Annotation. The article considers the problem of the use of multimedia in teaching pupils of 7–8 classes. As a multimedia presentation of the proposed funds, cos-given in the Power Point program from Microsoft Office. The features of the use of multimedia in teaching pupils of 7–8 classes of metal processing technology in secondary schools.
Keywords: multimedia, presentations on technology, metal processing.
В последние годы в ряде документов Министерства образования и науки Российской Федерации компьютеризация обучения рассматривается как одно из приоритетных направлений развития отечественной системы образования.
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении [3].
Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса, но они ещё очень редко применяются на уроках технологии в нашей школе. Это проблема не только нашей школы, но и большинства школ страны. Её причины кроются не столько в недостаточном оснащении кабинета технологии, сколько в отсутствии качественных презентаций по предмету соответствующим требованиям и нормам СанПиНа. Таким образом, современное оборудование в кабинете есть, а применения его на уроке, для повышения эффективности обучения, — практически нет.
В настоящее время создан ряд электронных пособий по технологии, в той или иной степени пригодных для школьного обучения или самообразования. Однако они не всегда методически продуманы и используются учителями в основном в качестве источника получения дополнительной информации при подготовке домашних заданий.
Сейчас наиболее используемыми учителями технологии оказались не готовые программные компьютерные продукты, а программы для создания учебных презентаций. Одной из наиболее предпочтительных из них оказалась программа Power Point из пакета Microsoft Office. Выбор данной программы объясняется, прежде всего, распространенностью этого пакета и его унифицированностью: любой учитель, имеющий представление об азах работы с любой программой из указанного пакета, может сам подготовить презентации по любым изучаемым темам курса технологии. Но прежде чем приступить к созданию презентации
Создание высокопрофессиональных учебных программ-презентаций с использованием программы Power Point из пакета Microsoft Office возможно только в том случае если педагог учтёт возрастные особенности учащихся и будет руководствоваться рекомендациями по созданию презентации, придерживаясь требований, которые предъявляются к этим средствам мультимедиа.
Возраст учащихся 7–8 классов 13–14 лет является переходным с точки зрения физиологии, так как это возраст полового созревания. В это время достигают зрелости и другие биологические системы организма.
Психофизиологические особенности возраста таковы, что происходит формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе выводы, развитие рефлексии, развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели, развитием мотивационной сферы. Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Наряду с признанием отдельных для него авторитетов, подросток всякий раз стремится высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящему. Таким образом, можно утверждать, что возраст школьников 7–8 классов особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания. Если учесть это всё при разработке урока, то можно повысить мотивацию детей к изучению технологии.
Но одного знания психологических особенностей школьников этого возраста не достаточно для повышения эффективности обучения технологии. Необходимо ещё то, что привлечёт их внимание, реализуя принцип наглядности. Конечно, презентация как нельзя лучше подходит для этого. Для того, чтобы презентация достигала учебных целей, наряду с традиционными методическими требованиями, при создании и использовании презентации в учебном процессе необходимо соблюдать ряд специфических (относящихся именно к электронному продукту) правил ее построения и оформления.
Общие требования к структуре презентации:
•количество слайдов от 10 до 20;
•на первом титульном листе указывается тема урока, название школы, фамилия, имя, отчество автора и его должность;
•на втором слайде содержание с основными этапами (моментами) урока-презентации, которые представлены в виде гиперссылок для удобного перемещения внутри презентации;
•последующие слайды с учебным материалом содержат текст, графики, объекты мультимедиа из ЕКЦОР;
•слайд с домашним заданием содержит не только перечень заданий, но и по возможности краткое пояснение;
•слайд с рефлексией или слайд с заключением в краткой, запоминающейся форме приводит выводы, обобщения, ключевые положения презентации;
•последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Здесь требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный системный подход, соответствующий требованиям эстетики, эргономики и дизайна.
Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями, не вызывала отрицательных эмоций и достигала учебных целей, необходимо соблюдать ряд правил ее оформления.
В оформлении презентаций выделяют два блока правил, описывающих:
1.Представление информации.
2.Оформление слайдов.
Объем и форма представления информации:
•Излагаемый материал должен быть максимально сжат.
•На одном слайде минимум информации не более трех фактов, выводов, определений.
•Один слайд учебной презентации в среднем рассчитывается на 1.5–2 минуты урока.
•Ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
•На слайде должны присутствовать разные виды информации — рисунки, таблицы, текст, графики, диаграммы.
•Заголовки должны быть краткими и привлекать внимание учащихся.
•В тексте лучше использовать короткие слова и предложения.
