Методика разработки и применения компьютерных презентаций на занятиях
Автор: Чистякова Ирина Анатольевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 14.09.2017
Статья просмотрена: 2759 раз
Библиографическое описание:
Чистякова, И. А. Методика разработки и применения компьютерных презентаций на занятиях / И. А. Чистякова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 82-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12923/ (дата обращения: 16.12.2024).
Сегодняшнюю систему образования невозможно представить без использования современных педагогических технологий. Интенсивные темпы развития научно-технического прогресса и глобальный процесс информатизации диктуют свои правила современному обществу. С каждым годом на информационном рынке появляются все более новые информационные технологии в образовании. Перспективной, постоянно развивающейся технологией является мультимедиа, объединяющая в себе множество информационно-коммуникационных средств для работы с информацией.
Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность уже давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности.
Принцип наглядности помогает максимально зрительно воспринимать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, кроме того, демонстрация наглядности развивает абстрактную память, что способствует более глубокому усвоению материала.
Существует много средств наглядности в обучении. Одно из них — это применение видеофильмов и мультимедиа-презентаций.
Мультимедийные технологии позволяют объединять многокомпонентную среду (текст, звук, графику, видео, фото) в однородное цифровое представление и надежно и долго сохранять большие объемы информации.
Использование мультимедийного сопровождения на учебных занятиях несет с собой ряд преимуществ, положительно влияющих на качество образования, а именно:
‒ возможность реализовать дидактический принцип наглядности в большом объеме,
‒ формирование умений и навыков работы с различными видами информации,
‒ развитие широких познавательных способностей студентов,
‒ внедрение инновационных технологий, и как следствие, развивающее обучение,
‒ формирование общих компетенций будущих специалистов,
‒ воспитание информационной культуры студентов.
Стоит отметить, что в последнее время выпускается большое количество мультимедийных разработок, предназначенных для использования в образовательном процессе. Это всевозможные обучающие программы, энциклопедии, тесты, самостоятельные задания и т. п. С одной стороны, это несомненный плюс, т. к. они являются хорошим подспорьем для преподавателей. Но с другой стороны имеется масса недостатков подобных разработок.
Во-первых, их не всегда можно использовать на занятиях соответствующих учебных дисциплин, а для некоторых дисциплин, носящих специфический характер, они вообще отсутствуют.
Во-вторых, разработчики не всегда учитывают возрастные особенности аудитории, создают продукт, который сложно понять студентам.
В-третьих, следует отметить, что большинство электронных изданий носит популяризаторские и развлекательные цели, что ограничивает их использование в учебном процессе, и преподавателю приходится подстраиваться под них, проделывать большую работу для их методически грамотного использования.
В свете данных проблем наиболее приемлемым вариантом использования компьютерных технологий на занятиях является самостоятельная разработка преподавателем совместно со студентами учебных презентаций.
Электронная (учебная) презентация — это логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления. Мультимедийная презентация представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду.
До появления мультимедийных технологий при проведении занятий для повышения эффективности усвоения материала использовалась наглядность, представленная в виде плакатов, пособий, транспарантов и т. п. Позже, на смену им пришли диапроекторы, кодоскопы, демонстрирующие слайды графических рисунков на экран. Появление компьютера и мультимедийного проектора позволило перейти к подготовке и показу иллюстративного материала в виде презентации, которая сочетает все необходимые моменты по организации качественного сопровождения предлагаемого учебного материала, с использованием звука, видео и анимации.
Microsoft Power Point — одна из наиболее популярных программ для создания мультимедиа презентаций. Данная программа обладает множеством достоинств: удобный интерфейс, пошаговые инструкции, большой выбор шаблонов, возможность задавать единый стиль, возможность создания управляемых презентаций и использования разнообразных текстов и изображений любых форматов. Многофункциональность данной программы позволяет включать в презентацию анимационные ролики и видеофрагменты, сопровождать визуальный ряд музыкой, звуковыми эффектами и дикторским текстом.
При разработке презентаций следует учитывать, что, как и любое средство обучения, презентации должна выполнять определенные учебные функции, а таковыми являются следующие:
Информационная. Презентация может стать простым и удобным способом подачи информации, которая может быть как ознакомительной, не требующей запоминания, так и обязательной для запоминания.
