Современные технологии в образовании уже мало кого удивляют. Практически урок любого предмета проходит сейчас с применением информационно-коммуникационных технологий. Более того, учителя активно привлекают учащихся к этому процессу. И ребята с удовольствием делают презентации, фильмы, фотоколлажи, видеоролики разного содержания и т. п.
Наша гимназия — не исключение в этом. Я с довольствием выполняю разнообразные проекты, которые нам предлагают учителя.
На мой взгляд, самым эффективным являются презентации.
Что же такое презентация?
Презентация — способ представления информации. Мультимедийная презентация создается для поддержки доклада и должна быть, прежде всего, информативной [1]. Информация должна быть представлена в наиболее наглядной и убедительной форме. Для этого используют графику, видео и звуковую информацию. Основные идеи отражаются в текстовых фрагментах. Они обычно небольшие [2].
В основном презентации делятся на такие виды:
Презентации со сценариями (ориентированы на поддержку доклада для большой аудитории).
Интерактивные презентации, выполняющиеся под управлением пользователя.
Непрерывно выполняющиеся презентации.
Для чего нужны презентации, с какой целью они используются? В зависимости от цели можно выделить такие виды презентаций:
Торговые и маркетинговые презентации (позволяют за короткое время представить товар и заключить сделку, предоставить основные сведения о компании).
Обучающие презентации.
Сопровождение научных докладов.
Как вы уже догадались, меня заинтересовали два последних вида. Нам на уроках часто задают подготовить доклады по разным темам. Наверное, и взрослые, и дети нередко замечали, что при обычном устном докладе докладчика, обычно аудитория не очень охотно и внимательно слушает, а значит, и не усваивает данный материал. И я наблюдала совсем другую картину, когда доклад идет в сопровождении презентации. Усиливается интерес к теме, если докладчик сам подготовил презентацию.
Что же я получаю от самого процесса создания презентации?
Хочу сказать, что очень много интересного, начиная от подготовки создания и до конечного результата — доклада на уроке. Итак, начнем.
Я для себя составила алгоритм работы создания презентации-доклада:
- Выбор темы доклада.
- Подбор информации по теме (сама информация, терминология, фото, картинки, видео).
- Создание презентации [3]:
что собираюсь презентовать.
подсчитать, сколько слайдов необходимо создать, и в какой последовательности.
подбор иллюстраций.
непосредственно редактирование и оформление слайдов. То есть наполнение слайдов текстами, добавление необходимых изображений, таблиц, диаграмм.
добавление мультимедийных эффектов — звуков, настройка анимации. Настройка интерактивности — работа с управляющими кнопками, создание и настройка гиперссылок.
проверка работоспособности презентации. Упаковка для транспортировки к месту проведения презентации или вывод на печать.
- Предварительный просмотр.
- Согласование доклада с презентацией по времени.
- Тренировочный доклад (ведь на уроке каждый доклад лимитирован, нет времени на заминки) (Рис.1)
Рис. 1. Слайд из презентации в MSPowerPoint
Уже при подготовке к докладу-презентации я, не замечая сама с интересом обучаюсь, перерабатываю много информации, учусь находить и выделять главное. При самом докладе надо уметь правильно подать информацию в устной форме в соответствии с каждым слайдом, чтобы не потерять внимание и интерес своих слушателей-одноклассников. Поэтому моими первыми слушателями становятся мои родители, которые помогают мне апробировать мой доклад и подсказывают, как сделать лучше.
Еще один плюс таких докладов, как по мне, так это выступление перед аудиторией и не простой, а перед своими одноклассниками и друзьями. Это мне придает большей уверенности в себе. А каждый выступающий имеет возможность почувствовать себя на месте учителя. И понять, как это не просто и тяжело…
Наверное, мечта каждого учителя научить детей учиться. Так вот мне, кажется, что с помощью презентаций, которые готовят сами дети, по какой-то конкретной теме и является, как раз тем механизмом, который не заставляет, а привлекает нас (детей) к самообучению.
В это году я научилась выполнять презентации в программе Prezi. (Рис. 2)По моему мнению, эти презентации дают больше возможностей и интереса.
Рис. 2. Слайды из презентации в программе Prezi
На разные предметы и темы уроков я создаю разные презентации, и мне это нравится!
Литература:
- Варченко В. И. Способы проведения занятий с использованием ПМК «Радуга в компьютере» Материалы XI конференции «Применение новых технологий в образовании» Троицк: «Байтик» 2000 г.
- Павлова С. А., Трофимова Р. Я. «Информационно-технические средства обучения в начальной школе» «Начальная школа» № 4 с. 110–112.
- Попова Н. Г. «Информатизация учебного процесса» «Начальная школа» 2002 г. № 11 с.71–74.