Левитас Г.Г., Технология учебных циклов, М: Илекса, 2002г.
2. Левитас Г.Г., Технология учебных циклов. Журнал «Завуч» № 2, 2002г.
3. Левитас Г.Г., Технология учебных циклов или как улучшить классно-урочную систему обучения,.М: АРКТИ, 2006г.
4. Аксенова И.А., Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г. — СПб: Реноме, 2012. — С. 140-142.
5. Журнал "Практика образования" №2, 2008 г.