Иллюстративная. Содержание презентации служит необходимым визуальным сопровождением при подаче учебного материала. Основное предназначение такой презентации — наглядное подтверждение излагаемого преподавателем материала.
Обучающая. Материал презентации служит источником получения информации, когда студенты в ходе анализа предлагаемых схем, графиков, диаграмм и других изображений, самостоятельно приходят к ответу на вопросы, поставленные преподавателем. Кроме того, материал презентации может являться инструкцией по выполнению задания. Основное предназначение такой презентации — самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем анализа учебного материала. Преподаватель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельностью студентов, оказывающий им необходимые консультации.
Кумулятивная. Хранение и систематизация учебной и учебно-методической информации осуществляется через комплектование, создание, накопление, сохранение и передачу информации с помощью современных информационных технологий.
Научно-исследовательская. Преобразование получаемой информации студентами с исследовательской целью и с поиском вариантов использования компьютера, моделированием содержания и форм подачи информации.
Таким образом, для реализации вышеперечисленных функций необходим продуманный подход к разработке содержания презентации. Хорошо продуманное содержание самих презентаций, их технических возможностей в сочетании с творческой изобретательностью преподавателя способны охватить весь спектр образовательных проблем.
На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:
‒ Назначение презентации: только как наглядность, или же как источник самостоятельного получения знаний студентами, или как комплексное использование.
‒ Содержание презентации: содержание слайдов, графическое оформление каждого слайда; соотношение текстового, иллюстративного фото- и видеоматериалов; использовать ли анимацию и звуковое оформление и т. п. Иначе говоря, преподаватель при подготовке презентации исходит из цели учебного занятия.
‒ Определить объем информации, т. е., определить примерное количество слайдов. При этом следует помнить, что не следует использовать слишком много слайдов, т. к. в стремлении показать все слайды, пусть даже очень интересные и содержательные, преподаватель не оставляет студентам времени для записи.
Как и любое другое средство обучения, презентация должна отвечать определенным требованиям: яркость изображений — иллюстративного материала; удобочитаемость — фон, яркость текста, размер шрифта; графическое оснащение — сноски значения значков и т. д.
Исходя из этих положений к оформлению презентаций, предъявляются следующие требования.
Требования к объёму и содержанию информации:
‒ Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
‒ Слова и предложения — краткие.
‒ Временная форма глаголов — одинаковая.
‒ Минимум предлогов, наречий, прилагательных.
‒ На одном слайде — не более трёх определений, фактов, выводов.
‒ Ключевые пункты — по одному на каждом отдельном слайде.
‒ Не стоит слайды перегружать ни текстом, ни картинками. Слайды, перегруженные текстом, вообще не смотрятся, а при скоплении рисунков внимание слушателей будет рассеиваться на их рассмотрение. Поэтому на одном слайде следует размещать не более 2–3 рисунков. Не стоит вставлять в презентации большие таблицы — они трудночитаемы и сложны для восприятия. Целесообразнее заменять их графиками, содержащими табличный материал. Если все же демонстрация таблицы необходима, то стоит привести только самые необходимые данные. Это также позволит сохранить необходимый размер шрифта.
‒ При условии, что не все слайды презентации будут предназначены для запоминания, стоит использовать различное оформление (шрифты, цвета, специальные значки, подписи) слайдов только для просмотра и слайдов для запоминания.
‒ Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. При этом она как не должна становиться главной частью лекции, так и не должна полностью дублировать учебный материал.
‒ В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку, так как музыка будет сильно отвлекать и рассеивать внимание. Это относится и к анимационным эффектам. Анимация допустима, например, для поэтапного вывода основных понятий, положений, когда каждый пункт подробно рассматривается, либо для демонстрации динамичных процессов, изобразить которые иначе просто невозможно.
‒ При подготовке мультимедийных презентации преподаватель должен привлекать возможности Интернет-ресурсов, использовать современные мультимедийные энциклопедии и электронные учебники. При создании презентации следует находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и «внешних» информационных потоков. Это позволяет сделать презентацию более интересной, актуальной и захватывающей.
