Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранных языков. Презентации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (75) октябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 03.10.2014

Статья просмотрена: 873 раза

Библиографическое описание:

Шакирова, Т. В. Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранных языков. Презентации / Т. В. Шакирова, Е. Б. Еренчинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 16 (75). — С. 376-378. — URL: https://moluch.ru/archive/75/12856/ (дата обращения: 16.12.2024).

В данной статье пойдет речь об основных аспектах организации самостоятельной работы студентов, в частности — о включении в самостоятельную работу медиа презентации. В рамках работы мы подчеркиваем актуальность такого навыка, как умение обрабатывать информацию не только на родном, но и на иностранном языке, поскольку современные технологии и новейшие разработки в первую очередь издаются на иностранном (английском, немецком) языке. Задача педагога состоит в том, чтобы создать на занятиях и во внеучебном пространстве условия, максимально мотивирующие и побуждающие студента к изучению иностранного языка, и этому, на наш взгляд, способствует включение в учебный процесс современных технологий и применение интерактивных методов обучения. Тем более, что современные профессиональные и общекультурные компетенции требуют постоянного совершенствования профессиональных знаний, развитие личностных и деловых качеств студентов. Учитывая специфику технического вуза, мы рекомендуем связывать самостоятельную работу именно с техническими средствами обучения, а результатом будет материал, представленный в виде презентаций, слайд-фильмов и т. д.

Факт, что систематическая самостоятельная работа является одним из необходимых условий успешного изучения любого предмета, включая и иностранный язык. «…Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением…» [1, с.16].

Выделяют следующие характеристики самостоятельной работы при обучении иностранному языку:

1.      Индивидуализированность (соответствие содержания обучения уровню развития процессов мышления, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, а также мотивам и интересам, прошлому опыту студентов; организация соответствующего для каждого студента режима обучения; использование преподавателем различных методов, форм, средств обучения, учитывая индивидуальные особенности студентов).

2.      Активность (самостоятельная работа создает такие психолого-педагогические условия для студента, в которых он как субъект учебной деятельности может проявить свою активность на уровне восприятия и памяти, воображения и творческого мышления, воспроизведения).

3.      Добровольность (сознательное стремление студента добиться результата, преодолевая возникающие затруднения).

4.      Творчество (проявляется в процессе самостоятельной постановки задачи, решения проблемы, корректировки деятельности).

5.      Отсутствие преподавателя (она может протекать либо при полном отсутствии преподавателя, либо при его минимальном руководстве и опосредованной помощи).

6.      Готовность к иноязычной коммуникации (студент, изучая какой-либо учебный материал, не просто усваивает новую для него информацию, но и на ее основе пытается включить себя в ситуацию решения учебных задач, предусмотренных для самостоятельной работы).

7.      Комфортность (наличие благоприятного эмоционального климата обучения) [2].

Важно, что технические средства не определяют содержание обучения — они является лишь эффективным средством обучения иностранному языку, поэтому выделяют ряд дидактических задач, которые решаются в процессе самостоятельной работы при обучении иностранному языку с помощью информационных технологий:

-        формирование и совершенствование языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования;

-        расширение активного и пассивного словарей;

-        приобретение культурологических знаний;

-        формирование культуры общения;

-        формирование элементов глобального мышления;

-        формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности,

-        потребности к использованию иностранного языка для целей подлинного общения;

-        формирование навыков работы в группе.

Для реализации этих задач используются различные компьютерные программы, как: Microsoft Word, Microsoft Internet Explorer, Microsoft Power Point, Windows Movie Maker, on-line ресурс Prezi, компьютерные обучающие программы.

Мы рассмотрим роль презентации не только в программе Power Point, но и в Prezi в самостоятельной работе студентов.

В основу использования мультимедийных презентаций положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом.

Познавательный аспект в работе над презентацией способствует созданию мотивации. При создании презентации студенты сочетают все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование, письмо. Для того чтобы отобрать необходимый для своей презентации материал, им приходится просмотреть немало аутентичного материала, работать с лингвострановедческими и энциклопедическими справочниками и словарями. Также тексты для чтения используются на слайдах презентации. Таким образом, у студентов формируются лексические, грамматические, произносительные навыки чтения.

Презентации включают в себя развивающий и воспитательный аспекты. При работе над презентацией у студентов развивается воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Они учатся не только умению общаться друг с другом, но и учатся проявлять уважение и внимание к другим членам группы, к их труду. У студентов воспитывается уважительное отношение к чужому мнению, к создателю презентации. Они учатся лучше понимать друг друга, проявлять чувство товарищества, взаимоподдержки, осознавать свою культуру через контекст культуры иноязычных стран.

Работая над созданием презентации, в соответствии с выбранной темой, студенты отбирают явления, события, факты, которые наиболее им интересны. Выявляются наиболее актуальные проблемы при обсуждении, представляющие взаимный интерес.

