Механизм работы жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране все чаще и чаще дает сбои. С увеличением роста недвижимости в данной сфере появляются проблемы, которые затрагивают каждого домовладельца, недовольство которых понимают и в высших округах нашего государства. В данной статье предметом внимания являются основные пробелы в ЖКХ и их устранение, путем образования реформ и создания законопроектов.
Ключевые слова:жилищно-коммунальное хозяйство, недвижимость, аварийное жилье, управляющая компания, тарифы, реформирование.
С появлением городов стало наблюдаться увеличение строительства нового жилья, в частности многоэтажного, вследствие этого возникла потребность в его обслуживании. Так зародились первые предпосылки для формирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). С течением времени количество и виды потребляемых услуг гражданами только увеличивались и на сегодняшний день жители многоквартирных домов уже не могут обойтись без отопления, подачи горячей и холодной воды, канализации и т. д.
Выражаясь научным языком, жилищно-коммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг, например, таких как: водоснабжение, водоотведение, капитальный ремонт дома и т. д. [1]. Кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства сегодня стало одной из актуальных проблем у государства. Оно связанно с изношенностью фондов отрасли, формированием тарифов за потребляемые услуги, нарушением своих обязанностей управляющих компаний перед гражданами, проведением своевременного текущего и капитального ремонтов, переселением граждан из аварийного жилья.
В соответствии со ст. 161 п. 2 Жилищного кодекса РФ собственники помещений обязаны выбрать определенную форму управления многоквартирным домом [2]. Зачастую жильцы выбирают управляющую компанию или товарищество собственников жилья. В итоге эти организации берут на себя ответственность за содержание общего имущества в доме, а также качества выполнения предоставляемых услуг.
Разбирая проблему, связанную с управляющими компаниями, следует отметить, что жильцы дома имеют право выбрать любую понравившуюся организацию и при ее выборе им следовало бы уделить внимание на опыт работы в сфере ЖКХ, количество обслуживаемых домов, количество и квалификацию персонала.
На данный момент многие управляющие компании, в основном частные, необоснованно завышают плату за потребление жильцами коммунальных услуг. Алексей Рябцев, начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, объясняет эти действия следующим образом: «Только за последние четыре месяца 2013 года ущерб от коррупции в сфере ЖКХ превысил 1,2 миллиарда рублей. Так, управляющие компании расходуют полученные из бюджета средства не на нужды ЖКХ, а совсем на другие цели. Какие именно, я думаю, догадывается каждый. В итоге свои «убытки» УК пытаются покрыть за счет повышения стоимости коммунальных услуг» [3].
Это не единственный минус управляющих компаний. Зачастую они некачественно выполняют свои обязанности. К примеру, нанимают подрядную организацию на выполнение определенных услуг за минимальную плату, не согласовывая этот момент с жильцами. В итоге о качестве проделанной работы не может идти и речи.
Пути решения этих проблем напрашиваются сами собой. Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак ответил: «Подготовлен законопроект, согласно которому вопрос заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями будут решаться через собрание жителей дома» [4]. До этого управляющие компании сами выбирали поставщиков, а собственники не имели права выбора.
Также, Министерством строительства и ЖКХ РФ был внесен законопроект в Государственную Думу о лицензировании управляющих компаний, согласно которому организации, управляющие жилыми домами, должны будут получить лицензию до 1 мая 2015 года, иначе их деятельность будет остановлена. При помощи этого законопроекта будет наведен порядок в сфере управления жилищным фондом и коммунальным хозяйством. По словам главы Минстроя Михаил Мень: «Лицензирование УК приведет к тому, что недобросовестные игроки уйдут с этого социально значимого рынка, а для добросовестных УК при этом будут созданы прозрачные правила игры» [4]. Согласно законопроекту управлять домами будут те управляющие компании, у которых имеется материально-техническая база. Также, за оказание некачественных услуг организация должна будет вернуть потребителям до 30 % их стоимости. Если же компания повысила стоимость услуг, то штраф в пользу потребителя составит 15 %. «О добросовестности конкретных управляющий организаций можно будет узнать из «черных» и «белых» списков на сайте министерства», — пояснил Михаил Мень [4].
Почти половина жилого фонда в нашей стране — это наследие еще «хрущевской» эпохи. 50 миллионов россиян живут в аварийных и ветхих домах. Износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства достиг 80 %. Заменить нужно почти половину водопроводных, теплопроводных и канализационных сетей, а расселить 720 тысяч человек. На все это потребуется как минимум 9 триллионов рублей. Однако кабинет Министров РФ до сих пор не смог разработать внятной программы софинансирования ремонта или переселения граждан из опасных для жизни построек.
