Ключевые слова: самостоятельная работа, активность, иностранный язык, проектная деятельность, познавательная активность, презентация, образовательный процесс.
В последнее десятилетие Российская образовательная система активно интегрируется в мировое образовательное пространство и участие России в Болонской конвенции выдвигает современные требования не только к применению принципиально новых подходов и методов повышения качества образовательного процесса, но и к подготовке высококвалифицированных кадров в различных областях науки и техники.
Важно отметить, «что именно преподаватель представляет собой главное звено в цепочке формирования устойчивой мотивации к изучению английского языка: его способность убедить студента в необходимости упорно трудиться и интенсивно работать, преподавательский профессионализм, опыт и практические знания дисциплины «Иностранный язык», «Профессиональный иностранный язык»; установление добрых, располагающих к общению на иностранном языке отношений, способны стимулировать студентов к изучению международного языка общения. Преподавателю следует занимать лидирующую, но не доминирующую позицию, выполнять роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог студента с познаваемой им реальностью, с другими людьми, как обогащение их личностного опыта» [4, c. 124].
Использование информационных технологий при обучении студентов дает возможность преподавателю совершенствовать методы, формы, содержания обучения в соответствии с задачами всестороннего развития личности, обучающейся в современных условиях информатизации социума [1].
Возможности современных информационных технологий позволяют студентам не только овладеть новым материалом в различных видах экспрессивной и рецептивной речевой деятельности, но и активизировать познавательную активность в самостоятельной работе.
Систематическая самостоятельная работа студентов является одним из немаловажных условий успешного овладения изучаемой дисциплиной, в частности иностранным языком [2, c. 151].
Научно-педагогические исследования в вопросе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка (И.А. Андреева, К.Б. Есипович, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, О.П. Крюкова, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов и др.) дают следующие характеристики данному виду познавательной активности:
1) индивидуализированность (соответствие содержания обучения уровню развития процессов мышления, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, а также мотивам и интересам, прошлому опыту студентов; организация соответствующего режима обучения; использование преподавателем различных методов, форм, средств обучения, учитывая индивидуальные особенности обучающихся);
2) активность (самостоятельная работа создает такие психолого-педагогические условия для студентов, в которых они, как субъект учебной деятельности, могут проявить свою активность на уровне восприятия и памяти, воображения и творческого мышления, воспроизведения);
3) добровольность (сознательное стремление студентов добиться результата, преодолевая возникающие затруднения);
4) творчество (проявляется в процессе самостоятельной постановки задачи, решения проблемы, корректировки деятельности);
5) отсутствие преподавателя (варьируемое свойство самостоятельной работы, поскольку она может протекать либо при полном отсутствии преподавателя, либо при его минимальном руководстве и опосредованной помощи);
6) готовность к иноязычной коммуникации (студенты, изучая какой-либо учебный материал, не просто усваивают новую для них информацию, но и на ее основе пытаются включить себя в ситуацию решения учебных задач, предусмотренных для самостоятельной работы);
7) комфортность (наличие благоприятного эмоционального климата обучения) [1].
Использование компьютера на занятии по иностранному языку способно решить ряд педагогических задач, а именно:
- развить творческие способности обучающихся;
- повысить исследовательскую активность студентов в процессе обучения;
- развить познавательную деятельность и интерес к изучаемой дисциплине;
- развить логическое мышление у студентов;
- улучшить качество усвоения материала;
- индивидуализировать образовательный процесс;
- минимизировать или исключить возможность субъективной оценки знаний у студентов [5, c. 630].
Компьютер, как эффективное средство обучения иностранному языку, можно использовать на всех этапах образовательного процесса по дисциплине «Иностранный язык» в вузе: при первичном предъявлении материала, тренировки его в различных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме), закреплении, повторении изученного ранее материала; при контроле уровня сформированности знаний, умений и навыков.
Наличие компьютера с возможностью доступа в Интернет, интерактивной доски, проектора и других технических средств обучения в учебной аудитории, позволяет преподавателю не только интенсифицировать процесс обучения, но и визуализировать его, сделать более динамичным.
Специфика изучения иностранного языка, в частности английского, заключается в том, что формирование базовых лексико-грамматических навыков, основывается, как правило, на заучивании, особенно на начальном этапе обучения.
В процессе автоматизации навыков, постепенном овладении новым материалом и повышении уровня владения иностранным языком, студент может использовать возможности компьютера для решения собственных коммуникативных задач, в частности в индивидуальной, парной или групповой проектной деятельности с использованием презентации Microsoft Power Point.
Современные подходы к обучению иностранному языку акцентируют значимость использования проектной деятельности с использованием возможностей Power Point на занятии, поскольку данный вид образовательной деятельности позволяет студенту выразить собственные, тщательно продуманные и подготовленные идеи в креативной, индивидуализированной форме.
Для создания презентации в Microsoft Power Point студенту необходимо выполнить ряд последовательных действий, а именно:
1) выбрать тему для работы;
2) составить план работы, включающий в себя сбор информации, ее анализ, структуризацию и т. д
3) оформить работу с классифицированной предварительно информацией в программе Microsoft Power Point;
4) представить выполненный проект в группе или микрогруппе;
5) ответить на вопросы аудитории.
В процессе создания мультимедийной презентации в Power Point студенту необходимо руководствоваться рядом общих правил, чтобы презентация была эффективной:
- четкая структура презентации: (количество слайдов варьируется от 10 до 20, титульный лист должен содержать название презентации, Ф.И.О. выступающего студента или разработчика, место учебы-название ВУЗа, факультета, кафедры, группы; в заключении следует отразить выводы по исследовательскому проекту и отразить список использованной для подготовки презентации литературы);
- содержание, соответствующее заявленной теме проекта;
- интересная и доступная подача информации в аудиторию;
- хорошие иллюстрации, схемы, рисунки, таблицы и.т.д. и их разумное дозирование на отдельно взятом слайде и во всей презентации;
- слышимость и видимость презентуемого в проекте материала (использование рекомендованных для презентации размеров шрифтов, цветового оформления слайдов и т. д.);
- соблюдение временных рамок презентации (от 5 до 20 минут в зависимости от типа презентации: самопрезентация, презентация проекта, презентация дипломного проекта и т.д.) [3].
Таким образом, использование презентации Microsoft Power Point на занятиях в ВУЗе позволяет не только повысить мотивационный уровень обучающихся, интенсифицировать процесс обучения, вовлечь студентов в творческую деятельность на иностранном языке, но и перейти от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности, в которой студент — это главный участник процесса обучения.
Литература:
1. Колесова Т.В. Информационные технологии обучения в повышении качества самостоятельной работы при обучении иностранному языку в вузе. Электрон. дан. — URL: http://imp.rudn.ru/vestnik/2011/2011_1/3 (дата обращения: 15.03.2015).
2. Сухорукова Н.В., Мартышева Е.М., Сенцов А.Э. Тестирование в обучении иностранным языкам // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 4. С. 149-152.
3. Требования к оформлению мультимедийных презентаций. — Электрон. дан. — URL: http://wiki.iteach.ru/images/4/45/Kriteriy_d.pdf (дата обращения: 16.02.2015).
4. Тумакова Н. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе [Текст] / Н. А. Тумакова, Ю. А. Ткаченко // Молодой ученый. — 2015. — № 6.5. — С. 124-126.
5. Тумакова Н. А. Мультимедийные средства как способ интенсификации образовательного процесса в вузе [Текст] / Н. А. Тумакова, Е. А. Захарченко // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 629-633.