•Необходимо свести к минимуму количество предлогов, наречий, прилагательных.
•В таблицах желательно использовать как можно меньше строк и столбцов.
•Вся информация на слайдах не должна содержать ошибок.
•Презентация не может полностью дублировать материал урока.
Оформление слайдов:
•Единый стиль презентации.
•Вся презентация должна быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона.
•Необходимо обеспечить унификацию структуры и формы представления учебного материала.
•Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у обучающегося ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности.
•В стилевом оформлении презентации не рекомендуется использовать более 3 основных цветов и более 3 типов шрифта.
•Следует избегать излишне пёстрых стилей — оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от содержательной части доносимой информации.
•Белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор — признаком стиля.
•Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
•При выборе элементов стиля (цветовых соотношений, размера текста, иллюстраций, таблиц) рекомендуется проводить проверку шаблона презентации на удобство чтения с экрана компьютера.
Правила использования цвета
Согласно нормативам [1] в учебных презентациях для детей и подростков не допускается применять:
•более 4 цветов различных длин волн на одной электронной странице;
•красный фон;
•соотношение яркостей знаков и фона для позитивного изображения должно быть не менее 1:3 и для негативного изображения (выворотки) -3:1;
•проецирования текстовых блоков на области фона, содержащие изображения и декоративные элементы
Согласно нормативам [1–2] в учебных презентациях для детей и подростков шрифт текста презентации должен быть:
•без засечек;
•отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно 1:5;
•наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;
•не допускается использовать узкое и (или) курсивное начертание гарнитуры шрифта.
Правила использования графической информации
При использовании графики в презентации следует выполнять следующие правила и рекомендации, обусловленные законами восприятия человеком зрительной информации:
•Графика (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы) должна органично дополнять текстовую информацию или передавать ее в более наглядном виде.
•Каждое изображение должно нести смысл: желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления.
•Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда.
•Необходимо использовать изображения только хорошего качества.
Правила использования звукового сопровождения
Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации, оно не должно отвлекать внимание от основной (важной) информации. Не следует использовать музыкальное или звуковое сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку. Если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (мелодий, песен) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.
Анимационные эффекты
Рекомендуется использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Однако не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории. В учебных презентациях для детей и подростков такие эффекты, как движущиеся строки по горизонтали и вертикали, запрещены нормативными документами [1].
Важнейшим свойством мультимедийного блока является скорость и качество его работы в составе презентации. С этой точке зрения наличие большого количества мультимедийных блоков в презентации нецелесообразно, так как может значительно замедлить ее работу.
Учет указанных особенностей конструирования и оформления презентации в значительной степени влияет на эффективность восприятия представленной в ней информации.
В качестве примера хотелось бы предложить разработку урока в 7 классе по теме «Классификация сталей. Термическая обработка сталей» и презентацию к нему.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основной метод: практический
Принципы обучения: наглядность, доступность.
Цели урока.
Образовательные:
- дать учащимся начальное представление о термической обработке стали;
- закрепить первоначальные знания о металлах и сплавах;
- обеспечить усвоение учащимися классификации стали.
Развивающие:
- развивать у школьников умение контролировать свои действия;
- развивать у учащихся интерес к исследованию;
- развивать устойчивое внимание, умение обобщать.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, добросовестность, вежливость;
- воспитание бережного отношения к имуществу.
Наглядные пособия: мультимедийная презентация «Классификация сталей. Термическая обработка сталей»
Раздаточный материал:
- заготовки — закалённая и незакалённая сталь;
- инструктивные карты для практической работы.
Инструменты, принадлежности, материалы и приспособления:
- напильники;
- тиски.
Таблица 1. Структура урока
№ |
Этапы урока |
Время (мин.) |
Характер учебной деятельности |
|
Организационный момент |
1 |
Организация рабочего места |
|
Актуализация знаний |
4 |
Объяснение наблюдаемых явлений |
|
Изучение нового материала |
30 |
Работа в группах. Самостоятельная работа с учебником |
|
Закрепление |
10 |
Слушание и анализ выступлений своих товарищей |
|
Вводный инструктаж. Практическая работа. Текущий инструктаж |
40 |
Выполнение работ практикума. |
|
Домашнее задание |
1 |
Слушание объяснений учителя. |
|
Подведение итогов урока |
4 |
Обобщение учебного материала Рефлексия |
План изучения нового материала
1) Сталь.
2) Виды стали.
3) Свойства стали.
4) Виды термообработки.