На заседании Госсовета РФ 31 мая 2013 года Игорь Шувалов, первый заместитель председательства Правительства РФ, отметил, что к 15 июлю 2014 года будет принят законопроект о продолжении финансирования Фонда содействия развитию ЖКХ, благодаря которому большинство россиян будут расселены из аварийного жилья в дома эконом класса. Как выразился на заседании В. В. Путин: «Не надо вешать проблемы, которые сейчас решить трудно, не надо путать аварийное жильё с ветхим. Нам нужно решать первоочередные задачи, самые острые, нужно закрыть проблему с аварийным жильём, из трущоб людей вытащить — вот что нужно сделать, хотя аварийное подчас мало чем отличается от ветхого, тем не менее нужно действовать поэтапно» [5].
С проблемой увеличения тарифов на энергоносители дела обстоят намного сложнее. С каждым годом они только повышаются. В феврале 2013 года президент Владимир Путин поручил Правительству сделать так, чтобы рост платежей за коммунальные услуги в среднем по году не превышал 6 % [6]. Он предложил вернуться к строгому государственному регулированию тарифов на энергоносители, причем контролировать не только поставщиков, но и посредников, тогда и частный бизнес будет активнее работать и граждане начнут понимать, за что платят.
Однако чиновники при выполнении этого задания использовали некоторые хитрости. Например, за первые полгода тарифы официально не повышались, следовательно, во втором полугодии предельное повышение тарифов должно быть в пределах 12 % — тогда в среднем за год и выходят назначенные 6 %.
Второй хитростью стало то, что государство регулирует предельный рост тарифов на коммунальные услуги, в частности отопление, вода, тепло, газ. Но с жителей также взимается плата за текущий и капитальный ремонт дома, вывоз мусора и т. д. Эти услуги являются не коммунальными, а жилищными, а, следовательно, плата за них не укладывается в 6 %.
На экономическом форуме в Петербурге президент В. В. Путин внес предложение об ограничении роста тарифов инфраструктурных монополий пределами инфляции за предыдущий год. Данная модель должна заработать в 2014 году и сохраниться в течение 5 лет.
Также Дмитрий Медведев, председатель Правительства РФ, на заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России заявил, что с 2014 года планируется перевести регионы страны на трехлетний фиксированный тариф. Для населения тарифы будут проиндексированы по формуле «инфляция минус 30 %» [7]. Таким образом, должно произойти смягчение тарифной составляющей, тем самым россияне почувствуют существенные изменения в своих «платежках» в течение двух лет.
Безусловно, на сегодняшний день существует много проблем в такой социально значимой сфере как жилищно-коммунальное хозяйство. Все чаще в средствах массовой информации слышны негодующие возгласы граждан страны, и они вполне обоснованы. Люди недовольны качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, постоянно растущими тарифами на энергоснабжение и т. д. Но все эти проблемы государство стремится решить как можно быстрее. Уже принят ряд мер в устранении этих вопросов. Правительство на данный момент считает приоритетной задачей модернизировать структуру ЖКХ, на это выделяются большие денежные средства. Внедрение новых материалов и технологий в будущем даст существенный экономический эффект, а рядовые потребители услуг почувствуют его результаты за счет снижения тарифов, в которые сейчас закладываются все расходы.
Литература:
1. Абдуллина, А. Р. Жилищно-коммунальное хозяйство в России // Молодой ученый [сайт] URL: http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/12/1433/
2. Жилищный кодекс РФ. Федеральный закон РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (действующая редакция от 30.12.2013) // КонсультантПлюс [сайт] URL: http://www.consultant.ru/popular/housing/
3. Проблемы ЖКХ. Коммунальный ад // 24СМИ. Новости [сайт] URL: http://24smi.org/article/10945-problemy-zhkh-kommunalnyj-ad.html
4. Управдом по лицензии // RG.RU Российская газета [сайт] URL: http://www.rg.ru/2014/02/06/upravdom.html
5. Заседание Госсовета по вопросам ЖКХ // Президент России [сайт] URL: http://www.kremlin.ru/news/18232
6. Экономика: Рост тарифов ЖКХ // РИАновости [сайт] URL: http://ria.ru/economy/20130225/924495455.html
7. Президиум Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России // Правительство России [сайт] URL: http://premier.gov.ru/news/6477