Нет необходимости доказывать, что успешность перехода экономики и общества к устойчивому развитию представляет собой доминирующую тенденцию мирового развития и в значительной степени определяется качеством построения налоговой системы, и эффективностью налогового администрирования в стране.
С точки зрения науки об управлении, государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.
Переход российской экономики от административно-командных к рыночным отношениям, потребовал введения современной налоговой системы и ее последующего реформирования в процессе становления. Введение налоговой системы было неизбежно и с точки зрения внутриэкономических отношений, поскольку государственная собственность на все предприятия и организации была заменена частной, кооперативной, акционерной, иностранной, смешанной и другими видами собственности. Данные преобразования потребовали проведение реформ.
При этом под налоговой реформой понимают комплексный процесс кардинальных преобразований налоговой системы (налоговых отношений), на основе масштабной перестройки действующей системы налогообложения и изменения механизма управления ею, с целью приведения ее в соответствие с новым содержание государственной налоговой политики.
Вместе с тем любые преобразования, процесс достаточно болезненный для всех субъектов, результат которых невозможно в полной мере предвидеть. Ответ здесь может быть дан только качественный, а не количественный.
Главной целью налоговых преобразований должно стать приведение налоговой системы и налогового администрирования, в соответствие с новыми потребностями социально-экономического развития страны и новым курсом налоговой политики.
По мере врастания нашей экономики в рынок, налоговой системе приходилось решать различные практические задачи. При переходе к рынку российская налоговая система эволюционирует, и прошла уже несколько этапов развития от момента возникновения и становления до существования в условия кризисной экономики, и последующей модернизации, внедрения инновационной экономики.
Следует отметить, слова заместителя министра финансов Российской Федерации Сергея Дмитриевича Шаталова данное в интервью журналу «Налоговые споры» — «Налоговая реформа, однажды начавшись, уже, по-видимому, никогда не закончится. Жизнь не стоит на месте, и налоговая система должна своевременно и гибко реагировать на постоянные изменения в экономике».
Налоговое администрирование и налоговая политика государства — взаимосвязанные факторы состояния социально-политической системы государства. Они взаимообусловлены, любые реформы в сфере налогообложения и фискальной системы в целом, всегда должны предусматривать эффективные механизмы налогового администрирования. Важнейшее звено налоговой реформы — это укрепление системы налогового администрирования, которое в итоге должно быть объединено в рамках одного органа, что значительно упростит положение честных налогоплательщиков и усилит государственное воздействие на неплательщиков налогов.
Хорошее налоговое администрирование — это хорошая реализация налоговой политики. Для проведения эффективной финансовой политики государству необходимо иметь систему налогового администрирования, механизм которого надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджеты всех уровней (федерального, регионального и местного) и государственные внебюджетные фонды.
Важнейшим условием эффективности налогового администрирования выступает законодательное установление процедур по реализации норм взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Налоговое законодательство должно обеспечивать, с одной стороны, легкость, понятность и простоту уплаты налога с точки зрения налогоплательщика в противовес уклонению от налогообложения и осуществлению незаконной предпринимательской деятельности. С другой стороны — минимизацию затрат государства на содержание налоговых органов и осуществление всех элементов налогового администрирования.
Реформирование налоговых органов, проводимое в настоящее время в России, способствует повышению эффективности экономического развития налогового администрирования.
На что же в настоящее время направлены преобразования и изменения в сфере налогового администрирования, можно судить по повышению модернизации электронного документооборота и ИТ-технологий.
Так, с 2009 года заработал электронный сервис «проверь себя и контрагента» направленный на снижение налоговых рисков и возможности исключить недобросовестных контрагентов из нормальных гражданских правоотношений. На сегодняшний день таких сервисов уже больше 30 и одним из самых популярных является «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
Более того, как говорится в официальном сообщении, размещенном на сайте ФНС России, «сегодня каждый налогоплательщик, использующий электронные сервисы ФНС России, может не посещать налоговую инспекцию — все свои вопросы он оперативно решает, используя Интернет. Налогоплательщики могут подавать в электронном виде налоговые декларации, счета-фактуры, акты совместной сверки, заявления о постановке на учет — всего более 40 документов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ при взаимодействии Налоговой службы и налогоплательщиков». Как показывает современная тенденция, и сложившийся опыт данное направление будет только развиваться и совершенствоваться.
Официальный сайт ФНС России является наиболее популярным сайтом среди органов исполнительной власти в России, еженедельно его посещают более миллиона пользователей, при этом количество обращений к отдельным сервисам достигает миллиона в день.