‒ Гибкость — одна из основ успешной презентации. Нужно быть готовым к внесению изменений по ходу презентации в ответ на реакцию студентов.
Требования к расположению информации:
‒ Горизонтальное расположение информации, но возможны и исключения, например, подписи на графиках при обозначении осей X-Y-Z.
‒ Наиболее важная информация в центре экрана.
‒ Комментарии к картинке располагать внизу.
Требования к шрифтам:
‒ Размер заголовка должен составлять 24 и более пунктов, остальной информации — не менее 20 пунктов (в зависимости от размера учебной аудитории). Стоит учитывать, что на большом экране текст и рисунки будет видно так же, как и на экране компьютера, а не лучше и не крупнее. При выборе размера шрифта можно использовать следующий расчет: расстояние, с которого легко можно прочитать информацию на экране компьютера, при условии применения шрифта не менее 14 пунктов, составляет порядка 40–60 см, или 1–2 диагонали экрана. Соответственно, и шрифт будет хорошо виден на расстоянии 1–2 диагоналей экрана, установленного в учебной аудитории. Учитывая, что в учебных аудиториях диагонали экранов редко бывают более 2м, мы получим расстояние около 4м. Такой шрифт будет доступен для чтения только студентам в первых рядах. Если же речь идет о лекционных аудиториях, то данный шрифт даже для студентов, сидящих на первых рядах, уже будет сложным для прочтения. Поэтому и рекомендуется использовать шрифты от 20 пунктов и более.
‒ Не более двух-трех типов шрифтов в одной презентации.
‒ Для выделения информации использовать начертание: полужирный шрифт, курсив или подчеркивание.
‒ Рекомендуется так называемые рубленые шрифты (например, различные варианты Arial или Tahoma). Предпочтительно не пользоваться курсивом или шрифтами с засечками, так как при этом иногда восприятие текста ухудшается. В некоторых случаях лучше писать прописными (заглавными) буквами (тогда можно использовать меньший размер шрифта). Иногда хорошо смотрится жирный шрифт.
Способы выделения информации:
‒ Рамки, границы, заливка.
‒ Различный цвет шрифта, ячейки, блока.
‒ Рисунки, диаграммы, стрелки, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
‒ Подбор правильного сочетания цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать, но не раздражать зрение. Использование фотографий в качестве фона также не всегда удачно, из-за трудностей с подбором цвета и размера шрифта.
Как другое любое средство обучения, презентации должны соответствовать определенным методическим и педагогическим принципам.
Электронная презентация может решать множество функций: источника учебной информации, наглядного пособия, тренажера, средства диагностики и контроля.
Дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому дизайн интерфейса обучающей среды не должен разрабатываться на интуитивном уровне. Требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный системный подход.
Прежде чем приступить к созданию презентации, для начала нужно наметить структуру слайдов, а также концепцию, которая будет объединять их. Также стоит составить предварительный сценарий, по которому кадры будут сменять друг друга. Теперь необходимо добавить в презентационный файл все необходимые элементы, после чего внести соответствующие коррективы. Запустить показ слайдов, чтобы убедиться в их правильной последовательности. При разработке презентации важно ответить на ряд вопросов. Оформление во многом будет зависеть не только от цели и тематики презентации, но и от аудитории, в которой ведётся урок. Необходимо выделять именно ключевые факторы и суть идеи, не перегружая слайды лишней и второстепенной информацией.
Методика проведения уроков с применением электронных презентаций может быть различной. Например, презентация может быть использована при изучении нового материала и его закреплении. В рамках комбинированного урока она может помочь актуализировать знания студентов при повторении и обобщении изученного материала. Кроме того, на слайды презентации могут быть вынесены «опорные конспекты» к урокам, неоспоримыми достоинствами которых являются:
‒ сжатие большой дозы информации во внешне малые размеры с использованием ассоциации символов и выделением главного;
‒ наличие элементов обобщения и систематизации знаний по изучаемой дисциплине (разделам, темам) и т. п.
Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе учебного занятия. Так же возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время на изучение материала, привлекает новизной демонстрируемых материалов, что, в итоге, способствует формированию интереса к изучению предлагаемой темы.
Учебный материал в электронной презентации, как правило, представлен в краткой форме, что имеет достаточно веские основания для существования наряду с полным учебным материалом. Такое представление дает качественно иной ракурс для рассмотрения содержания, что достаточно эффективно как на этапе вводных занятий по теме, так и на этапе обобщения и систематизации учебного материала.
Изложение содержания материала может осуществляться в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и т. п. (т. е. в обычном «книжном» виде, хотя в презентацию могут быть интегрированы и элементы, не свойственные бумажным носителям, такие как анимация, видеовставки, звуковые фрагменты и проч.). При этом графическое представление учебного материала позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения.
С помощью гиперссылок можно получить на экране дополнительную или поясняющую информацию, организовать многократное обращение к одним и тем же информационным объектам из разных мест презентации.
Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания студентов на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах. Наглядно демонстрируются процессы (построение схем, таблиц, графиков), которые сложно провести с помощью плакатов. При помощи слайдов, сменяющих друг друга на экране, удержать внимание аудитории гораздо легче, чем двигаясь с указкой между развешанных по всему залу плакатам.
На этапах контроля усвоения опорных знаний и закрепления вновь изученного материала использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса кратно, т. к. предполагает полный охват группы. Чтобы не свести проверку знаний к элементарному «угадыванию» ответов, следует применять тесты второго и третьего уровня сложности, например, на установление соотношений, выбор правильных или неправильных суждений и т. п. Кроме того, тесты могут представлять собой варианты карточек с рисунками, вопросами и заданиями, ответы на которые студенты записывают в матрицу ответов — специальный бланк ответов.
Возможности презентации таковы, что при низких показателях усвоения материала, а проще говоря, при большом количестве неправильных ответов, можно организовать повторное тестирование. В таких случаях презентации тестов должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и неправильных ответов для дальнейшего анализа ошибок.
Опыт применения компьютерных презентаций в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения:
‒ интеграция гипертекста и мультимедиа в единую презентацию позволяет сделать изложение учебного материала ярким и убедительным;
‒ сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайдов позволяет концентрировать внимание студентов на особо значимых моментах учебного материала;
‒ использование технологии компьютерной блиц-подготовки студентов к компьютерному тестированию, контрольным работам и другим видам оперативного контроля знаний, позволяет интенсифицировать и персонифицировать процесс повторения заданного материала студентам;
‒ компьютерные презентационные слайды удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для студентов: справочного материала, памяток и т. п.
Приведем наиболее частые ошибки и рекомендации разработчикам презентаций:
‒ Обилие текста на одном слайде плохо читаемо и утомляет зрителя.
‒ Излишнее увлечение анимацией либо полное ее отсутствие.
‒ Использование только текста тоже утомляет зрителя.
‒ Возможность вставки в клип фрагментов видео игнорируется большинством пользователей.
‒ Слабо используются возможности навигации при помощи гиперссылок.
‒ Использование готовых шаблонов оформления существенно ускоряет создание документа. В то же время шаблоны делают презентацию похожей на сотни других, так как внешнее оформление легче запоминается, чем содержание.
Применение программы PowerPoint для создания компьютерных презентаций преподавателем совместно со студентами дает огромные развивающие возможности для студентов, формируются у них важнейшие в современных условиях навыки: критическое осмысление информации, выделение главного, систематизирование и обобщение материала, грамотное представление имеющейся информации. Работа над презентацией, ее публичное представление положительно влияет на развитие у студентов навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению дисциплины, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций, используемых преподавателем на занятиях.
Литература:
- Гуриков С. Р. Методическое пособие по работе с программой создания презентаций Microsoft PowerPointг. — Красногорск, 2003 г.
- Информатика и информационные технологии: учебное пособие / Под. ред. Ю. Д. Романовой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2008.
- Мануйлов В. Г. Мультимедийные компоненты презентаций Power Point XP, Информатика и образование № 12–2004, № 1, № 2, № 5–2005.
- Смирнов И. А. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе, http://www.portal-slovo.ru.