Презентации являются мощным инструментом, который помогает доносить свои идеи наиболее эффективным и наглядным способом. Обычно для создания презентации используется программа Power Point, которая является частью набора приложений Microsoft Office. Однако в последнее время появилось достаточное количество альтернатив, многие из которых предоставляют не меньшие возможности. Одним из лучших примеров подобных инструментов является разработанная венгерскими специалистами программа Prezi для создания интерактивных презентаций. Студенту, тянущемуся к новым разработкам в области компьютерных технологий в образовательном процессе, всегда хочется чего-то большего, чем банальное чередование слайдов в программах MS Power Point или Open Office. Они ищут новые технологические решения, которые максимально бы облегчили труд и помогли бы создавать оригинальные и эффективные разработки. К этой группе решений можно отнести и программу Prezi, главное достоинство которой состоит в том, что в ней можно легко подготовить нелиней-ные, многоуровневые презентации. Prezi.com — это социальный сервис, а значит, создаваться презентации могут коллективно, и это качество можно использовать при работе над совместными проектами. Готовая презентация может быть успешно загружена на диск, ее дальнейшее использование не требует при этом установки какого-либо программного обеспечения. Все основные команды для создания, редактирования и настройки презентации расположены в меню, представленном в виде пузырьков. На каждом кружочке указана команда или действие, которые при этом будут выполняться. Создание презентации не вызывает затруднений. В презентацию можно загружать изображения и файлы мультимедиа, вставлять ссылки, объединять несколько объектов презентации в фреймы (при просмотре они будут показаны как один кадр). Объекты презентации могут располагаться в рабочей области в любом порядке, иметь различные размеры и ориентировку.

Работа над презентацией позволяет глубже изучить предложенную тему, получить коммуникативные навыки работы в Интернете, проявить творчество и создать креативный Интернет — продукт. Оригинальность данной программы заключается в том, что вся презентация размещается на одном большом виртуальном листе, а ее демонстрация — это путешествие по этому листу с динамическим масштабированием. На листе можно произвольно разместить текст, медиа-контент, элементы дизайна. Затем наносится маршрут — соединение элементов в порядке их показа — и определяется, в каком масштабе показывать каждый слайд. При этом во время демонстрации можно легко менять маршрут и масштаб и свободно «перемещаться» по презентации. Все это выглядит очень динамично и эффектно. Презентации можно демонстрировать через Интернет или на персональном компьютере, загрузив на него локальную копию [5]. По сравнению с программой MS Power Point, программа Prezi методически удобнее в использовании, а так же позволяет сделать представление информации более ярким, что в свою очередь обеспечивает быстрое усвоение содержимого темы. Это позволяет нам говорить о том, что применяемые современные средства информационных технологий, а именно, презентации способствуют: развитию навыков самостоятельной работы; повышению мотивации учения; реализации индивидуализированного обучения; развитию творческого и критического мышления; развитию информационной и образовательной компетентности студентов; реализации мультимедийности учебного материала; организации интерактивного обучения; развитию различных видов речевой деятельности.

Литература:

1.      Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956.

2.      Колесова Т. В. Информационные технологии в обучении иностранному языку. — Йошкар-Ола, 2010.

3.      Колесова Т. В. Роль информационных технологий обучения в повышении качества самостоятельной работы при обучении иностранному языку в вузе // “Вестник РУДН”, серия “Информатизация образования”, № 1, 2011

4.      Егорова Т. В., Каган Н. В. Использование ИКТ на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] URL: http://sibac.info/10632

5.      Технология Prezi — оригинальное решение мультимедийной презентации [Электронный ресурс]. URL: http://didaktor.ru/texnologiya-prezi-originalnoe-reshenie-multimedijnoj-prezentacii/.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, презентация, самостоятельная работа, создание презентации, программа, речевая деятельность, студент, развитие, самостоятельная работа студентов, творческое мышление.


Похожие статьи

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по химии

Организация работы с одаренными детьми при изучении географии. Из опыта работы

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения

Разработка конспекта урока с использованием интенсивных методов обучения иностранному языку

Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы

Использование жизненного опыта обучающихся при решении математических задач в первом классе

Организация работы по подготовке к ГИА по английскому языку в начальной школе

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

Словарная работа на уроках в старших классах (формирование речевой компетенции)

Организация совместной работы учащихся в парах и в группах на уроках математики

Похожие статьи

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по химии

Организация работы с одаренными детьми при изучении географии. Из опыта работы

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения

Разработка конспекта урока с использованием интенсивных методов обучения иностранному языку

Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы

Использование жизненного опыта обучающихся при решении математических задач в первом классе

Организация работы по подготовке к ГИА по английскому языку в начальной школе

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

Словарная работа на уроках в старших классах (формирование речевой компетенции)

Организация совместной работы учащихся в парах и в группах на уроках математики

Задать вопрос