Таблица 2. Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
Приветствует учащихся. Слушает отчёт дежурных. |
Готовятся к уроку. Приветствуют учителя. Отчет дежурных:
|
2. Актуализация знаний |
Проводит фронтальную беседу по вопросам:
|
Отвечают на поставленные учителем вопросы |
3. Изучение нового материала |
Просит сформулировать тему урока и поставить цель. Корректирует ответы учащихся Комментирует план работы на уроке используя слайд № 2. Делит учащихся на группы. Даёт задание каждой группе с помощью учебника. Слайд № 3 1) Сталь (определение, состав) 2) Виды стали (классификация). 3) Свойства стали (физические). 4) Виды термообработки (краткое описание каждого). |
Пытаются на основе полученной информации сформулировать тему и поставить цель урока. Сравнивают название темы с темой на слайде № 1 Записывают тему в тетради. Слушают учителя. Работают в группах с текстом учебника. Записывают в тетради информацию. Выступают перед классом используя подготовленные слайды Слайд № 4–8 |
Физкультминутка |
Предлагает учащимся упражнения физкультминутки |
Выполняют упражнения «Зарядка для глаз» |
4. Закрепление |
Задаёт вопросы:
|
Отвечают на вопросы |
5. Вводный инструктаж. |
Проводит инструктаж по технике безопасности. Объясняет порядок выполнения практической работы. Слайд № 13 |
Слушают учителя |
Практическая работа. |
Инструктирует учащихся: 1) Закрепите в тисках образец стали и проведите по ней несколько раз напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости незакаленной стали. 2) Закрепите в тисках образец стали и проведите по ней несколько раз напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости закалённой стали. 3) На образцах напишите “закаленная” и “незакаленная”. 4) Выводы запишите в тетради. |
Выполняю практическую работу |
Физкультминутка |
Предлагает учащимся упражнения физкультминутки |
Выполняют упражнения «Зарядка для глаз» |
Текущий инструктаж. |
Контролирует выполнение практической работы:
3. Проверяет надписи. |
Выполняют указания учителя и инструкции. Сдают образцы. |
6. Домашнее задание |
Демонстрирует слайд № 14
Комментирует задания |
Записывают домашнее задание в дневник |
7. Подведение итогов урока |
Проводит рефлексию, слайд № 15 Анализ ошибок и их причины. Выставляет и комментирует оценки. |
Выполняют задания рефлексии. Убирают рабочие места. |
Презентация к уроку
«Классификация сталей. Термическая обработка сталей»
В заключении хотелось бы отметить, что особенностями использования средств мультимедиа при обучении школьников 7–8 классов технологиям обработки металлов являются следующие моменты:
1.хорошая материальная база кабинета технологии согласно требованиям ФГОС, которая включает в себя мультимедийный комплекс с интерактивной доской и программным обеспечением;
2.подготовленность педагога к использованию мультимедийной системы, то есть своевременное повышение квалификации;
3.во время проведения урока подача материала должна быть дозирована, что позволит снизить перегрузку учащихся;
4.при использовании мультимедиа презентаций на уроке учащимся предлагается делать физкультминутки для глаз, чтобы уменьшить нагрузку и снять напряжение с мышц глаза;
5.смена видов деятельности во время урока: чередование просмотра мультимедиа и показа реальных объектов;
6.минимальное использование игровой анимации рассеивающей внимание школьников.
Влияние информационной революции на образование велико. Использование компьютера раскрывает широкие возможности, способствуя формированию информационной грамотности личности, повышая эффективность учебно-воспитательного процесса и качество профессиональной подготовки школьников.
Литература:
- О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков: технич. регламент: постановлением Правительства РФ от 7 апр. 2009 г. N307, п.36.
- Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных ОУ: правила и нормы СанПиН 2.4.2.1178–02.
- Авербах, В. С. Создание ресурсов WWW: учеб. пособие / В. С. Авербах. — Самара: СГЭАКА, 2005.
- Вашкевич, Э. PowerPoint 2007. Эффективные презентации на компьютере / Э. Вашкевич. — СПб.: Питер, 2008.
- Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно научных общетехнических и технологических знаний, умений и навыков текст / О. В. Сидоров, Л. В. Козуб, В. М. Бызов, Н. Н. Козинец // Иновации и инвестиции. — 2015. — № 4.- С. 50–54.
- Проблемы и перспективы физико-математического и технического образования: сб. материалов Всерос. науч.-практич. конф. (г. Ишим; 19–20 нояб. 2015 г.) / отв.ред. Т. С. Мамонтова.- Ишим, 2015.
- Склярова, Т. В. Возрастная педагогика и психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов и духовных семинарий / Склярова Т. В., Янушкявичене, О.Л.. — М.: Издат.дом «Покров», 2004.