Кроме того, начиная с конца 2013 года, в России началось успешное развитие нового метода налогового администрирования, направленного на реализацию партнерских взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками. Данный метод получил название «горизонтального мониторинга» — это новый уровень общения с налогоплательщиками, позволяющий своевременно реагировать на осуществление операций с высокой степенью налоговых рисков.
Горизонтальный мониторинг — это один из новых подходов наряду с уже существующими методами налогового администрирования, при котором налогоплательщики, добровольно раскрывая налоговому органу информацию, имеют возможность согласовывать правила налогообложения сложных сделок и снижать бремя последующего налогового контроля.
Такой подход направлен, прежде всего, на возможность помочь наладить компании такой уровень внутреннего контроля, который позволяет правильно соблюдать законодательство о налогах и сборах.
Одновременно Федеральная налоговая служба в целях улучшения качества все больше переходит на электронное взаимодействие с налогоплательщиками, что значительно ускорить взаимодействие и сотрудничество. Так с 1 января 2014 года все налогоплательщики и налоговые агенты, на которых возложена обязанность подачи налоговой декларации по НДС, в обязательном порядке подают декларации по НДС в электронном виде по установленному формату по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Кроме этого, с 2015 года введена обязанность расширенного декларирования операций, связанных с исчислением и уплатой НДС. В налоговой декларации по НДС будут отражаться сведения об операциях налогоплательщика из книги покупок и книги продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Указанные изменения дают возможность создать автоматизированный инструмент камерального контроля, по сопоставлению покупок и продаж различных организаций. Такой механизм позволит непосредственно после представления налоговой отчетности, выявлять и пресекать попытки мошеннического возмещения НДС из бюджета.
В свою очередь, упростится процесс камеральной налоговой проверки добросовестных налогоплательщиков. Исчезнет потребность в истребовании значительных объемов документов, поскольку подтверждение реальности и достоверности, указанных в декларации данных будет производиться автоматически.
Отдельно следует отметить о распоряжении Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 № 162-р, которым утверждена дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования», координатором которой назначена Федеральная налоговая служба.
«Дорожная карта» направлена на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования, с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти, в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.
Целями «дорожной карты» являются сокращение временных и материальных затрат предпринимателей, на подготовку и представление налоговой отчетности, сближение правил налогового и бухгалтерского учета, повышение эффективности механизмов администрирования налога на добавленную стоимость, стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот, совершенствование администрирования специальных налоговых режимов.
Характерными показателями проводимых преобразований и инноваций в области налогового администрирования стали, показатели количества проводимых проверок, число которых снижается и одновременно их эффективности, и улучшении законности проведенных доначислений налогов и сборов, и уровнем взыскания данных доначислений.
При этом, как показывает тенденция, улучшение администрирования в результате использования и внедрения достижений современных технологий, будет способствовать снижению налоговых нагрузок и повышению собираемости налогов.
К настоящему времени в Российской Федерации в целом, закончено формирование основ современной налоговой системы. Тем не менее, характер современного этапа развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических для этого этапа проблем. В этих условиях, проведенная в последние годы налоговая реформа, является лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышение конкурентоспособной налоговой системы.
Налоговая политика государства в ближайшие годы (2014–2015 года) будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В этой связи важнейшей задачей Правительства РФ, является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в том числе с использованием инструментов и механизмов налогового администрирования.
Литература:
1. Дорофеева Н. А., Брилон А. В., Брилон Н. В. Налоговое администрирование. Учебник. Дашков и К. 2014. 296 с.
2. Аронов А. В. Налоговая политика и налоговое администрирование. Уч. пособие. Инфра-М. Магистр. 2014. 544 с.
3. Мишустин М. В. Совершенствование налогового администрирования — фактор повышения эффективности работы налоговых органов // Финансы, 2010, № 6, С. 27–32.
4. Шаталов С. Д. Налоговая реформа никогда не закончится. Журнал «Налоговые споры» № 7. 2013. С. 1–8.
5. Ефремова Т. А. «Налоговое администрирование в России: предпосылки становления и особенности функционирования». Журнал «NB: Финансовое право и управление» № 2. 2013. С 1–23.
6. Грицкова О. Ю. Матвеевой Т. В. Новый интернет-сайт Федеральной налоговой службы. Журнал «Налоговая политика и практика». № 1/2014. С. 22–27.
7. Суворова Е. В., Казанский Д. М. Горизонтальный мониторинг: новый подход к налоговому администрированию. Журнал «Законы России» 2014, № 3. 11–18.